Действующий


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 мая 2007 года N 375-О-П

     

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Животовского Владимира Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 2 статьи 1091 Гражданского кодекса Российской Федерации и части второй статьи 5 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"



Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева, заслушав в пленарном заседании заключение судьи Л.М.Жарковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина В.А.Животовского,

установил:

1. Согласно статье 1091 ГК Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26 января 1996 года N 15-ФЗ*) суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, при повышении стоимости жизни подлежат индексации в установленном законом порядке (пункт 1); при повышении в установленном законом порядке минимального размера оплаты труда суммы возмещения утраченного заработка (дохода), иных платежей, присужденных в связи с повреждением здоровья или смертью потерпевшего, увеличиваются пропорционально повышению установленного законом минимального размера оплаты труда (статья 318) (пункт 2).

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "в редакции Федерального закона от 26 января 1996 года N 14-ФЗ" - Примечание изготовителя базы данных.


Федеральным законом от 9 января 1997 года "О повышении минимального размера оплаты труда" с 1 января 1997 года МРОТ был установлен в сумме 83 рубля 49 копеек. Федеральным законом от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" применение МРОТ было ограничено сферой регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей (статья 3), а также предусмотрено поэтапное его увеличение: с 1 июля 2000 года - до 132 рублей, с 1 января 2001 года - до 200 рублей, с 1 июля 2001 года - до 300 рублей (статья 1). Для исчисления иных платежей, в том числе по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, была введена базовая сумма: до 1 января 2001 года - 83 рубля 49 копеек, после 1 января 2001 года - 100 рублей (статья 4 и часть вторая статьи 5).

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.А.Животовский оспаривает конституционность положений пункта 2 статьи 1091 ГК Российской Федерации (в указанной редакции) и части второй статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда", со ссылкой на которые суды отказали ему в удовлетворении требования об индексации сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, за период с 1 октября 2001 года по 1 июля 2002 года.

Как следует из представленных материалов, 20 июля 1979 года по вине водителя ЗАО "Родина" произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого В.А.Животовский получил травму и с 1992 года является инвалидом I группы. Каневский районный суд Краснодарского края решением от 26 ноября 1996 года с ЗАО "Родина" в пользу В.А.Животовского в возмещение вреда, причиненного здоровью, с 1 декабря 1996 года взыскал ежемесячно 2725 рублей 35 копеек с последующей индексацией взыскиваемых сумм.

Определением того же суда от 1 августа 2003 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 сентября 2003 года, заявление В.А.Животовского об индексации взыскиваемых сумм за период с 1 октября 2001 года по 1 июля 2002 года пропорционально росту МРОТ, а с 1 июля 2002 года - пропорционально росту величины прожиточного минимума трудоспособного населения по Российской Федерации удовлетворено частично. Суд, руководствуясь частью второй статьи 5 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", указал на необходимость с 1 июля 2000 года исчисления платежей по гражданско-правовым обязательствам, определяемых в соответствии со статьей 318 и пунктом 2 статьи 1091 ГК Российской Федерации, исходя из базовой суммы МРОТ; поскольку базовая сумма с 1 октября 2001 года по 1 июля 2002 года не изменялась и выплаты фактически производились в большем размере, требование заявителя об индексации выплаченных сумм пропорционально росту МРОТ оставлено без удовлетворения. Опираясь на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированные в Постановлении от 19 июня 2002 года N 11-П и в Определении от 11 июля 2002 года N 191-О, суд проиндексировал выплаты заявителю за период с 1 июля 2002 года по 1 декабря 2002 года, исходя из критериев повышения стоимости жизни. Определениями Краснодарского краевого суда от 16 декабря 2003 года и Верховного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2006 года В.А.Животовскому отказано в передаче данного дела для рассмотрения в суд надзорной инстанции.

По мнению заявителя, оспариваемые нормы - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - ограничили применение МРОТ при перерасчете сумм, взысканных в возмещение вреда, причиненного здоровью, только случаем причинения вреда в связи с исполнением пострадавшим своих трудовых обязанностей (статьи 1 и 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"), что привело к нарушению его конституционных прав, гарантированных статьями 2, 17-19, 54 и 55 Конституции Российской Федерации.

2. Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья и гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (статья 7, часть 2; статья 41, часть 1; статья 46, часть 1). Порядок, условия и размер возмещения вреда, причиненного здоровью, в Конституции Российской Федерации не конкретизированы, что требует от федерального законодателя, обязанного в силу ее статьи 71 (пункт "в") регулировать и защищать права и свободы человека и гражданина, установления в отраслевом законодательстве соответствующих эффективных правовых механизмов.

Вопрос исчисления сумм платежей в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

Так, в Постановлении от 19 июня 2002 года N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что изменение Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" критерия индексации сумм возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, в сферах, не связанных с трудовыми отношениями, освободило институт МРОТ от выполнения не свойственных ему функций, которое само по себе - при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан - не может рассматриваться как противоречащее Конституции Российской Федерации (пункт 5.1 мотивировочной части).

В Определении от 11 июля 2002 года N 191-О Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что отсутствие в Федеральном законе "О минимальном размере оплаты труда" какого-либо нового критерия индексации сумм возмещения вреда для граждан, которым оно исчисляется в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе с пунктом 2 его статьи 1091, не исключает обязанность причинителя вреда и суда рассматривать требования граждан об увеличении размеров указанных сумм на основании норм и принципов гражданского законодательства, прежде всего пункта 1 статьи 1091 ГК Российской Федерации; вопрос об увеличении сумм выплачиваемого возмещения вреда, причиненного здоровью, подлежит разрешению судами общей юрисдикции на основании исследования и оценки фактических обстоятельств дела, в том числе исходя из объективных критериев повышения стоимости жизни, которые в разных регионах могут быть различными.

Из данных правовых позиций, сохраняющих свою силу, следует, что они в полной мере распространяются на гражданско-правовые отношения, связанные с определением размера сумм, выплачиваемых в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью граждан (т.е. на деликтные правоотношения).

Таким образом, оспариваемые В.А.Животовским положения пункта 2 статьи 1091 ГК Российской Федерации и части второй статьи 5 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", как не исключающие возможность увеличения сумм возмещения вреда на основании иных критериев (повышение стоимости жизни и др.), сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.

3. По смыслу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" жалоба гражданина на нарушение его конституционных прав и свобод признается допустимым средством судебной защиты лишь при условии, что эти права и свободы действительно нарушаются оспариваемым законом, примененным в деле заявителя, - в таких случаях лишение неконституционных предписаний закона юридической силы является необходимым и адекватным средством для устранения нарушений. При этом в силу части второй статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии к рассмотрению жалобы в случае, если оспариваемые нормы отменены или утратили силу до обращения в Конституционный Суд Российской Федерации.

Федеральным законом от 26 ноября 2002 года N 152-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, связанные с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в статью 1091 ГК Российской Федерации внесены изменения и пункт 2 исключен.

Фактически, как следует из материалов жалобы, В.А.Животовский ставит вопрос о проверке законности и обоснованности вынесенных по его заявлениям об индексации сумм за период с 1 октября 2001 года по 1 июля 2002 года (пропорционально росту МРОТ) судебных решений, в том числе определения судьи Верховного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2006 года. Однако проверка законности и обоснованности состоявшихся решений, соблюдения правильности истолкования правовых норм, выбора критерия индексации с учетом фактических обстоятельств конкретного дела и т.д. составляет прерогативу вышестоящих судов общей юрисдикции и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2 и 3 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Животовского Владимира Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, и поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее были приняты решения, сохраняющие свою силу.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.Данилов




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка