Действующий


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 июня 2006 года N 319-О


Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Замышляева Вячеслава Вячеславовича на нарушение его конституционных прав положением абзаца первого пункта 3 статьи 4 Федерального закона "О бухгалтерском учете"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей: Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева, заслушав в пленарном заседании заключение судьи Л.О.Красавчиковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина В.В.Замышляева,

установил:

1. Арбитражный суд Алтайского края решением от 12 сентября 2005 года, оставленным без изменения апелляционной инстанцией того же суда, отказал гражданину В.В.Замышляеву в удовлетворении иска к ОАО "Коминфо" (город Барнаул), акционером которого он является (владеет 4,5% обыкновенных акций), о представлении копий бухгалтерских отчетов за 2001-2003 годы (бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, приложения и пояснительная записка к ним). Суд мотивировал свое решение тем, что ОАО "Коминфо" с 2001 года перешло на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а потому в силу пункта 3 статьи 4 Федерального закона "О бухгалтерском учете" освобождено от обязанности ведения бухгалтерского учета. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы В.В.Замышляева и отмены принятых по делу решений судов первой и апелляционной инстанций, указав на приоритетное по отношению к Гражданскому кодексу Российской Федерации значение положений Налогового кодекса Российской Федерации, определяющих перечень документов, необходимых при применении организациями упрощенной системы налогообложения.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации В.В.Замышляев утверждает, что примененное в его деле положение абзаца первого пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 года "О бухгалтерском учете" (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2002 года N 191-ФЗ), согласно которому организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, нарушает его право свободно получать информацию о деятельности акционерного общества, акционером которого он является, а потому противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 и 29.

2. Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1), а также право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, часть 2).

Названные конституционные права, как вытекает из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 10 апреля 2003 года N 5-П по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 84 Федерального закона "Об акционерных обществах", служат основой конституционно-правового статуса участников хозяйственных обществ, в частности акционеров акционерных обществ - юридических лиц и физических лиц, в том числе не являющихся предпринимателями, которые реализуют свои права через владение акциями, удостоверяющими обязательственные права их владельцев к акционерному обществу.

Составной частью конституционно-правового статуса участников акционерного общества в отношениях с акционерным обществом является закрепленное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 29 (часть 4), право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Оно лежит в основе реализации акционерами своих прав, в том числе права на информацию об акционерном обществе, которое обеспечивается как Гражданским кодексом Российской Федерации, предусматривающим право участников хозяйственного общества получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке (абзац третий пункта 1 статьи 67), так и рядом других законов, раскрывающих содержание права на информацию в сфере предпринимательской деятельности, в том числе объем, количество и состав предоставляемой информации.

Так, Федеральный закон от 26 декабря 1995 года "Об акционерных обществах", определяя, как указано в пункте 1 его статьи 1, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивая защиту прав и интересов акционеров, предусматривает различные формы реализации ими права на получение информации о деятельности акционерного общества и возлагает соответствующие обязанности на акционерное общество (статьи 52, 90, 91, 92 и др.).

3. Реализация конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске, обеспечивается также бухгалтерским учетом, который, как следует из статьи 71 (пункты "ж", "р") Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 8 (часть 1), 29 (часть 4), 34 и 114 (пункт "б" части 1), служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики в Российской Федерации и относится к числу конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2003 года N 4-П по делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона "Об аудиторской деятельности").

3.1. Согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете" все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета по установленным формам бухгалтерскую отчетность, которая представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности и включает бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним, предусмотренные нормативными актами, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, и пояснительную записку (абзац шестой статьи 2, пункты 1 и 2 статьи 13).

Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (утратил силу с 1 января 2003 года) были установлены правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Принятый в целях реализации конституционного права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" определил общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства, формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства, в том числе предусмотрел возможность представления ими бухгалтерской отчетности в упрощенном порядке (пункт 1 статьи 6), который, по смыслу статьи 5 названного Федерального закона, сводится в основном к представлению в утверждаемом Правительством Российской Федерации порядке информации, необходимой для решения вопросов налогообложения. В соответствии с требованиями главы 26_2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели, которым предоставлено право применять упрощенную систему налогообложения, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 27 апреля 2001 года N 7-П по делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации и конкретизированной применительно к сфере налоговых правоотношений в Постановлении от 14 июля 2003 года N 12-П по делу о проверке конституционности ряда положений статей 4, 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", нормы налогового законодательства - исходя не только из публичных интересов государства, но и из частных интересов физических и юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений - должны быть гармонизированы с носящими диспозитивный характер нормами гражданского законодательства.

3.2. Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. К документам бухгалтерского учета относятся, как следует из главы II названного Федерального закона, первичные и сводные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, а также внутренняя бухгалтерская отчетность.

Особенности открытого акционерного общества, как наиболее сложной формы организации бизнеса, при том что его участником может стать любое лицо, требуют публичного ведения дел, в том числе обязательной ежегодной открытой публикации для всеобщего сведения годового отчета, бухгалтерского баланса и счетов прибылей и убытков, подтвержденных независимым аудитом. Содержащаяся в этих документах информация не является коммерческой тайной, а ее представление (как акционерам, так и прочим лицам) невозможно без составления бухгалтерской отчетности. Освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета применительно к деятельности открытого акционерного общества не исключает, таким образом, необходимость составления по данным об имущественном и финансовом положении и результатам хозяйственной деятельности бухгалтерской отчетности в установленной законом форме в целях обеспечения информационной открытости и возможности реализации акционерами своих прав, в том числе права получать информацию о деятельности акционерного общества.

3.3. Следовательно, положение абзаца первого пункта 3 статьи 4 Федерального закона "О бухгалтерском учете" в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как нарушающее в конкретном деле конституционные права заявителя, а потому его жалоба не является допустимой в силу пункта 1 статьи 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

4. Кроме того, заявитель, выражая несогласие с вынесенными по его делу судебными решениями, ставит, по существу, перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о проверке этих решений с точки зрения правильности выбора арбитражными судами законодательных норм и возможности их применения при рассмотрении данного дела.

Между тем, как следует из статей 118, 120 и 126 Конституции Российской Федерации, выбор подлежащих применению в конкретном деле правовых норм является прерогативой суда, разрешающего дело в рамках уголовного, гражданского или административного судопроизводства. Проверка же законности и обоснованности вынесенного судом общей юрисдикции или арбитражным судом решения осуществляется вышестоящими судебными инстанциями и к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они установлены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Замышляева Вячеслава Вячеславовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.



Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.Данилов


Текст документа сверен по:

рассылка