Действующий


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 апреля 1999 года N 30-О


Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Ленинского районного суда города Воронежа о проверке конституционности частей первой и второй статьи 83 Избирательного кодекса Воронежской области

Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя Т.Г.Морщаковой, судей Н.Т.Ведерникова, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева, заслушав в пленарном заседании заключение судьи Л.М.Жарковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса,

установил:

1. Согласно статье 83 Избирательного кодекса Воронежской области, принятого Законом Воронежской области от 18 июля 1995 года (с последующими изменениями и дополнениями), кандидат, избранный депутатом, в трехдневный срок после получения из окружной избирательной комиссии письменного извещения об избрании обязан поставить в известность эту комиссию о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом депутата (часть первая); после официального сообщения об итогах выборов избирательная комиссия выдает избранным лицам удостоверения об избрании при условии выполнения ими требований части первой данной статьи (часть вторая); полномочия депутата начинаются с момента его избрания (часть третья).

Как следует из запроса, в производстве Ленинского районного суда города Воронежа находится дело по жалобам ряда граждан о признании недействительными депутатских полномочий восьми депутатов Воронежского городского муниципального Совета и о признании незаконными действий соответствующих окружных избирательных комиссий по выдаче депутатских удостоверений лицам, не сложившим с себя не совместимые со статусом депутата обязанности. Полагая, что депутатские полномочия являются подтвержденными в полном объеме лишь после вручения победившему кандидату удостоверения об избрании, Ленинский районный суд города Воронежа пришел к выводу о том, что положения частей первой и второй статьи 83 Избирательного кодекса Воронежской области о сроках сложения не совместимых со статусом депутата обязанностей, подлежащие применению в этом деле, не соответствуют статьям 3, 32, 37, 55 и 130 Конституции Российской Федерации, приостановил производство по делу и направил в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке их конституционности.

2. Согласно статье 72 (пункт "н" части 1) Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе касающихся статуса депутатов законодательных и представительных органов власти, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По этому кругу вопросов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, причем последние не должны противоречить федеральным законам (статья 76, части 2 и 5, Конституции Российской Федерации).

Федеральный закон от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (пункт 2 статьи 28), так же как и Избирательный кодекс Воронежской области (часть третья статьи 31) допускают регистрацию кандидатов в депутаты только при условии их письменного обязательства сложить в случае избрания полномочия, не совместимые со статусом депутата. Данные нормы предполагают, что гражданин Российской Федерации, пожелавший реализовать конституционное право быть избранным добровольно принимает условия, с которыми связан приобретаемый им публично-правовой статус выборного лица, и выполняет их в соответствии с установленной законом процедурой.

Оспариваемыми положениями статьи 83 Избирательного кодекса Воронежской области определяется порядок осуществления избранными лицами добровольно взятого на себя обязательства о прекращении не совместимых с депутатским статусом полномочий. Из Федерального закона от 26 ноября 1996 года "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"редакции от 22 июня 1998 года) фактически следует, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе сам устанавливать данный порядок в части, не противоречащей федеральному законодательству, с тем, чтобы при этом не нарушались права граждан, давших соответствующее обязательство. Порядок регистрации избранных депутатов представительных органов местного самоуправления, установленный Избирательным кодексом Воронежской области, тождествен порядку, определенному в статье 40 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (утверждено статьей 5 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"), которая также обусловливает выдачу удостоверения избранному лицу сложением не совместимых с депутатским статусом полномочий.

Согласно оспариваемому заявителем положению обязанность гражданина выполнять данное им добровольное обязательство о сложении таких полномочий возникает только после получения им "извещения об избрании в письменном виде", основанном, как следует из положений части первой статьи 83 Избирательного кодекса Воронежской области, на данных протокола об итогах выборов. Направление гражданину такого документа является достаточным подтверждением того, что он реализовал свое пассивное право и был избран должностным лицом публичной власти.

Таким образом, правовое регулирование вопросов о порядке регистрации избранных депутатов, содержащееся в статье 83 Избирательного кодекса Воронежской области, не связано с ограничением конституционного права граждан быть избранными в органы местного самоуправления. Невыполнение избранным лицом установленного оспариваемыми положениями предписания о сложении полномочий, не совместимых со статусом депутата, влечет по решению избирательной комиссии или соответствующего суда последствия, предусмотренные частью третьей статьи 80 Избирательного кодекса Воронежской области.

Содержащееся же в запросе утверждение о том, что положениями частей первой и второй статьи 83 Избирательного кодекса Воронежской области нарушается предусмотренная также статьей 130 Конституции Российской Федерации самостоятельность местного самоуправления, не вытекает из содержания оспариваемых положений, поскольку вопрос о занятиях, не совместимых с депутатскими полномочиями, решается в других нормативных актах.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Ленинского районного суда города Воронежа ввиду его несоответствия требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
Т.Г.Морщакова

Судья Конституционного Суда
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.О.Лучин




Текст документа сверен по:

файл - рассылка