Действующий

     
Верховный Суд Российской Федерации
КАССАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 декабря 1999 года N КАС99-330


[Суд пришел к правильному выводу, что каких-либо дополнительных ограничений, помимо предусмотренных законом, пассивного избирательного права оспариваемые пункты Разъяснений о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва не содержат]

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего А.И.Федина, членов коллегии А.Я.Петроченкова, Ю.Г.Кебы с участием прокурора М.Г.Белан рассмотрела в судебном заседании от 2 декабря 1999 года дело по жалобе Паниной Н.Н. о признании незаконными (недействительными) Разъяснений о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 13 августа 1999 года N 8/52-3, в части запрета на рекламу указанных в п.7 и 8 данных Разъяснений лиц и организаций, а также осуществление ими благотворительной деятельности до подачи этими лицами заявления в избирательную комиссию о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы по кассационной жалобе Паниной Н.Н. на решение Верховного Суда РФ от 26 октября 1999 года, которым в удовлетворении жалобы отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ А.И.Федина, объяснения представителей Центризбиркома РФ Егоровой А.А. и Смирнова А.А., возражавших против удовлетворения жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Белан М.Г., полагавшей жалобу необоснованной, Кассационная коллегия

установила:

Разъяснения о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, утвержденные постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 августа 1999 года N 8/52-3, были приняты в соответствии со ст.24 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", предусматривающей право Центризбиркома России издавать инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настоящего Федерального закона.

Из содержания п.7 и 8 обжалуемых Разъяснений следует, что любая реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, избирательных объединений должна быть приостановлена на период с 10 августа 1999 года до регистрации кандидата, федерального списка, а с момента указанной регистрации может проводиться исключительно за счет средств соответствующего избирательного фонда.

С того же времени запрещается физическим и юридическим лицам осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, избирательных объединений, и на этот период такая деятельность указанных лиц должна быть приостановлена.

Рассматривая данное дело, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал подробный анализ законодательства, регулирующего поставленные в жалобе вопросы, и пришел к правильному выводу о том, что оснований для отмены оспариваемых положений Разъяснений ЦИК РФ не имеется, поскольку они не противоречат действующему избирательному законодательству.

Так, в соответствии со ст.2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная кампания начинается со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

Указ Президента РФ о назначении выборов был официально опубликован 10 августа 1999 года.

В соответствии с п.4 ст.41 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" не имеют права заниматься благотворительной деятельностью в ходе избирательной кампании кандидаты, избирательные объединения, а также организации, учредителями, собственниками, владельцами или членами руководящих органов которых являются указанные лица, а равно иные физические и юридические лица, действующие по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций.

Физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их уполномоченных представителей.

Аналогичные требования по этому вопросу содержатся и в п.8 ст.48 названного Федерального закона в отношении зарегистрированных кандидатов.

Согласно п.3 ст.52 этого же Закона запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные предвыборные материалы (включая и рекламу коммерческой и иной деятельности кандидатов) благотворительным организациям и религиозным объединениям, а также учреждениям или организациям.

Содержащиеся в Законе ограничения на осуществление избирательными объединениями, кандидатами благотворительной, рекламной деятельности начинают действовать с 10 августа 1999 года. Из смысла приведенных норм Закона также следует, что в случае выдвижения кандидата после начала избирательной кампании (т.е. после 10 августа 1999 года) запрет на занятие благотворительной, рекламной деятельностью начинает действовать только с того дня, когда он приобрел статус кандидата.

Аналогичного содержания положения содержатся и в обжалованном нормативном акте Центризбиркома РФ.

Поскольку в соответствии со ст.2 Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" политическое общественное объединение получает статус избирательного объединения со дня начала избирательной кампании (с 10 августа 1999 года), то для избирательного объединения (в отличие от граждан, выдвинутых в качестве кандидатов избирательным объединением либо избирателями) приостановление благотворительной, рекламной деятельности должно начаться именно с 10 августа 1999 года.

В случае, если проводимая рекламная и благотворительная деятельность физических и юридических лиц после объявления начала избирательной кампании никак не связана с выборами депутатов Государственной Думы, она продолжает осуществляться в соответствии с действующим на этот счет законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу, что каких-либо дополнительных ограничений, помимо предусмотренных законом, пассивного избирательного права оспариваемые пункты Разъяснений не содержат.

Заявительницей Паниной Н.Н. в судебном заседании не было представлено каких-либо доказательств в подтверждение довода о нарушении предусмотренного законом ее права на осуществление рекламной и благотворительной деятельности, не связанной с выборами депутатов, после объявления начала избирательной кампании.

В кассационной жалобе, не соглашаясь с решением суда, Панина Н.Н. приводит доводы, исследованные в судебном заседании и получившие оценку суда.

Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют требованиям закона, и оснований для признания их неправильными не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия

определила:

Решение Верховного Суда РФ от 26 октября 1999 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Паниной Н.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий
А.И.Федин

Члены коллегии
А.Я.Петроченков
Ю.Г.Кеба




Текст документа сверен по:

"Избирательные права и право

на участие в референдуме

граждан Российской Федерации

в решениях Верховного Суда

Российской Федерации"

(1995-2000), 2001