КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 ноября 2004 года N 320-О
По ходатайству Федеральной таможенной службы об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего В.Д.Зорькина, судей М.В.Баглая, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, Н.В.Селезнева, О.С.Хохряковой, рассмотрев в заседании палаты ходатайство Федеральной таможенной службы,
установил:
1. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 марта 2004 года по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" признал не противоречащим Конституции Российской Федерации законоположение, на основании которого пенсионерам, получающим пенсию за выслугу лет, назначенную в соответствии с названным Законом, при поступлении их вновь на военную службу или на службу в органы внутренних дел, иную правоохранительную службу, выслуга на которой дает право на пенсионное обеспечение по нормам и на условиях, установленных данным Законом, выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
В своем ходатайстве об официальном разъяснении этого Постановления Федеральная таможенная служба указывает, что после его принятия пенсионные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации отказывают некоторым сотрудникам таможенных органов, получавшим пенсии за выслугу лет от названных министерств и ведомств, в возобновлении выплаты пенсии после увольнения со службы в таможенных органах; ссылаясь на предписания статьи 14 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", устанавливающей правила исчисления размера пенсий, в том числе в случае повторного определения на службу, они предлагают указанным лицам обращаться в Федеральную таможенную службу за назначением пенсии за выслугу лет с учетом выслуги на день последнего увольнения. Между тем размер полагающейся им как сотрудникам таможенных органов пенсии за выслугу лет - даже с учетом более продолжительной выслуги, а иногда и более высокой должности (специального звания) в таможенных органах - зачастую оказывается ниже той пенсии, которая выплачивалась им до повторного поступления на службу другими органами, в частности пенсионными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Федеральная таможенная служба просит ответить на вопрос, имеют ли такие граждане право выбора - оформить выплату пенсии от таможенных органов либо сохранить ранее приобретенное пенсионное обеспечение в период военной службы, службы в органах безопасности и других органах, названных в Законе Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
2. По смыслу статьи 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", официальное разъяснение решения Конституционного Суда Российской Федерации может быть дано им самим лишь в пределах содержания этого решения; ходатайство не подлежит рассмотрению в процедуре публичного судебного заседания, если поставленные в нем вопросы не требуют какого-либо дополнительного истолкования решения или же предполагают необходимость проверки конституционности новых норм либо формулирования новых правовых позиций, не нашедших отражения в разъясняемом решении.
Поставленный в ходатайстве Федеральной таможенной службы вопрос касается не существа принятого Конституционным Судом Российской Федерации решения, а механизма возобновления выплаты пенсии за выслугу лет лицам, получавшим ее от Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, впоследствии прослужившим в таможенных органах и в настоящее время увольняющимся из них.
В мотивировочной части Постановления от 18 марта 2004 года указано, что пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), находятся в равном положении - выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются в том числе исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет. В Постановлении также приведена норма части второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", касающаяся размера пенсии за выслугу лет лицам, повторно поступившим на службу, при последующем увольнении их со службы.
Вместе с тем упоминание в мотивировочной части данного Постановления предписания, содержащегося в части второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", не означает, что сотрудникам таможенных органов, получавшим пенсии за выслугу лет от Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации или Министерства внутренних дел Российской Федерации, после увольнения их со службы в таможенных органах пенсионными органами указанных министерств и ведомств не может быть возобновлена выплата ранее назначенных, но приостановленных в связи с поступлением на службу, пенсий.
Как следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18 марта 2004 года, повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов) не может и не должно иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, который они имели бы, продолжая находиться на пенсии. Поэтому при увольнении со службы в таможенных органах такие лица вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант - либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся им как сотрудникам таможенных органов, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года не препятствует исполнению норм Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" об обязанности возобновления пенсионными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации выплаты пенсий их бывшим сотрудникам в случаях, когда условия, необходимые для выплаты, выполняются.
Не препятствуют этому и положения статьи 11 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" об осуществлении пенсионного обеспечения лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц.
Таким образом, вопрос, поставленный в ходатайстве Федеральной таможенной службы, не требует официального разъяснения Постановления от 18 марта 2004 года.
Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и четвертой статьи 71, частью первой статьи 79 и статьей 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Поскольку для разрешения поставленного Федеральной таможенной службой вопроса не требуется официальное разъяснение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года по делу о проверке части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", признать данное ходатайство не подлежащим дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председательствующий -
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин
Текст документа сверен по:
"Вестник Конституционного Суда
Российской Федерации",
N 2, 2005 год