Действующий


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 ноября 1996 года N 109-О

     

Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Президента Республики Татарстан о проверке конституционности статьи 13 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"



Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.А.Туманова, судей Э.М.Аметистова, М.В.Баглая, Н.Т.Ведерникова, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева, заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.Г.Ярославцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева,

установил:

1. Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев в своем обращении просит проверить конституционность статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 1994 года "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Заявитель полагает, что статья 13 названного Закона, которая ставит введение в действие главы 17 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы права собственности и другие вещные права на землю, в зависимость от вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, не соответствует Конституции Российской Федерации. По его мнению, оспариваемая статья тем самым ставит и реализацию статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации в зависимость от принятия Земельного кодекса, чем нарушаются положения Конституции Российской Федерации о прямом действии Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации (статья 15, часть 1), о неотчуждаемости основных прав и свобод человека (статья 17, часть 2) и о признании прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими (статья 18).

2. Согласно статьям 94, 95, 105 и 107 Конституции Российской Федерации принятие федеральных законов относится к исключительной компетенции федерального законодателя.

В соответствии с Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" указанные нормативные акты вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами не установлен другой порядок вступления их в силу (статья 6). Поскольку вопрос о порядке вступления в силу нового федерального закона неразрывно, органично связан с законодательной процедурой и с содержанием закона, законодатель, реализуя свои конституционные права по принятию федеральных законов, вправе сам установить порядок и определить сроки вступления того или иного закона в силу.

В обжалуемом Законе предусмотрено, что часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации вводится в действие с 1 января 1995 года (статья 1), а глава 17 Гражданского кодекса вводится в действие со дня введения в действие Земельного кодекса, принятого Государственной Думой (статья 13). До тех пор, следовательно, глава 17 Гражданского кодекса Российской Федерации не может считаться вступившей в силу и действующей.

В Конституции Российской Федерации (статья 36, часть 3) содержится обращенное к законодателю требование принять федеральный закон, на основе которого должны определяться условия и порядок пользования землей. Из данного положения Конституции вытекает, что для регулирования земельных отношений приоритетное значение имеет именно этот закон, принимаемый в соответствии с главой второй Конституции Российской Федерации "Права и свободы человека и гражданина" , который должен обеспечить защиту конституционных прав граждан на землю.

Вместе с тем Конституция Российской Федерации содержит и нормы прямого действия. В сфере рассматриваемых отношений такой нормой является статья 9 (часть 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой "земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности". Данная норма применяется непосредственно, кроме случаев, когда ее реализация связана с законом, предусмотренным статьей 36 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Кроме того, поскольку до принятия Земельного кодекса Российской Федерации откладывается введение в действие только главы 17 Гражданского кодекса Российской Федерации, права, вытекающие из гражданско-правовых отношений, регулируемых другими разделами Гражданского кодекса, этим не затрагиваются. Рассмотрение споров, связанных с реализацией этих прав, относится к компетенции судов общей юрисдикции.

Таким образом, у Конституционного Суда Российской Федерации нет правовых оснований для принятия к производству данного запроса, как не относящегося к его компетенции.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Президента Республики Татарстан как не соответствующего критерию допустимости по смыслу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

Конституционный Суд
Российской Федерации

     

Текст документа сверен по:
рассылка