Действующий

     
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 мая 1997 года  N 75-О

     

Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Ларина Александра Васильевича как не соответствующих требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"



Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Э.М.Аметистова, Н.Т.Ведерникова, Ю.М.Данилова, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, В.И.Олейника, Н.В.Селезнева, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, В.А.Туманова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева, рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалоб гражданина А.В.Ларина требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

установил:

1. Гражданин А.В.Ларин неоднократно обращался в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобами, в которых, не оспаривая конституционность каких-либо отдельных норм Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий" (с последующими изменениями и дополнениями), ставил вопрос о проверке конституционности Закона в целом, а также основанных на нем судебных решений.

Неконституционность названного Закона заявитель усматривает в отсутствии в нем норм, регулирующих условия и порядок возмещения морального вреда, причиненного жертвам политических репрессий, в результате чего, по мнению заявителя, нарушается его конституционное право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти, что противоречит статьям 53 и 60 Конституции Российской Федерации.

Как следует из жалоб, семья заявителя в 1930 году в результате раскулачивания лишилась имущества и в административном порядке была направлена на спецпоселение. Заявителю, признанному впоследствии необоснованно репрессированным по политическим мотивам и реабилитированному, в соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" была выплачена денежная компенсация в размере 100 установленных Законом минимальных размеров оплаты труда за утраченное в связи с репрессией имущество, включая жилой дом. Полагая, что помимо этого ему должна быть выплачена компенсация морального вреда, заявитель обратился в Ершовский районный народный суд Саратовской области, который отказал в удовлетворении данного требования, сославшись на отсутствие в Законе Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" соответствующих норм. Обоснованность принятого решения была подтверждена судебной коллегией по гражданским делам Саратовского областного суда и Верховным Судом Российской Федерации. Однако, по мнению заявителя, он имеет право на компенсацию морального вреда в соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании пункта 1 части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял гражданина А.В.Ларина о несоответствии его жалоб требованиям названного Закона. Однако в своей очередной жалобе, поступившей 11 марта 1997 года, заявитель требует принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленным им вопросам.

2. Статья 53 Конституции Российской Федерации, устанавливая право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, не конкретизирует порядок и условия такого возмещения. Эти вопросы урегулированы в других законодательных актах и в соответствии с ними должны разрешаться в судах общей юрисдикции, проверка решений которых не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" определяет порядок восстановления прав жертв политического произвола, предоставления им соответствующих льгот и преимуществ, а также компенсации причиненного в результате необоснованной репрессии ущерба. В то же время в Законе отсутствуют нормы, прямо регулирующие вопросы, связанные с компенсацией указанным лицам морального вреда. Решение вопроса о включении таких норм в оспариваемый Закон является прерогативой Федерального Собрания Российской Федерации и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации. Вместе с тем это не исключает рассмотрения судами общей юрисдикции в каждом конкретном случае возможности определять вид и размеры подлежащего возмещению ущерба, исходя из того, что в отсутствие специального регулирования должны непосредственно применяться нормы Конституции Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Ларина Александра Васильевича, как не являющихся допустимыми в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и ввиду неподведомственности поставленных в них вопросов Конституционному Суду Российской Федерации.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.

Конституционный Суд
Российской Федерации


Текст документа сверен по:

рассылка