Действующий


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

     
от 12 марта 1998 года N 51-О

     

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Нелидиной Елены Владимировны на нарушение ее конституционных прав Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Э.М.Аметистова, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева, заслушав в пленарном заседании заключение судьи Л.М.Жарковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки Е.В.Нелидиной,

установил:

1. Решением Семикаракорского районного суда Ростовской области гражданке Е.В.Нелидиной было отказано в возврате в натуре жилого дома, вышедшего из ее владения в 1929 году в связи с политическими репрессиями, на основании части третьей статьи 16_1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции от 3 сентября 1993 года), согласно которой реабилитированным лицам возвращаются в натуре жилые дома при условии, что эти жилые дома необходимы им с членами их семей для постоянного проживания и в случае освобождения занимаемых реабилитированными лицами жилых помещений в домах государственного и общественного жилого фонда.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Е.В.Нелидина утверждает, что названная норма, примененная в ее деле, противоречит статьям 15 (часть 1), 19 (часть 2), 35 (часть 1), 52 и 53 Конституции Российской Федерации.

2. Конституция Российской Федерации защищает права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, закрепляет право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (статьи 52 и 53), но не устанавливает конкретных способов, видов и объема возмещения вреда, что является компетенцией законодателя.

Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", учитывая многолетний и массовый характер политических репрессий, предусматривает ряд упрощенных процедур восстановления реабилитированными своих прав, получения ими определенных льгот и компенсаций. При этом, как отмечено в преамбуле, законодатель исходит из целей "обеспечения посильной в настоящее время компенсации материального и морального ущерба" даже в тех случаях, когда такой ущерб не может быть взыскан на основании другого действующего законодательства. Таковым является, в частности, предписание части третьей статьи 16_1 Закона о возврате в натуре жилых домов реабилитированным лицам и членам их семей. Наличие указанных выше обязательных условий возврата жилых домов не может вместе с тем рассматриваться как нарушение конституционных прав, закрепленных статьями 52 и 53 Конституции Российской Федерации.

Согласно статье 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

К их числу могут быть отнесены также требующие защиты права тех, кто в настоящее время проживает либо использует под иные цели жилые дома, ранее принадлежавшие реабилитированным лицам, а также права юридических лиц - собственников или владельцев жилищного фонда, - в обязанности которых входит обеспечение жилой площадью лиц, подлежащих переселению.

Условие об освобождении жилых помещений в домах государственного и общественного жилого фонда, занимаемых реабилитированными лицами, не нарушает и охраняемого Конституцией Российской Федерации права собственности последних, поскольку указанные жилые помещения предоставлялись им бесплатно в обеспечение их конституционного права на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), а не права собственности. При этом государство согласно указанной статье 40 (часть 3) обязало предоставлять жилище в соответствии с установленными законом нормами гражданам, нуждающимся в нем, т.е. когда у них нет другого жилья, в том числе принадлежащего им на праве собственности.

Следует также учитывать, что оспариваемый Е.В.Нелидиной порядок возврата реабилитированным лицам жилых домов в натуре является не единственным способом защиты утраченного права и та же статья 16' (часть 6) Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" предусматривает возможность возмещения реабилитированному лицу стоимости имущества, которое не может быть ему возвращено, в соответствии с произведенной в установленном порядке оценкой.

Однако проверка законности и обоснованности решений судов, вынесенных по конкретному делу, включая оценку того, какой именно закон подлежит применению, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации. Она относится к полномочиям судов общей юрисдикции и может быть осуществлена в надзорном порядке.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Нелидиной Елены Владимировны как не являющейся допустимой и ввиду неподведомственности поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Конституционный Суд
Российской Федерации




Текст документа сверен по:

рассылка