Действующий


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 октября 1998 года N 120-О


По жалобе гражданина Тетельмина Владимира Владимировича на нарушение его избирательных прав рядом положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"



Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.Т.Ведерникова, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, В.Д.Зорькина, В.О.Лучина, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева, заслушав в пленарном заседании заключение судьи Ю.Д.Рудкина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина В.В.Тетельмина,

установил:

1. 9 апреля 1998 года в Конституционный Суд Российской Федерации поступила жалоба гражданина В.В.Тетельмина, в которой он требует признать неконституционным положение пункта 7 статьи 1 Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". По мнению заявителя, оспариваемое положение, согласно которому в случае, если федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, противоречат данному Закону, применяются нормы последнего, является вторжением в сферу исключительного ведения субъекта Российской Федерации, т.е. противоречит статье 76 (часть 6) Конституции Российской Федерации.

В дополнительной жалобе, поступившей в Конституционный Суд Российской Федерации 13 апреля 1998 года, заявитель просит проверить также конституционность положений пункта 8 статьи 31 и пункта 1 статьи 47 того же Закона. По мнению заявителя, пункт 8 статьи 31, содержащий требование о собственноручном указании избирателем сведений о себе в подписном листе, нарушает избирательные права отдельных категорий граждан, а также право кандидатов быть избранными; пункт 1 статьи 47 (об обязанности кандидатов создавать собственные избирательные фонды после уведомления избирательной комиссии о начале сбора подписей избирателей) противоречит принципу равенства вне зависимости от имущественного положения (часть 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации) и нарушает права кандидатов, принципиально не желающих пользоваться платными услугами при сборе подписей.

Как следует из представленных материалов, решением избирательной комиссии Красноярского края от 18 марта 1998 года В.В.Тетельмину было отказано в регистрации кандидатом на должность губернатора Красноярского края. Основанием для такого решения послужило недостаточное число подписей избирателей в его поддержку (часть подписей была признана недостоверными, в том числе в связи с несобственноручным, вопреки пункту 8 статьи 31 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", указанием рядом избирателей сведений о себе в подписных листах); кроме того, заявителем не был создан избирательный фонд, в то время как согласно пункту 1 статьи 47 названного Закона кандидаты обязаны создавать избирательные фонды для финансирования избирательной кампании после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о начале сбора подписей избирателей в поддержку данных кандидатов.

Законом Красноярского края от 22 сентября 1997 года "О выборах губернатора Красноярского края" указанные требования не предусмотрены. Однако пункт 7 статьи 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" позволил избирательной комиссии отказать заявителю в регистрации. Красноярский краевой суд 30 марта 1998 года отказал В.В.Тетельмину в удовлетворении его жалобы на решение избирательной комиссии, сославшись при этом на оспариваемые заявителем нормы названного Закона.

2. Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина относятся к ведению Российской Федерации (пункт "в" статьи 71 Конституции Российской Федерации), а защита прав и свобод человека и гражданина и установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления - к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (пункты "б" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). Основываясь на этих положениях, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно выражал правовую позицию, согласно которой законодательство о выборах в субъекте Российской Федерации не является предметом исключительного ведения субъекта Российской Федерации.

Данная позиция нашла отражение, например, в постановлении от 10 июля 1995 года по делу о проверке конституционности части второй статьи 42 Закона Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" в редакции от 26 августа 1994 года, а также в постановлении от 27 апреля 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений части первой статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, части первой статьи 3 Закона Республики Башкортостан "О Президенте Республики Башкортостан" (в редакции от 28 августа 1997 года) и статей 1 и 7 Закона Республики Башкортостан "О выборах Президента Республики Башкортостан".

Указанная правовая позиция означает, что в случае противоречия избирательного закона субъекта Российской Федерации Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" применяются нормы последнего. Таким образом, какая-либо неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации положения пункта 7 статьи 1 названного Федерального закона отсутствует.

3. Самостоятельное заполнение избирателями подписных листов является одной из гарантий недопущения фальсификаций при осуществлении избирательных процедур. Однако избиратели, которые в силу каких-либо причин (физический недуг, недостаточное владение письменным русским языком и т.д.) не могут собственноручно заполнить подписные листы, но желают поддержать кандидата, не должны лишаться возможности сделать это.

Из приложенного к жалобе В.В.Тетельмина решения Красноярского краевого суда следует, что на основании пункта 8 статьи 31 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недостоверными были признаны подписи в количестве, не исключающем (при признании только этих подписей недостоверными и при соблюдении заявителем иных требований избирательного законодательства) регистрацию заявителя в качестве кандидата. При этом в представленных материалах нет также сведений, подтверждающих объективную невозможность самостоятельного заполнения избирателями подписных листов.

Следовательно, оспариваемым положением права заявителя нарушены не были, и потому в этой части его жалоба не может быть признана допустимой. Вместе с тем отсутствие в Законе положений, устанавливающих формы сочетания требования о собственноручном заполнении избирателями подписных листов как гарантии избирательного процесса с правами лиц, которые не могут собственноручно заполнить подписной лист, является пробелом в законодательстве. Его устранение - компетенция законодателя. В отсутствие надлежащего регулирования правоприменитель, руководствуясь положениями статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации, должен находить и реализовывать механизмы, позволяющие обеспечить волеизъявление указанных категорий избирателей. К компетенции Конституционного Суда Российской Федерации устранение пробелов в законодательстве не относится.

4. Избирательные фонды создаются, в частности, для обеспечения контроля за финансированием выборов. Поскольку пунктом 3 статьи 47 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что избирательный фонд пополняется в том числе за счет средств, выделенных избирательной комиссией, положение о необходимости создания избирательных фондов должно рассматриваться как средство обеспечения равенства кандидатов перед законом вне зависимости от их материального положения. Следовательно, какая-либо неопределенность в вопросе о соответствии положения пункта 1 статьи 47 названного Федерального закона Конституции Российской Федерации также отсутствует.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тетельмина Владимира Владимировича как не отвечающей критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", а также ввиду неподведомственности поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Конституционный Суд
Российской Федерации

     


Текст документа сверен по:
рассылка