Действующий

     
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 8 июня 2004 года N 214-О


Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Верховного Суда Российской Федерации о проверке соответствия Конституции Российской Федерации ряда положений пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"



Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей М.В.Баглая, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева, заслушав в пленарном заседании заключение судьи Г.А.Гаджиева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Верховного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 15 декабря 2001 года) судьей может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, а также федеральными законами, в том числе имеющий необходимый стаж работы по юридической профессии, в который включается время работы на требующих юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, а также в государственных органах, существовавших в Российской Федерации до принятия действующей Конституции Российской Федерации, а также муниципальных должностях, в том числе в органах местного самоуправления; кроме того, в стаж работы по юридической профессии включаются время работы на требующих юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в юридических службах организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в научно-исследовательских институтах и иных научно-исследовательских учреждениях, время работы в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также время работы в качестве адвоката и нотариуса.

В запросе Верховного Суда Российской Федерации оспаривается конституционность названных положений, касающихся стажа работы по юридической профессии как условия для занятия должности судьи. По смыслу этих положений, как утверждает заявитель, допускается включать в стаж работы на должностях, требующих юридического образования, периоды трудовой деятельности лиц, имеющих юридическое образование, т.е. наличие юридического образования является необходимым условием для замещения должностей, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", и, следовательно, стаж работы на должностях, требующих юридического образования, следует исчислять для кандидата на должность судьи с момента получения им высшего юридического образования.

Верховный Суд Российской Федерации полагает, что именно такой подход к исчислению стажа работы по юридической профессии, необходимого для назначения (избрания) на должность судьи, содержится в пункте 1 Разъяснений и рекомендаций в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (приняты на заседании Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации 15-18 июля 2002 года), которые являются обязательными для квалификационных коллегий судей при отборе кандидатов на должности судей и применяются на практике.

По мнению Верховного Суда Российской Федерации, в вопросе о конституционности содержащегося в пункте 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" нормативного положения, согласно которому в стаж работы по юридической профессии включается время работы на требующих юридического образования должностях (в федеральных органах власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и т.д.), имеется неопределенность, поскольку из статьи 119 Конституции Российской Федерации не следует, что необходимый для занятия должности судьи стаж работы по юридической профессии определяется с момента получения лицом высшего юридического образования.

2. В силу статьи 119 Конституции Российской Федерации претендовать на судейскую должность имеет право гражданин Российской Федерации, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет; при этом федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

По смыслу приведенной диспозитивной нормы, федеральный законодатель наделен достаточно широким усмотрением в установлении квалификационных требований к судье: конституционный термин "дополнительные требования" означает, что ему предоставлена возможность закреплять как требования, в Конституции Российской Федерации не упоминаемые (как это сделано, например, в статье 8 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"), так и иные повышенные по сравнению с установленными непосредственно Конституцией Российской Федерации требования (именно таким образом этот термин интерпретируется в пункте 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации").

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 1 декабря 1999 года N 210-О по жалобе гражданина Ю.Е.Багно и подтвержденной в других определениях по аналогичным жалобам, законодатель - исходя из конституционно-правового статуса судей (статьи 119-122 Конституции Российской Федерации), предопределенного тем, что они осуществляют публично-правовые задачи судебной власти, - вправе предъявлять к судьям особые квалификационные требования как к представителям судебной власти, включая специальные требования к кандидатам на должности судей, порядку назначения на должность, пребывания в должности и прекращения полномочий, а потому нормы, формулирующие квалификационные требования к судьям, сами по себе не могут приводить к нарушению конституционных прав граждан.

Следовательно, в вопросе о конституционности предписания пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" о том, что в стаж работы по юридической профессии, необходимый для занятия должности судьи, включается время работы на требующих юридического образования должностях государственной или муниципальной службы, - как обусловленного повышенными требованиями к профессиональной квалификации судей и являющегося единым для всех кандидатов на судейские должности судей - неопределенность отсутствует, а значит, отсутствует предусмотренное в части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" основание для принятия обращения в Конституционный Суд Российской Федерации к рассмотрению.

3. В запросе Верховного Суда Российской Федерации утверждается, что согласно Разъяснениям и рекомендациям в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" стаж работы на должностях, требующих юридического образования, следует исчислять для кандидата на должность судьи с момента получения им высшего образования.

Это утверждение, однако, не основано на содержании названного акта. Так, в соответствии с его пунктом 1 "при решении вопроса об исчислении стажа работы по юридической профессии, необходимого для назначения (избрания) на должность судьи (для судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - не менее 10 лет, для судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального суда округа - не менее 7 лет, для судей других судов и мировых судей - не менее 5 лет (пункт 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в редакции от 15 декабря 2001 года), следует иметь в виду, что допускается включать в стаж работы на должностях, требующих юридического образования, периоды трудовой деятельности лиц, имеющих среднее юридическое образование, и лиц, получивших высшее юридическое образование, а также неполное высшее юридическое образование (при наличии подтверждающего документа установленного образца). Для совмещающих обучение в юридическом вузе с работой на требующих юридического образования должностях, указанных в этом Законе, стаж начинает исчисляться после успешного окончания того курса, после которого вузом в соответствии с его уставом выдается документ установленного образца о неполном высшем юридическом образовании. При этом учитывается только образование, полученное претендентом в учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию".

В Разъяснениях и рекомендациях также отмечено, что Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов от 27 декабря 1996 года после принятия Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" действует в той мере, в какой она не противоречит указанному и другим федеральным конституционным и федеральным законам. Согласно пункту 5 Инструкции в спорных случаях окончательное решение о стаже работы по юридической профессии принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявление кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключении мотивов принятого решения.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Верховного Суда Российской Федерации, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми обращение в Конституционный Суд Российской Федерации может быть признано допустимым.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".        



Текст документа сверен по:

"Вестник Конституционного

Суда Российской Федерации",

N 6, 2004