Действующий


ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 апреля 2004 года N 89пв-03


[Об оставлении без изменения определения Верховного Суда РФ от 30 мая 2003 года, которым пункт 2 постановления Правительства г.Москвы от 29 января 2002 года N 76-ПП "О внесении изменений в Постановление правительства Москвы от 18 декабря 2001 года N 1122-ПП" признан противоречащим законодательству города Москвы]



Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе: Председателя - Лебедева В.М., членов Президиума - Радченко В.И., Серкова П.П., Верина В.П., Жуйкова В.М., Кузнецова В.В., Каримова М.А., Попова Г.Н., Свиридова Ю.А., Меркушова А.Е., рассмотрел гражданское дело по заявлениям Введенского В.А. и Альтшулера B.C. о признании противоречащим законодательству постановления Правительства Москвы от 29 января 2002 года N 76-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 октября 2002 года N 865-ПП) "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 18 декабря 2001 года N 1122-ПП" по надзорной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 20 февраля 2003 года и определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30 мая 2003 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Колычевой Г.А., объяснения представителей Правительства Москвы Гвоздевой Д.С., Сергацковой И.В., объяснения Введенского В.А., объяснения Шумилишской С.А. и Лукиной Н.С., представляющих по доверенностям интересы Альтшулера B.C., выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г., полагавшего надзорную жалобу Правительства Москвы удовлетворить, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

установил:


Пунктом 3 постановления Правительства Москвы от 18 декабря 2001 года N 1122-ПП "О приоритетных направлениях деятельности по реформированию жилищно-коммунального комплекса" были одобрены представленные Региональной межведомственной комиссией по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы ставки на жилищные услуги для расчетов с населением города Москвы, установленные с учетом бюджетных дотаций (приложения 1-2).

29 января 2002 года Правительством Москвы принято постановление N 76-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 18 декабря 2001 года N 1122-ПП".

Пунктом 1 постановления Правительства Москвы N 76-ПП в пункте 3 постановления N 1122-ПП слово "Одобрить" заменено словами "Утвердить и ввести с 1 января 2002 года"; пунктом 2 - признано утратившим силу распоряжение Мэра Москвы от 13 августа 2001 года N 802-РМ "Об изменении ставок платы за услуги технического обслуживания жилищного фонда населением Москвы" (кроме пункта 3); пунктом 3 - контроль за выполнением данного постановления возложен на руководителя Комплекса городского хозяйства Правительства Москвы и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы.

Введенский В.А. и Альтшулер B.C. обратились в суд с заявлениями об оспаривании постановления Правительства Москвы от 29 января 2002 года N 76-ПП в полном объеме, ссылаясь на то, что Правительство Москвы в нарушение законодательства субъекта Федерации утвердило в одностороннем порядке без согласования с Московской городской Думой и ввело задним числом новые повышенные ставки оплаты услуг технического обслуживания дома для нанимателей и собственников жилья. Постановление возлагает обязанность по оплате услуг технического обслуживания жилья по незаконно установленной ставке, ущемляет их права и свободы и должно быть признано противоречащим законодательству со дня его принятия.

Решением Московского городского суда от 11 сентября 2002 года пункт 1 оспариваемого заявителями постановления Правительства Москвы от 29 января 2002 года N 76-ПП был признан противоречащим федеральному законодательству в части слов "ввести с 1 января 2002 года" и не действующим со дня вступления решения в законную силу.

22 октября 2002 года Правительство Москвы постановлением N 865-ПП исключило из пункта 1 постановления N 76-ПП слова: "и ввести с 1 января 2002 года".

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2002 года решение Московского городского суда от 11 сентября 2002 года было отменено и дело передано на новое рассмотрение.

При новом разбирательстве дела 20 февраля 2003 года Московский городской суд вынес решение, которым признал пункт 1 постановления Правительства Москвы от 29 января 2002 года N 76-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 22 октября 2002 года N 865-ПП противоречащим законодательству города Москвы, не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу; в удовлетворении остальной части требований отказал.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30 мая 2003 года решение Московского городского суда от 20 февраля 2003 года отменено в части. Пункт 2 постановления Правительства Москвы от 29 января 2002 года N 76-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 18 декабря 2001 года N 1122-ПП" в редакции постановления Правительства Москвы от 22 октября 2002 года N 865-ПП признан противоречащим законодательству города Москвы; пункты 1 и 2 признаны не действующими со дня их принятия - 29 января 2002 года.

В надзорной жалобе Правительство Москвы просит об отмене решения Московского городского суда от 20 февраля 2003 года и определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30 мая 2003 года с прекращением производства по делу.

По результатам рассмотрения дела, истребованного из Московского городского суда заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации Жуйковым В.М. в соответствии с частью 6 статьи 381 ГПК РФ, судья Верховного Суда РФ Колычева Г.А. 12 марта 2004 года вынесла определение о передаче дела для рассмотрения надзорной жалобы Правительства Москвы по существу в суд надзорной инстанции - Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы и определения судьи о возбуждении надзорного производства, Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит, что надзорная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

В соответствии со статьей 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

В надзорной жалобе Правительство Москвы указывает, что судебными инстанциями допущены существенные нарушения норм процессуального права, а именно: не принято во внимание, что постановлением Правительства Москвы от 22 октября 2002 года N 865-ПП введение новых ставок в действие с 1 января 2002 года отменено; заявителями оспаривался лишь факт утверждения ставок без введения их в действие, что не влечет никаких юридических последствий и нарушения чьих-либо прав и законных интересов. Также не учтено, что пункт 1 постановления от 29 января 2002 года N 76-ПП признан утратившим силу постановлением Правительства Москвы от 29 апреля 2003 года N 300-ПП "Об изменении ставок жилищных услуг для населения". Следовательно, ко времени рассмотрения дела кассационной инстанцией пункт 1 оспариваемого постановления не действовал и предмет спора отсутствовал.

Такие доводы не могут повлечь отмену решения Московского городского суда от 20 февраля 2003 года и определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30 мая 2003 года.

Согласно абз.2 статьи 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.

Одним из таких оснований, указанных в пункте 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ, препятствующих рассмотрению и разрешению заявления в порядке гражданского судопроизводства, является оспаривание в заявлении актов, которые не затрагивают права и свободы или законные интересы заявителя.

По смыслу статьи 13 ГК РФ и статьи 251 ГПК РФ предметом судебного обжалования могут выступать лишь такие правовые акты, которые на время рассмотрения заявленных требований по существу являются действующими и влекущими нарушение гражданских прав и свобод, требующие судебного пресечения.

Согласно части 2 статьи 22 Закона города Москвы от 11 марта 1998 года N 6 "Основы жилищной политики города Москвы" в редакции Закона города Москвы от 12 мая 1999 года N 23-52, действовавшей в период принятия оспариваемого заявителями нормативного правового акта, ставки оплаты и нормативы потребления коммунальных услуг, предоставляемых предприятиями, находящимися в собственности города Москвы, уровень оплаты за пользование жилыми помещениями в жилищном фонде города утверждаются Мэром Москвы по согласованию с Московской городской Думой.

Аналогичное требование было сохранено и в измененной редакции названного Закона, действовавшей в период рассмотрения дела в суде первой и кассационной инстанциях. Так, согласно части 5 статьи 18 Закона города Москвы "Основы жилищной политики города Москвы" в редакции Закона города Москвы от 10 июля 2002 года N 40 ставки оплаты жилищных и коммунальных услуг, нормативы потребления коммунальных услуг, предоставляемых предприятиями, находящимися в собственности города Москвы, а также размер платы за социальный наем жилых помещений в жилищном фонде города утверждаются Правительством Москвы по согласованию с Московской городской Думой.

Как установлено по делу, в нарушение Закона города Москвы "Основы жилищной политики города Москвы" до принятия постановления от 29 января 2002 года N 76-ПП согласование обязательных ставок с Московской городской Думой Правительством Москвы не проводилось. Впоследствии Правительство Москвы постановлением от 22 октября 2002 года N 865-ПП исключило из пункта 1 оспариваемого постановления дату введения ставок в действие - с 1 января 2002 года.

Согласно пункту 9 статьи 21 Закона города Москвы N 5 от 26 февраля 1997 года "О Правительстве Москвы" постановления Правительства Москвы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу через 10 дней со дня их официального опубликования.

Оспариваемое постановление Правительства Москвы от 29 января 2002 года N 76-ПП было официально опубликовано в журнале "Вестник Мэрии Москвы" N 7 от 19 февраля 2002 года, следовательно, датой вступления данного постановления в силу является 2 марта 2002 года.

В связи с изменениями, внесенными 22 октября 2002 года в постановление Правительства Москвы от 29 января 2002 года N 76-ПП, первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенов П.Н. письмом от 15 декабря 2002 года N 4-36-19708/2 в адрес префектов административных округов, руководителей городских жилищных организаций, ГУП "Городской центр жилищных субсидий" предложил обеспечить проведение населению перерасчета платежей за жилищные услуги за январь-февраль и 1 марта 2002 года путем зачета сумм переплаты в счет будущих платежей (т.2 л.д. 120).

Постановление Правительства Москвы от 29 января 2002 года N 76-ПП (ред. 22.10.2002) представляло собой нормативный правовой акт, обязательный для исполнения жителями города Москвы, в том числе и заявителями. Утвержденные этим постановлением ставки подлежали применению при расчетах с населением со 2 марта 2002 года.

Применение действовавшего незаконного нормативного акта нарушало права заявителей, требовало судебного пресечения, в связи с чем они были вправе оспорить такой акт в суде.

На время рассмотрения дела в суде первой инстанции (20 февраля 2003 года) не имелось предусмотренных законом обстоятельств, препятствующих разрешению дела по существу.

Из дела видно, что новые ставки оплаты жилищных услуг, согласованные с Московской городской Думой, были установлены и введены в действие с 17 мая 2003 года пунктом 1 постановления Правительства Москвы от 29 апреля 2003 года N 300-ПП "Об изменении ставок оплаты жилищных услуг для населения". Признаны утратившими силу с момента введения настоящего постановления пункт 1 постановления Правительства Москвы от 29 января 2002 года N 76-ПП и пункт 1 постановления Правительства Москвы от 22 октября 2002 года N 865-ПП (т.2 л.д. 199).

То обстоятельство, что ко дню рассмотрения дела в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации (30 мая 2003 года) пункт 1 постановления Правительства Москвы от 29 января 2002 года N 76-ПП признан утратившим силу постановлением Правительства Москвы от 29 апреля 2003 года N 300-ПП, не может повлечь отмену решения суда и определения коллегии.

На основании постановления Правительства Москвы от 29 января 2002 года N 76-ПП (ред. 22.10.2002) на заявителей в период со 2 марта 2002 года по 17 мая 2003 возлагалась обязанность ежемесячно вносить платежи за жилищные услуги по ставкам, действие которых до принятия новых не приостанавливалось и не прекращалось.

Между тем Правительством Москвы был нарушен установленный законом порядок принятия, а следовательно, и применения данного постановления. Без согласования с Московской городской Думой постановление от 29 января 2002 года N 76-ПП не должно было применяться, поскольку при отсутствии такого согласования у Правительства Москвы не было полномочий на введение его в действие.

Постановлением Правительства Москвы от 29 апреля 2003 года N 300-ПП действие постановления от 29 января 2002 года N 76-ПП прекращено не в связи с допущенным при его принятии нарушением закона, а в связи с утверждением новых ставок, причем действие постановления N 76-ПП прекращено не со дня его принятия - 29 января 2002 года, а со дня введения в действие постановления N 300-ПП, то есть с 17 мая 2003 года. В связи с этим при расчетах платежей за прошлое время возможно применение постановления от 29 января 2002 года N 76-ПП (ред. 22.10.2002) и, следовательно, нарушение прав заявителей.

При таком положении у Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отсутствовали основания для прекращения производства по делу, предусмотренные статьей 220 ГПК РФ, нарушения статьи 365 ГПК РФ коллегией не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 390 ГПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

определил:


Решение Московского городского суда от 20 февраля 2003 года и определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30 мая 2003 года оставить без изменения, надзорную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.


Текст документа сверен по:
рассылка