МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

от 8 июня 1999 года N 13/1


О введении в действие Государственных образовательных
стандартов начального профессионального образования


Заслушав и обсудив сообщение начальника Управления начального профессионального образования Е.Я.Бутко, коллегия отмечает, что Управлением начального профессионального образования совместно с Институтом развития профессионального образования, структурными подразделениями Минобразования России, органами управления образованием (профобразованием) субъектов Российской Федерации при участии региональных научно-методических органов и педагогической общественности системы начального профессионального образования организована планомерная работа по разработке и введению в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального образования.

Порядок разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального образования определен постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.02.94 N 174 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования" и от 23.04.94 N 384 "Об утверждении Перечня профессий и специальностей начального профессионального образования", а также приказом Минобразования России от 22.06.94 N 215 "О введении в действие документов государственного стандарта начального профессионального образования".

Разработка государственных образовательных стандартов начального профессионального образования включена в Целевую комплексную программу "Государственный стандарт в системе непрерывного образования", утвержденную приказом Минобразования России от 23.05.97 N 990, которая является подпрограммой Федеральной программы "Развитие образования в России".

По состоянию на 01.06.99 разработка государственных образовательных стандартов завершена по всем 257 профессиям действующего Перечня начального профессионального образования, из них введены в действие 204 стандарта, остальные будут введены к началу 1999/2000 учебного года.

Все утвержденные и введенные в действие образовательные стандарты прошли процедуру согласования с заинтересованными отраслевыми министерствами, ведомствами и работодателями.

Для усиления роли региональных методических органов начального профессионального образования на их базе приказом Минобразования России от 09.01.98 N 25 создано одиннадцать Учебно-методических объединений начального профессионального образования (УМО НПО), в задачу которых входит разработка содержания образовательных стандартов, комплексного учебно-методического обеспечения, координация деятельности учебно-методических органов субъектов Российской Федерации.

Проведенные Институтом развития профессионального образования исследования качества реализации государственных образовательных стандартов в учреждениях начального профессионального образования, имеющих статус экспериментальных площадок, показали, что вводимые в действие образовательные стандарты имеют необходимую основу для качественной подготовки рабочих и служащих по профессиям начального профессионального образования.

Практика введения в действие государственных образовательных стандартов показывает, что они служат основой перехода на новое содержание начального профессионального образования, обеспечивают единое образовательное пространство и реализацию требований к профессиональному образованию соответствующего уровня. Вместе с тем отсутствие механизма мониторинга введения образовательных стандартов не позволяет вести системный контроль качества начального профессионального образования, своевременно адаптировать образовательные стандарты к изменяющимся потребностям работодателей. Существующая система лицензирования, аттестации и аккредитации не обеспечивает в полной мере мотивацию учреждений начального профессионального образования к введению в действие образовательных стандартов.

Введение в действие государственных образовательных стандартов по ряду новых профессий сдерживается отставанием их программно-методического обеспечения.

Участия учебно-методических объединений начального профессионального образования в решении этих проблем недостаточно. Более активная их работа в этом направлении могла бы способствовать ускорению введения в действие государственных образовательных стандартов.

Коллегия решила:

1. Управлению начального профессионального образования (Е.Я.Бутко) совместно с Институтом развития профессионального образования (И.П.Смирнов):

1.1. Разработать в 1999 году методику и инструментарий мониторинга введения в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального образования.

1.2. В срок до 02.08.99 подготовить и направить в органы управления образованием (профобразованием) субъектов Российской Федерации инструктивное письмо "О введении в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального образования".

1.3. Провести в ноябре 1999 года координационное совещание руководителей Учебно-методических объединений начального профессионального образования (УМО НПО) с обсуждением вопросов применения государственных образовательных стандартов в учреждениях начального профессионального образования и повышения роли УМО НПО в разработке комплектов методического обеспечения образовательных стандартов.

1.4. Совместно с Управлением послевузовского и дополнительного образования (В.В.Безлепкин), органами управления образованием субъектов Российской Федерации, курирующими вопросы начального профессионального образования, ежегодно разрабатывать план повышения квалификации руководителей и педагогических работников образовательных учреждений начального профессионального образования по введению в действие государственных образовательных стандартов в пределах контрольных цифр, выделяемых на повышение квалификации Институту развития профессионального образования.

1.5. С участием Управления лицензирования, аккредитации и аттестации (В.Н.Гуничев) до 01.01.2000 разработать критерии аттестации и аккредитации образовательных учреждений начального профессионального образования, направленные на стимулирование этих учреждений по введению в действие государственных образовательных стандартов.

1.6. С участием Управления учебного книгоиздания, библиотек и медиатек (Н.Л.Зорин) обеспечить в срок до 01.01.2000 официальное издание и рассылку органам управления образованием (профобразованием) субъектов Российской Федерации утвержденных и введенных в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального образования.

1.7. При переработке утвержденных государственных образовательных стандартов начального профессионального образования по истечении срока их действия предусматривать нормативные требования к оснащению учебных кабинетов и учебно-производственных мастерских.

1.8. Систематически публиковать в журнале "Профессиональное образование" материалы об опыте введения в действие государственных образовательных стандартов в учреждениях начального профессионального образования.

2. Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Г.К.Шестаков), Управлению начального профессионального образования (Е.Я.Бутко), Институту развития профессионального образования (И.П.Смирнов) предусмотреть в Целевой комплексной программе Минобразования России "Государственный стандарт в системе непрерывного образования" на 2000-2003 годы исследования по проблеме формирования Единой образовательной программы и стандарта начального профессионального образования в условиях 12-летнего общего среднего образования.

3. Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Г.К.Шестаков), Управлению среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимов) предусматривать в учебно-программной документации при подготовке в соответствующих образовательных учреждениях преподавателей и мастеров производственного обучения разделы, связанные с введением в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального образования.

4. Управлению экономики (Г.В.Боровский) предусмотреть в смете расходов министерства на централизованные мероприятия выделение средств Институту развития профессионального образования для официального издания и рассылки органам управления образованием (профобразованием) субъектов Российской Федерации сборника утвержденных государственных образовательных стандартов начального профессионального образования.

5. Учебно-методическим объединениям начального профессионального образования:

5.1. Разработать в 1999 году организационно-методические меры по введению в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального образования.

5.2. С привлечением научных кадров учреждений высшего профессионального образования, специалистов отраслей, работодателей, педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования разработать комплекты методического обеспечения образовательных стандартов по закрепленным за УМО НПО профессиям начального профессионального образования, создать банк данных методического обеспечения образовательных стандартов.

6. Рекомендовать органам управления образованием (профобразованием) субъектов Российской Федерации организовать работу с подведомственными учебными заведениями по введению в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального образования.

7. Управлению начального профессионального образования (Е.Я.Бутко) подготовить к 21.06.99 приказ по реализации решения коллегии.

Председатель коллегии
В.М.Филиппов



Текст документа сверен по:

"Систематизированный сборник

основных документов

законодательной и нормативной

базы профессионального образования",

выпуск четвертый, М., 2002 год



Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»