КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 апреля 2002 года N 107-О


По запросу Конституционного Суда Республики Карелия о проверке
конституционности пунктов 2 и 5 статьи 6 Закона Российской
Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя М.В.Баглая, судей Н.С.Бондаря, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, С.М.Казанцева, В.О.Лучина, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи О.И.Тиунова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Конституционного Суда Республики Карелия,

установил:

1. Согласно пункту 5 статьи 6 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) установленные пунктом 1 данной статьи ставки налога с владельцев транспортных средств, полностью зачисляемого в территориальные дорожные фонды, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 2 той же статьи налог уплачивается ежегодно в сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 7 Закона Республики Карелия от 30 декабря 1999 года "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" предусмотрены более высокие ставки налога на владельцев транспортных средств, чем в пункте 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", причем не в твердом размере, а в процентном отношении к установленному федеральным законом минимальному размеру оплаты труда. Сроки уплаты налога данным Законом Республики Карелия не закреплены.

В производстве Конституционного Суда Республики Карелия находится дело по ходатайству карельской общественной организации "Лига частного бизнеса" и Прокурора Республики Карелия о проверке соответствия Конституции Республики Карелия статьи 7 Закона Республики Карелия от 30 декабря 1999 года "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия". Придя к выводу о том, что наделение субъектов Российской Федерации правом без каких-либо ограничений повышать ставки налога по сравнению с предусмотренными федеральным законом и устанавливать сроки уплаты федерального налога, а следовательно, пункты 2 и 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" противоречат статьям 19 (часть 1), 57, 71 (пункт "з"), 74, 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Республики Карелия обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке их конституционности.

2. Согласно статье 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Одним из таких общих принципов, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, является требование, в соответствии с которым налог или сбор может считаться законно установленным в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, к которым относятся в том числе налоговая ставка и сроки уплаты налога (пункт 4 мотивировочной части Постановления от 8 октября 1997 года по делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году"; пункт 3 мотивировочной части Постановления от 11 ноября 1997 года по делу о проверке конституционности статьи 11_1 Закона Российской Федерации "О Государственной  границе Российской Федерации"; пункт 8 мотивировочной части Постановления от 30 января 2001 года по делу о проверке конституционности положений статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской  Федерации" и положений Закона Чувашской Республики "О налоге с продаж", Закона Кировской области "О налоге с продаж" и Закона Челябинской области "О налоге с продаж").

Налоговым кодексом Российской Федерации также предусмотрено, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (пункт 6 статьи 3); налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в том числе налоговая ставка, порядок и сроки уплаты налога.

Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" к федеральным налогам относит налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации (подпункт "м" пункта 1 статьи 19). Перечень этих налогов, включая налог с владельцев транспортных средств, установлен Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", который утрачивает силу с 1 января 2001 года (статья 5 Федерального закона от 5 августа 2000 года "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах").

Статья 14 Налогового кодекса Российской Федерации (которая вводится в действие после признания утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы", а именно с момента введения в действие в полном объеме части второй Налогового кодекса Российской Федерации) предусматривает установление дорожного налога и транспортного налога как региональных налогов (налогов субъектов Российской Федерации). Однако независимо от того, каким является налог - федеральным или региональным, федеральный законодатель обязан при его установлении определить максимальную налоговую ставку. Такой вывод прямо вытекает из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, а также из правовой позиции, выраженной им в Постановлении от 30 января 2001 года, согласно которой применительно к налогам субъектов Российской Федерации "законно установленными" могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом; существенные элементы каждого регионального налога, в том числе предельная ставка, должны регулироваться федеральным законом.

Пункт 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" устанавливает конкретные ставки налога в денежном выражении в зависимости от вида транспортного средства и мощности его двигателя. Вместе с тем пунктом 5 этой статьи допускается возможность увеличения ставок законами субъектов Российской Федерации. Данное положение как аналогичное тем, которые признаны неконституционными в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, в силу части второй статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" не подлежит применению, поскольку не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 57 и 75 (часть 3).

В то же время, учитывая, что суммы налога полностью зачисляются в территориальные дорожные фонды субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации"), их уменьшение законом субъекта Российской Федерации не может рассматриваться как превышение субъектом Российской Федерации своих конституционных полномочий в сфере налогообложения, поскольку, не затрагивая интересы государства, облегчает положение налогоплательщиков; формирование доходов субъекта Российской Федерации находится в его ведении.

Что касается пункта 2 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", то из запроса Конституционного Суда Республики Карелия не следует, что данная норма, как предполагающая установление сроков уплаты налога с владельцев транспортных средств законами субъектов Российской Федерации, а не федеральным законом, затрагивает чьи-либо интересы и ухудшает положение налогоплательщиков. Оценка же отсутствия в статье 7 Закона Республики Карелия от 30 декабря 1999 года "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" срока уплаты налога и прогнозирование правовых последствий этого дефекта закона субъекта Российской Федерации в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 125 (части 4 и 6) Конституции Российской Федерации, статьей 6, пунктами 2 и 3 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьей 80 и частями второй, четвертой и пятой статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные в самом Законе Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 8 октября 1997 года, от 11 ноября 1997 года и от 30 января 2001 года, утрачивает силу и не подлежит применению, поскольку не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 57 и 75 (часть 3).

2. Поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса о проверке конституционности пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" в части установления повышенных ставок налога с владельцев транспортных средств по сравнению с тем, как они определены пунктом 1 данной статьи, не требуется вынесения предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения в виде постановления, а в остальной части запрос не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми обращение может быть признано допустимым, и поскольку разрешение поставленного в нем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно, признать данный запрос не подлежащим дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.

3. Определение по данному запросу окончательно, не подлежит обжалованию, не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете", а также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.Баглай

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.Данилов




Текст документа сверен по:
"Собрание законодательства
Российской Федерации",
N 27, 08.07.2002