КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 декабря 2001 года N 256-О
Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Нарьян-Марского городского суда Архангельской области о проверке конституционности части первой статьи 1 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя М.В.Баглая, судей Н.С.Бондаря, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева. В.Г.Ярославцева, заслушав в пленарном заседании заключение судьи О.С.Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Нарьян-Марского городского суда Архангельской области, установил:
1. Нарьян-Марский городской суд Архангельской области обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности части первой статьи 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", согласно которой действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях, организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.
Из запроса следует, что в производстве Нарьян-Марского городского суда Архангельской области находятся дела по искам милиционера-моториста отдельного взвода патрульно-постовой службы Р.А.Кальянова и инспектора Государственного пожарного надзора УВД А.М.Шкирятова к Управлению внутренних дел Ненецкого автономного округа о выплате им процентной надбавки за непрерывную службу в районах Крайнего Севера в полном размере с первого дня службы в соответствии с частью второй статьи 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", предусматривающей, что молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет.
Отказывая заявителям в удовлетворении их требований, УВД Ненецкого автономного округа мотивировало свое решение тем, что действие указанной нормы в силу предписания части первой статьи 1 названного Закона распространяется лишь на тех лиц, которые работают по найму; сотрудники же органов внутренних дел проходят службу, а потому льготы им в связи с прохождением службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предоставляются в соответствии с иными нормативными актами. В частности, выплата им надбавки за непрерывную службу в этих районах и местностях регламентируется пунктом 3.4 Инструкции о порядке предоставления льгот по денежному довольствию сотрудникам органов внутренних дел, проходящим службу в районах Крайнего Севера, местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в других отдаленных местностях (утверждена приказом МВД Российской Федерации от 17 марта 2000 года N 278), на основании которого и производилось начисление этой надбавки истцам.
По мнению заявителя, подлежащая применению при разрешении данного дела часть первая статьи 1 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", не включающая в сферу действия данного Закона граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, тем самым лишает их права на получение гарантированных государством компенсаций и льгот за работу в тяжелых климатических условиях (процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), установленных для лиц, работающих в указанных районах и местностях по найму, а потому не соответствует статьям 2, 7 (часть 1), 15 (часть 2), 37 (часть 3) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
2. Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) сотрудников органов внутренних дел, включая условия оплаты их труда, определяются Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 года "О милиции" (с последующими изменениями и дополнениями), Положением о прохождении службы в органах внутренних дел (утверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288), иными нормативными правовыми актами, в которых предусмотрены и дополнительные льготы, гарантии и компенсации для проходящих службу в районах Крайнего
Севера, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и в других отдаленных местностях, в том числе выплата процентной надбавки за непрерывную службу, размер которой дифференцируется в зависимости от того, где проходит служба.
Так, сотрудникам органов внутренних дел, проходящим службу в Чукотском автономном округе, Северо-Эвенкийском районе Магаданской области, Корякском автономном округе, Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением Белого моря) надбавка к денежному довольствию (должностному окладу, окладу по специальному званию и процентной надбавке за выслугу лет) выплачивается в размере 10 процентов по истечении первых шести месяцев службы с увеличением на 10 процентов за каждые последующие шесть месяцев службы до достижения 100 процентов денежного довольствия; проходящим службу в остальных районах Крайнего Севера - в размере 10 процентов по истечении первых шести месяцев службы с увеличением на 10 процентов за каждые последующие шесть месяцев службы, а по достижении 60-процентной надбавки - 10 процентов за каждый последующий год службы до достижения 80 процентов денежного довольствия. При этом для сотрудников органов внутренних дел в возрасте до 30 лет установлены более льготные условия выплаты такой надбавки; прожившим не менее года в районах Крайнего Севера она начисляется в размере 20 процентов по истечении первых шести месяцев службы с увеличением на 20 процентов за каждые последующие шесть месяцев и по достижении 60-процентной надбавки - по 20 процентов за каждый год службы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в размере 10 процентов за каждые шесть месяцев службы, но не свыше предельного размера, предусмотренного для тех или иных районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (пункт 3.4 Инструкции о порядке предоставления льгот по денежному довольствию сотрудникам органов внутренних дел, проходящим службу в районах Крайнего Севера, местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и в других отдаленных местностях, а также пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2001 года N 416 "О дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции, проходящим службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных").
Следовательно, сотрудники органов внутренних дел, не достигшие 30-летнего возраста, как и лица того же возраста, работающие по найму (постоянно или временно) на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют дополнительную льготу при выплате им процентной надбавки за непрерывную службу в районах Крайнего Севера, однако условия, при которых надбавка начисляется в полном размере, не совпадают: если последним она выплачивается в полном размере с первого дня работы при условии проживания в указанных районах и местностях не менее пяти лет, то для молодых сотрудников органов внутренних дел она дифференцирована в зависимости от продолжительности службы; в то же время условием для выплаты им надбавки в первоначальном размере является срок проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, сниженный в пять раз по сравнению со сроком, предусмотренным правилом части второй статьи 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", - он составляет один год.
Такие различия в условиях предоставления указанной льготы лицам в возрасте до 30 лет в связи с работой или службой в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях (при том, что в отличие от районного коэффициента, введенного для компенсации дополнительных расходов и повышенных затрат труда, связанных с выполнение работы и проживанием в регионах с тяжелыми климатическими условиями, эта процентная надбавка призвана выполнять и стимулирующую функцию) не могут расцениваться как ограничение прав и свобод лиц, проходящих службу в органах внутренних дел.
Равным образом подобные различия не могут рассматриваться и как нарушающие закрепленное статьей 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также равенство всех перед законом и судом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации), поскольку правила выплаты процентной надбавки в равной мере распространяются на всех проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях сотрудников органов внутренних дел.
Кроме того, на службу в органы внутренних дел граждане Российской Федерации принимаются в добровольном порядке; заключая соответствующий контракт о службе в органах внутренних дел (статьи 8 и 11 Положения о службе в органах внутренних дел), гражданин тем самым соглашается с условиями оплаты труда, которые предусмотрены для сотрудников органов внутренних дел специальными нормативными актами, что исключает применение - без особой оговорки - условий оплаты труда и дополнительных льгот, установленных законодательством для иных категорий лиц (работающих или проходящих службу), в том числе государственных служащих, имеющий иной правовой статус.
3. Оспаривая конституционность части первой статьи 1 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Нарьян-Марский городской суд Архангельской области фактически ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос об отнесении сотрудников органов внутренних дел, проходящих службу в районах Крайнего Севера, к числу лиц, на которых распространяется действие названного Закона. Между тем разрешение данного вопроса не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", а является прерогативой законодателя.
Кроме того, требование об установлении льгот непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, этот вопрос по своему характеру и значению не относится к числу конституционных, а потому не может быть предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Такая сохраняющая свою силу правовая позиция была выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 21 декабря 1998 года по жалобе гражданина А.Е.Глухова на нарушение его конституционных прав статьей 1 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", как исключающей возможность применения к военнослужащим, проходящим службу по контракту, компенсаций и льгот в объемах, предусмотренных данным Законом.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Нарьян-Марского городского суда Архангельской области, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми запрос может быть признан допустимым.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Текст документа сверен по:
"Вестник Конституционного Суда
Российской Федерации",
N 2, 2002 год