ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 1 августа 2001 года N ГКПИ01-941
[Признаны недействительными и не порождающими правовых последствий с 1 мая 1999 года пункты 1 и 15 Положения о государственных морских лоцманах, утвержденного приказом Министерства морского флота СССР от 26 апреля 1973 года N 74]
____________________________________________________________________
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 25 сентября 2001 года данное решение оставила без изменения.
____________________________________________________________________
Верховный Суд Российской Федерации в составе: председательствующего - судьи Верховного Суда Романенкова Н.С., при секретаре Бирюковой Е.Ю., с участием прокурора Любимовой И.Б., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению международной общественной организации "Ассоциация морских лоцманов России" о признании незаконным приказа Министерства морского флота СССР от 26 апреля 1973 года N 74 "Об утверждении Положения о государственных морских лоцманах", установил:
Международная общественная организация "Ассоциация морских лоцманов России" обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконным приказа Морфлота СССР от 26 апреля 1973 года N 74 "Об утверждении Положения о государственных морских лоцманах", ссылаясь на то, что Положение противоречит действующему законодательству России и нарушает права и законные интересы Ассоциации морских лоцманов России.
В судебном заседании Верховного Суда Российской Федерации представители МОО "Ассоциация морских лоцманов России" Егоркин В.И., Макаров И.А., Голованова И.В., Иванов К.В., Романов В.В. поддержали заявленные требования, уточнив, что пункты 1, 2, 3, 4, 7, 9, 10, 11, 13, 15, 18, 19, 20, 21, 23, 26, 43, 48 Положения о государственных морских лоцманах не соответствуют действующему законодательству. Представители заинтересованных лиц: Минтранса России Агеев А.А., Госкомрыболовства России Кац Е.С., Степанов П.Г. возражали против удовлетворения, заявленных требований, т.к. оспариваемый нормативный акт не затрагивает прав и законных интересов членов Ассоциации морских лоцманов России. Кроме того, заявителем пропущен срок для обращения в суд с жалобой.
Заинтересованное лицо Минобороны России о дне слушания дела извещено, в суд своего представителя не направило.
Выслушав объяснения представителей МОО "Ассоциация морских лоцманов России" Егоркина В.И., Макарова И.Л., Головановой И.В., Иванова К.В., Романова В.В., представителей заинтересованных лиц Минтранса России Агеева А.А., Госкомрыболовства России Каца Е.С., Степанова П.Г., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Любимовой И.Б., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующе закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Приказом Министерства морского флота СССР от 26 апреля 1973 года N 74 утверждено согласованное с Минобороны СССР и Минрыбхозом СССР Положение о государственных морских лоцманах.
С 1 мая 1999 года на территории Российской Федерации введен в действие Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.
Согласно п.4 ст.428 КТМ РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торгового мореплавания и действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат КТМ России.
Из объяснений представителей: Минтранса России Агеева А.А., Госкомрыболовства России Каца Е.С., в суде следует, что нормы Положения о государственных морских лоцманах распространяются на морских лоцманов, являющихся работниками лоцманской службы государственной организации.
Как пояснили в судебном заседании представители Ассоциации морских лоцманов России Егоркин В.И., Макаров И.А. в Российской Федерации созданы негосударственные организации по лоцманской проводке судов, объединяющие морских лоцманов. Статус морских лоцманов определялся Положением о морских лоцманах России, утвержденным приказом Минтранса России от 4 апреля 1996 года N 24, который отменен 25 июня 2001 года.
Глава VI КТМ РФ регулирует отношение лоцманской проводки судов, взаимоотношение лоцмана и капитана судна, ответственность за ненадлежащую лоцманскую проводку судна, лоцманский сбор.
В силу абзаца 2 п.1 ст.87 КТМ РФ морскими лоцманами являются граждане Российской Федерации, удовлетворяющие требованиям положения о морских лоцманах, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Как установлено в судебном заседании объяснениями представителей заявителя и заинтересованных лиц, положение о морских лоцманах после введения в действие Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации не принято.
В силу п.2 ст.87 КТМ РФ лоцман является работником лоцманской службы государственной организации. Между тем абзацем 2 п.2 ст.87 КТМ РФ допускается создание негосударственных организаций по лоцманской проводке судов с учетом особенностей, определяемых постановлением Правительства Российской Федерации и требований, установленных КТМ РФ и иными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень портов, в которых допускается деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, устанавливается Правительством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования п.1 Положения о государственных морских лоцманах, в соответствии с которым проводка судов на подходах к морским портам, в пределах вод этих портов, между портами, а также в районах, затрудненных для плавания, независимо от флага и ведомственной принадлежности судна, осуществляется исключительно государственными морскими лоцманами, не соответствуют требованиям ст.87 КТМ РФ.
Из представленных суду документов следует, что федеральный орган исполнительной власти в области транспорта проводит работу по восстановлению государственных лоцманских служб в морских торговых портах. С учетом этого пункты 2, 3, 4, 9, 10, 11, 13 Положения о государственных морских лоцманах, в которых определены вопросы места государственных морских лоцманов в составе морских торговых портов и гидрографических баз, их подчиненности, содержания, присвоения квалификационных категорий, условия замещения должностей лоцмана или старшего лоцмана, не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя, представляющего интересы лоцманов негосударственных организаций.
Пункт 15 Положения о государственных морских лоцманах содержит запрет судну осуществлять плавание без государственного морского лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки, тогда как п.2 ст.87 КТМ РФ допускает деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке.
Лоцманская проводка судов осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах.
Из содержания ст.90 КТМ РФ следует, что капитан судна не вправе осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов, но закон не исключает осуществление лоцманской проводки морскими лоцманами негосударственных организаций.
При таких обстоятельствах доводы заявителя о несоответствии закону п.15 Положения и нарушении прав лоцманов являются обоснованными.
Пункт 18 Положения предусматривает, что порядок лоцманской проводки судов в морских торговых и рыбных портах, имеющих смежные акватории, устанавливается капитаном морского торгового порта по согласованию с капитаном морского рыбного порта, что соответствует требованиям п.3 ст.90 КТМ РФ.
Пунктом 19 Положения установлена ответственность морского порта за аварию, происшедшую по вине государственных морских лоцманов при исполнении ими служебных обязанностей, что соответствует требованиям ст.103 КТМ РФ об ответственности организации за ненадлежащую лоцманскую проводку.
В пунктах 20, 21, 23, 26 Положения определены обязанности государственных морских лоцманов, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к морским лоцманам законодательством о торговом мореплавании (ст.ст.86, 92 КТМ РФ).
В соответствии с п.48 Положения лоцманский сбор, особое вознаграждение и штраф, предусмотренные пунктами 43, 45, 46 и 47 настоящего Положения, взимаются морскими портами (гидробазами) и обращаются в их доход.
Представитель Минтранса России Агеев А.А. пояснил в суде, что на основании п.1 ст.780 ГК РФ и ст.106 КТМ РФ организация, работником которой является государственный морской лоцман, осуществивший лоцманскую проводку судна, приобретает право на соответствующее вознаграждение в виде лоцманского сбора за оказанную услугу.
При таких обстоятельствах предусмотренное пунктами 43 и 48 Положения о взимании лоцманского сбора за услуги государственных морских лоцманов в пользу морского порта, работником которого он является, не нарушает прав заявителя и не противоречит действующему законодательству.
Доводы представителя Минтранса России Агеева А.А. о пропуске заявителем срока для обращения в суд с жалобой об оспаривании нормативного правового акта являются несостоятельными.
Как пояснила в суде представитель Ассоциации морских лоцманов России Голованова И.В., приказ Минтранса России от 4 апреля 1996 года N 24 "Об утверждении Положения о морских лоцманах России" отменен приказом Министерства от 25 июня 2001 года N 107, после чего стали применяться положения оспариваемого нормативного акта.
Поскольку заявитель оспаривает положение нормативного правового акта, то в силу ст.208 ГК РФ на данные требования исковая давность не распространяется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191, 192, 197, 239 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
Заявление международной общественной организации "Ассоциация морских лоцманов России" о признании незаконным приказа Министерства морского флота СССР от 26 апреля 1973 года N 74 "Об утверждении Положения о государственных морских лоцманах" удовлетворить частично: признать недействительными и не порождающими правовых последствий с 1 мая 1999 года пункты 1 и 15 Положения о государственных морских лоцманах, утвержденного приказом Министерства морского флота СССР от 26 апреля 1973 года N 74.
В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Текст документа сверен по:
рассылка