Действующий


Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 марта 2001 года  N 5-Г01-12

     

[Резолютивная часть решения суда содержит в себе неточности и не учитывает сделанных заявителями в ходе судебного разбирательства уточнений их требований, что судебная коллегия считает возможным устранить, не направляя дело на новое рассмотрение, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены судом правильно, в решении им дана надлежащая правовая оценка]


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Кнышева В.П., судей: Горохова Б.А., Харланова А.В., рассмотрела в судебном заседании 30 марта 2001 года по кассационным жалобам Жарко В.П., Павленко А.В., Шмелева В.А., мэра г.Москвы и Московской городской Думы на решение Московского городского суда от 26 декабря 2000 года дело по заявлению Жарко Вадима Павловича, Павленко Александра Владимировича, Шмелева Владимира Алексеевича о признании противоречащими федеральному законодательству и не подлежащими применению предложения 2 ч.1 ст.1, ч.11 ст.4, п.5 ст.5, ч.1 ст.12, ч.5 ст.13, ст.19 Закона города Москвы "О Районной Управе в городе Москве".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения заявителя - Павленко А.В., представителей мэра г.Москвы - Каменевой Е.Н. (доверенность от 01.12.2000 N 4-14-16126/0), Гвоздевой Д.С. (доверенность от 02.11.2000  N 4-14-14882/0), представителей Московской городской Думы - Соминой Е.И. (доверенность от 29.12.2000) и Минченковой О.Б. (доверенность от 29.12.2000) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:


В соответствии с предложением 2 ч.1 ст.1 Закона г.Москвы от 11 сентября 1996 года N 28-91 "О Районной Управе в городе Москве" (в ред. Законов г.Москвы от 10.03.99 N 7, от 01.12.99 N 38, от 14.07.2000 N 23) Районная Управа в городе Москве - орган власти района. В состав Управы входят избираемое жителями района районное Собрание и администрация района, возглавляемые главой Управы.

Согласно ч.11 ст.4 данного Закона Председателем районного Собрания по должности является глава Управы.

В силу п.5 ст.5 и ч.1 ст.12 Закона глава Управы избирается районным Собранием по представлению мэра Москвы тайным голосованием.

В случае систематического неисполнения своих обязанностей или однократного грубого их нарушения глава Управы может быть досрочно освобожден от должности мэром Москвы самостоятельно либо по представлению префекта соответствующего административного округа с учетом мнения районного Собрания (ч.5 ст.13 Закона города Москвы).

Статьей 19 указанного Закона мэру Москвы предоставлено право самостоятельно либо по ходатайству префекта отменять распоряжение главы Управы, противоречащее законодательству Российской Федерации и правовым актам города Москвы, префекту - приостановить самостоятельно распоряжения глав Управ в интересах обеспечения государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты прав и свобод граждан на срок не более трех дней до вынесения по данному вопросу решения мэра Москвы, а Московской городской Думе - отменять решения районного Собрания, противоречащие законодательству.

Жарко В.П., Павленко А.Б. и Шмелев В.А. обратились в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и не подлежащими применению указанных положений Закона города Москвы "О Районной Управе в городе Москве", ссылаясь на то, что ими незаконно ограничиваются их права на осуществление местного самоуправления, а также их права избирать и быть избранными на должность главы районной Управы.

Решением Московского городского суда от 6 сентября 2000 года заявление Жарко В.П., Павленко А.В. и Шмелева В.А. было оставлено без удовлетворения по тем основаниям, что Районная Управа г.Москвы не является органом местного самоуправления, поскольку районы г.Москвы не являются муниципальными образованиями. Муниципальным образованием является сам г.Москва, в котором право граждан на местное самоуправление реализовано на выборах депутатов Московской городской Думы и мэра г.Москвы.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 октября 2000 года решение суда было отменено как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, а дело было направлено на новое рассмотрение с указанием на необходимость проверки того, могут ли быть представительные и исполнительные органы районов г.Москвы отнесены к органам местного самоуправления безотносительно к противоречащим федеральному законодательству нормам Устава г.Москвы.

После нового рассмотрения дела решением Московского городского суда от 26 декабря 2000 года требования заявителей были удовлетворены. При этом в их пользу с Московской городской Думы было взыскано по 2000 руб. в счет возмещения затрат на оказание юридической помощи представителей и по 18 руб. 90 коп. в счет возмещения судебных расходов.

В кассационных жалобах заявителей поставлен вопрос об изменении решения в части неполного возмещения их затрат на оказание юридической помощи и о возмещении этих затрат в полном размере.

В кассационных жалобах Московской городской Думы и администрации г.Москвы поставлен вопрос об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не усматривает.

В соответствии с п."н" ст.72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьями 65 и 66 Конституции Российской Федерации установлено, что Москва является субъектом Российской Федерации, городом федерального значения.

Статус города федерального значения определяется Конституцией Российской Федерации и уставом города федерального значения, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Эти нормы Конституции Российской Федерации судом при рассмотрении настоящего дела истолкованы и применены правильно.

В силу ст.76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Федеральное законодательство о местном самоуправлении на территории г.Москвы действует без каких-либо ограничений; нормы Устава г.Москвы, законов и иных нормативных правовых актов, противоречащие федеральным законам, применению не подлежат.

Особый статус г.Москвы как столицы Российской Федерации и города федерального значения отражен в Федеральном законе от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (в ред.Федерального закона от 18.07.95 N 107-ФЗ) и в ст.12 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации".

Под статусом столицы Российской Федерации в соответствии со ст.2 Федерального закона от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" понимается правовое положение города Москвы, обусловленное установленными настоящим Законом особенностями прав и обязанностей федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти города Москвы в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации.

Право жителей города на осуществление местного самоуправления не является особенностью правового положения города Москвы и осуществляется на основе федерального законодательства о местном самоуправлении.

В соответствии с п.3 ст.6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

В соответствии с п.п.1 и 3 ст.12 этого же Федерального закона население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

На внутригородских территориях городов Москвы и Санкт-Петербурга местное самоуправление осуществляется при сохранении единства городского хозяйства в соответствии с уставами и законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Население городских поселений, входящих в состав субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге объединение или преобразование внутригородских муниципальных образований, установление или изменение их территорий осуществляется законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с их уставами и с учетом мнения населения соответствующих территорий.

В соответствии с п.2 ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами и законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут не создаваться выборные городские органы местного самоуправления городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Таким образом, в федеральном законодательстве для городов федерального подчинения Москвы и Санкт-Петербурга установлены некоторые особенности, обусловленные необходимостью сохранения единства городского хозяйства, которые ни в коей мере не отменяют действия общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации.

В обоснование возражений против заявленных по данному делу требований представители Московской городской Думы и администрации г.Москвы ссылались на ст.6 Устава города Москвы, принятого Московской городской Думой 28 июня 1995 года, в соответствии с которой установлен двойной статус представительного и исполнительного органов власти города Москвы: эти органы одновременно являются органами городского (местного) самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации и обладают всеми законодательно установленными полномочиями указанных органов.

Представительным органом городского самоуправления, представительным и законодательным органом государственной власти города Москвы является выборный орган - Московская городская Дума.

Исполнительным органом городского самоуправления и исполнительным органом государственной власти города Москвы является Московская городская администрация.

Мэр Москвы согласно ст.51 Устава города Москвы избирается жителями Москвы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и является одновременно главой субъекта Российской Федерации и главой городского муниципального образования.

В решении суда сделан правильный вывод о том, что указанные нормы Устава г.Москвы противоречат федеральному законодательству о местном самоуправлении и при рассмотрении настоящего дела в силу прямого указания на это в п.5 ст.76 Конституции Российской Федерации применению не подлежали.

В соответствии со ст.12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Пунктами 5 и 6 ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается; структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Тот факт, что мэр г.Москвы и Московская городская Дума являются органами государственной власти субъекта Российской Федерации, следует не только из положений Устава г.Москвы, но и из законодательно определенных полномочий этих органов государственной власти, на которые распространяется действие Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Мэр г.Москвы и Председатель Московской городской Думы в качестве руководителей законодательного и исполнительного органов государственной власти г.Москвы являются членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Осуществление полномочий местного самоуправления органами государственной власти г.Москвы как субъекта Российской Федерации в форме совмещения правового статуса органов государственной власти и органов местного самоуправления является незаконным и не может рассматриваться иначе, как лишение жителей г.Москвы конституционного права на осуществление самостоятельного и независимого от государственной власти местного самоуправления.

С учетом этого, осуществление полномочий местного самоуправления в г.Москве мэром г.Москвы и Московской городской Думой, равно как и придание им статуса городских органов местного самоуправления, не может быть признано соответствующим федеральному законодательству. Из этого следует вывод о том, что общегородских органов местного самоуправления в г.Москве не существует, а их функции незаконно осуществляют органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

С учетом изложенного при рассмотрении настоящего дела о восстановлении нарушенного права граждан на осуществление местного самоуправления в г.Москве суд правильно проанализировал статус и функции представительных и исполнительных органов власти районов г.Москвы и пришел к обоснованному выводу о том, что эти органы осуществляют функции органов местного самоуправления, определенные в ст.6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в связи с этим до приведения законодательства г.Москвы о местном самоуправлении в соответствие с федеральным законодательством по этому предмету ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации должны быть признаны органами местного самоуправления г.Москвы.

В соответствии с ч.6 ст.6 Устава города Москвы районные Управы являются органами власти районов города Москвы, осуществляющие функции органов местного самоуправления в пределах, установленных Уставом и законами города Москвы.

Закон города Москвы от 11 сентября 1996 года N 28-91 "О Районной Управе в городе Москве" устанавливает основные нормы организации и деятельности районной Управы в городе Москве - органа власти района города Москвы: районная Управа в городе Москве - орган власти района, осуществляющий установленные законодательством функции органа местного самоуправления по вопросам местного значения, за исключением вопросов, отнесенных законодательством города Москвы к компетенции городского (местного) самоуправления.

С учетом того, что городских органов местного самоуправления в г.Москве не существует, а положения Устава г.Москвы о совмещении статуса органов государственной власти г.Москвы и городских органов местного самоуправления как незаконные применению не подлежат, суд правильно решил вопрос о возможности отнесения районных Управ г.Москвы к органам местного самоуправления безотносительно к не подлежащим применению положениям Устава г.Москвы.

Доводы кассационных жалоб Московской городской Думы и администрации г.Москвы сводятся к ошибочному утверждению о том, что суд в нарушение законодательства г.Москвы произвольно отнес районы г.Москвы к категории муниципальных образований. Между тем, решение суда основано именно на нормах московского законодательства: и Устав г.Москвы в его ч.6 ст.6, и Закон г.Москвы "О Районной Управе в городе Москве" в целом, за исключением обжалуемых по данному делу отдельных норм, наделяет районные Управы всеми признаками органов местного самоуправления, что в свою очередь позволяет сделать вывод о наличии у районов г.Москвы всех необходимых признаков муниципальных образований, закрепленных в гл.5 ГК РФ и в ст.ст.1, 6, 12, 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": районы г.Москвы имеют территорию, определенную законами г.Москвы, в пределах которой граждане разрешают вопросы местного значения через выборные представительные и исполнительные органы, имея при этом собственные средства и собственность для реального осуществления самоуправления.

При признании обжалованных заявителями норм Закона г.Москвы "О Районной Управе в городе Москве" не подлежащими применению в силу их противоречия федеральному законодательству о местном самоуправлении, районные Управы становятся полноценными органами местного самоуправления, на что правильно указано в решении суда. Таким образом, решение суда по настоящему делу является одним из возможных и допустимых способов защиты нарушенного права жителей г.Москвы на осуществление местного самоуправления.

Оснований для отмены этого решения по доводам кассационных жалоб Московской городской Думы и администрации г.Москвы не имеется.

Нет оснований и для изменения решения суда в части возмещения заявителям расходов по оплате юридической помощи. Решение в этой части соответствует ч.1 ст.91 ГПК РСФСР и является обоснованным.

Вместе с тем, резолютивная часть решения суда содержит в себе неточности и не учитывает сделанных заявителями в ходе судебного разбирательства уточнений их требований: вместо слов "предложение 2 ч.1 ст.1" в ней указано "ч.1. ст.1" и вместо "п.5 ст.5" указано "ч.1 ст.5". Эти неточности Судебная коллегия считает возможным устранить, не направляя дело на новое рассмотрение, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены судом правильно, в решении им дана надлежащая правовая оценка.

На основании п.1 ст.305, ст.ст.306, 311 ГПК РСФСР Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:


Уточнить резолютивную часть решения Московского городского суда от 26 декабря 2000 года, указав в ее части второй вместо слов "ч.1 ст.1" слова "предложение второе ч.1 ст.1" и вместо слов "часть 1 ст.5" слова "пункт 5 ст.5".

В остальной части решение Московского городского суда от 26 декабря 2000 года оставить без изменения, кассационные жалобы Жарко В.П., Павленко А.В., Шмелева В.А., мэра г.Москвы и Московской городской Думы - без удовлетворения.

Председательствующий:
В.П.Кнышев

Судьи:
Б.А.Горохов
А.В.Харланов

     

Текст документа сверен по:
"Вестник центральной
избирательной комиссии РФ",
N 8, 2001 год