Действующий


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 27 марта 1998 года


Государственной регистрации подлежат
нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации,
затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие
межведомственный характер, независимо от срока действия
(постоянные или временные) и характера содержащихся в них сведений
(Извлечение)

Пукшанский обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконными пп.2, 12 Порядка представления и оформления документов для назначения пенсий, утвержденного Министерством труда Российской Федерации 13 августа 1992 года N 1654-РВ и Министерством социальной защиты населения Российской Федерации 14 августа 1992 года N 2761-18. По его мнению, данные пункты Порядка противоречат ст.6 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) и ст.3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О правах граждан Российской Федерации на свободу передвижения, места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

Пукшанский сослался на то, что положения этих пунктов Порядка представления и оформления документов для назначения пенсий ущемляют его право на пенсионное обеспечение.

Представитель Министерства труда и социального развития Российской Федерации с требованиями Пукшанского не согласился и просил суд оставить их без удовлетворения, пояснив при этом, что названный Порядок утвержден в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и во исполнение распоряжения Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 986-Р и не нуждался в государственной регистрации, так как его положения не затрагивают прав и интересов граждан.

Верховный Суд РФ 27 марта 1998 года заявление Пукшанского удовлетворил по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 1991 года "О Министерстве юстиции РСФСР" в целях обеспечения прав и свобод граждан на Министерство юстиции РСФСР была возложена функция по государственной регистрации нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и свободы граждан или носящих межведомственный характер.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 года N 305 "О государственной регистрации ведомственных нормативных актов" утверждено Положение о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов.

В пп.2, 3 указанного Положения установлено, что государственной регистрации подлежат нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, независимо от срока действия (постоянные или временные) и характера содержащихся в них сведений. Подлежащие государственной регистрации акты министерств и ведомств Российской Федерации после их подписания (утверждения) руководителем министерства, ведомства представляются в трех экземплярах в Министерство юстиции Российской Федерации.

Согласно п.7 этого Положения ведомственные нормативные акты вступают в силу со дня присвоения им номера государственной регистрации.

Обязательность государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы граждан, установлена и последующими Указами Президента Российской Федерации от 21 января 1993 года N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации" и от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

Как установлено в судебном заседании, Порядок представления и оформления документов для назначения пенсий, утвержденный Министерством труда Российской Федерации и Министерством социальной защиты населения Российской Федерации 13-14 августа 1992 года (в период действия постановления Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 года N 305), в нарушение действующего законодательства, как затрагивающий права и законные интересы граждан, не был зарегистрирован в установленном порядке в Министерстве юстиции Российской Федерации. Указанный акт не зарегистрирован и официально не опубликован и на день рассмотрения дела в суде.

В судебном заседании представитель Министерства труда и социального развития Российской Федерации этого обстоятельства не отрицал, и оно подтверждается объяснением в судебном заседании представителя Министерства юстиции Российской Федерации.

Согласно пояснениям представителя Министерства труда и социального развития Российской Федерации упомянутый Порядок нормативный акт, но не нуждающийся в государственной регистрации, так как, по его мнению, он не затрагивает прав и законных интересов граждан.

Однако данный довод ошибочен.

Как видно из текста и содержания Порядка, он является нормативным правовым актом, затрагивающим права и законные интересы граждан. Это обстоятельство подтвердил и представитель Министерства юстиции Российской Федерации - первый заместитель руководителя Департамента регистрации и контроля за ведомственными нормативными актами Министерства юстиции Российской Федерации.

На основании изложенного Верховный Суд РФ признал незаконным и не подлежащим применению со дня издания Порядок представления и оформления документов для назначения пенсий, утвержденный Министерством труда Российской Федерации 13 августа 1992 года N 1654-РБ и Министерством социальной защиты населения Российской Федерации 14 августа 1992 года N 1-2761-18, в целом, а не отдельных его положений.


Текст документа сверен по:
Бюллетень Верховного Суда
Российской Федерации,
N 11, 1998 год