ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 1981 года N 7
О выполнении судами постановления Пленума Верховного Суда СССР
от 11 апреля 1969 года N 2 "О некоторых вопросах применения судами
законодательства при рассмотрении споров, возникающих
из перевозки грузов и багажа"
____________________________________________________________________
Разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам, возникающим при судебном разбирательстве гражданских дел в той части, в которой они противоречат Гражданскому процессуальному Кодексу Российской Федерации, не подлежат применению - см. постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2003 года N 2.
____________________________________________________________________
В обеспечении полного и своевременного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках важное значение имеет выполнение планов перевозки грузов, надлежащее исполнение связанных с этим обязательств. Большая роль в дальнейшем повышении плановой, договорной дисциплины при перевозке грузов и багажа принадлежит судам, рассматривающим подведомственные им споры, возникающие из перевозки.
Обсудив выполнение судами постановления Пленума Верховного Суда СССР от 11 апреля 1969 года N 2 "О некоторых вопросах применения судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из перевозки грузов и багажа", Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что суды в основном правильно разрешают названные споры, защищают имущественные права граждан и организаций, проводят определенную профилактическую работу, способствующую соблюдению плановой и договорной дисциплины при перевозке грузов и багажа.
Вместе с тем в деятельности судов еще имеются недостатки. При принятии исковых заявлений о возмещении ущерба за утрату, недостачу, порчу, повреждение груза или багажа судьи во многих случаях не проверяют, обращался ли предварительно истец с претензией к организации транспорта (перевозчику). Это нередко влечет за собой оставление искового заявления без рассмотрения или прекращение производства по делу по мотивам несоблюдения претензионного порядка. Не всегда проводится надлежащая подготовка дел этой категории к судебному разбирательству, иногда не истребуются необходимые доказательства по предъявленному иску, в частности, копия претензии, ответ перевозчика о полном либо частичном отклонении претензии, накладная, коммерческий акт. В необходимых случаях по сложным делам организациям транспорта (ответчику) не предлагается представить письменные объяснения по делу. Имеют место факты нарушения сроков рассмотрения этих дел. Крайне редко выносятся частные определения об устранении причин и условий, способствующих утрате, недостаче, порче, повреждению грузов и багажа при перевозках, а также по поводу необоснованных отклонений претензий, несоблюдения сроков их рассмотрения. Судебные решения иногда недостаточно мотивируются.
В судебной практике возникли вопросы, в решении которых нет единства. Некоторые разъяснения, содержащиеся в названном постановлении Пленума Верховного Суда СССР, нуждаются в уточнении с учетом изменений, внесенных в действующее законодательство.
Пленум Верховного Суда СССР
постановляет:
1. Обратить внимание судов на необходимость устранения отмеченных недостатков и принятия мер к дальнейшему улучшению судебной деятельности по рассмотрению споров, возникающих в связи с невыполнением плана перевозок и несохранностью груза и багажа. При разрешении этих дел суды должны обеспечить правильное применение закона и руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР, содержащихся в постановлении от 11 апреля 1969 года N 2 "О некоторых вопросах применения судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из перевозки грузов и багажа".
2. Судам следует строго выполнять требование закона о возложении ответственности на сторону (грузоотправителя, перевозчика, грузополучателя), виновную в утрате, недостаче, порче или повреждении груза.
При рассмотрении этих дел особое внимание должно уделяться выявлению причин и условий, способствующих несохранности груза и багажа. Необходимо принимать действенные меры к предупреждению фактов расточительства народного добра, острее реагировать на установленные случаи безответственности в сохранности груза и багажа. Следует систематически изучать и обобщать судебную практику по данной категории дел, анализировать причины допускаемых ошибок и принимать меры к повышению качества рассмотрения этих дел.
3. Судам, рассматривающим гражданские дела в кассационном и надзорном порядке, обеспечивать своевременное исправление ошибок, допущенных судами первой инстанции в разрешении дел, связанных с перевозкой грузов и багажа, правильное и единообразное применение судами законов.
4. Внести в постановление Пленума Верховного Суда СССР от 11 апреля 1969 года N 2 "О некоторых вопросах применения судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из перевозки грузов и багажа" следующие изменения:
1) Второе предложение пункта 1 постановления изложить в следующей редакции: "Эти дела подведомственны судам, если одной из сторон в споре является колхоз, межколхозное, государственно-колхозное предприятие, организация либо их объединение или гражданин".
2) Абзацы третий, четвертый и пятый пункта 2 постановления изложить в следующей редакции:
"Судья отказывает в принятии искового заявления, если требование к перевозчику в претензионном порядке не заявлено или если истцом, не получившим ответа на претензию, исковое заявление подано до окончания срока, установленного для ответа.
Вместе с тем судья не вправе отказать в принятии искового заявления, если претензия, заявленная перевозчику, оставлена им без рассмотрения по мотивам, обоснованность которых истец оспаривает (предъявление претензии с пропуском срока, непредставление в подтверждение претензии необходимых документов и т.д.).
В тех случаях, когда при рассмотрении дела будет установлено, что претензионный порядок истцом не соблюден и возможность его применения не утрачена, суд выносит определение об оставлении искового заявления без рассмотрения, а если возможность разрешения спора в претензионном порядке утрачена, суд прекращает производство по делу".
3) Пункт 3 постановления изложить в следующей редакции:
"3. Имущественная ответственность колхозов за невыполнение плана перевозок наступает при условии, если перевозки были включены в план по их заявке либо с их согласия по заявке соответствующего органа.
Обратить внимание судов на то, что законодательством (например, ст.ст. 145 и 146 Устава железных дорог Союза ССР, ст.ст. 183 и 184 Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР) предусмотрены обстоятельства, при наступлении которых стороны освобождаются от имущественной ответственности за невыполнение плана перевозок.
При подготовке дел к судебному разбирательству судья должен истребовать от истца предусмотренные уставами (кодексами) и правилами перевозок документы, подтверждающие невыполнение вытекающих из плана перевозки грузов обязательств, расчет причитающихся штрафных сумм, в необходимых случаях - заверенные выписки из плана перевозок, а также другие доказательства".
4) Абзац первый пункта 4 постановления изложить в следующей редакции:
"По делам о возврате штрафа, взысканного в безакцептном порядке за простой судов и вагонов, должны быть представлены, в частности, документы, подтверждающие сроки погрузочно-разгрузочных работ, время подачи перевозочных средств под погрузку или выгрузку, копия платежного требования перевозчика либо банковский документ о списании штрафа, доказательства предъявления претензии".
5) В абзаце втором пункта 5 постановления слово "продления" заменить словом "восстановления".
6) Абзац первый пункта 8 постановления изложить в следующей редакции:
"При разрешении споров, возникающих из перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, суды руководствуются нормами об этих перевозках, содержащимися в Уставе железных дорог Союза ССР, Уставе внутреннего водного транспорта Союза ССР, Кодексе торгового мореплавания Союза ССР и в правилах перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. В случае отсутствия в этих нормах соответствующих указаний об ответственности за причиненный ущерб, применяются нормы уставов, кодекса, правил и тарифов, регулирующих перевозки соответствующим видом транспорта".
7) Пункт 12 постановления изложить в следующей редакции:
"12. В случае утраты, недостачи, порчи либо повреждения багажа, сданного к перевозке без объявления ценности, ущерб возмещается в размере, установленном действующим на данном виде транспорта тарифом, а при представлении истцом доказательств о действительной стоимости недоставленного, поврежденного либо испорченного багажа исходя из действительной его стоимости, если законодательством применительно к данному виду транспорта не установлено иное".
8) В абзаце первом пункта 13 постановления слова "государственными, кооперативными и другими общественными организациями, предприятиями и учреждениями" заменить словами "государственными предприятиями, учреждениями, организациями, кооперативными организациями, их объединениями, другими общественными организациями".
9) Пункт 14 постановления изложить в следующей редакции:
"14. Судам необходимо иметь в виду, что если международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в советском гражданском законодательстве или в советском законодательстве о гражданском судопроизводстве, то при разрешении споров, возникающих из договоров о международных перевозках, применяются правила международного договора (ст. 129 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, ст.64 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик). Внутреннее законодательство СССР применяется в случаях, предусмотренных международным договором, а также при отсутствии в договоре соответствующих указаний (ст.35 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении)".
10) В абзаце первом пункта 15 постановления слова в скобках "(СМГС - Тарифное руководство 11а и 11в)" заменить словами "(СМГС Тарифное руководство 11а)".
11) Абзац третий пункта 15 постановления изложить в следующей редакции:
"Условия и пределы ответственности железных дорог за несохранность груза при перевозке в международном железнодорожном грузовом сообщении предусмотрены ст.ст. 21 - 27 названного Соглашения, а также соответствующими статьями других соглашений о прямых международных железнодорожных и железнодорожно-водных грузовых и пассажирских сообщениях. Правила, установленные ст.ст.148-153 Устава железных дорог Союза ССР, к указанным правоотношениям не применяются".
12) В абзаце третьем пункта 16 постановления слова "утвержденные Министерством путей сообщения СССР и Министерством внешней торговли СССР" заменить словами "утвержденные Министерством внешней торговли СССР и Министерством путей сообщения СССР и согласованные с Министерством финансов СССР".
13) Первое предложение второго абзаца пункта 17 постановления изложить в следующей редакции:
"Если управлением железной дороги назначения претензия грузополучателя возвращена заявителю и в соответствии с параграфами 10 и 11 Правил заказчиком груза была предъявлена управлению входной для данного груза пограничной железной дороги СССР, то при рассмотрении иска, вытекающего из данной перевозки, суд разрешает дело в отношении соответствующего управления (параграф 17 Правил)".
5. Дополнить названное постановление Пленума Верховного Суда СССР пунктами 2 1, 5 1 и 18 1 следующего содержания:
"2 1. В силу ст. 119 ГПК РСФСР и соответствующих статей ГПК других союзных республик подведомственные судам иски к перевозчикам, вытекающие из перевозки грузов или багажа на внутреннем транспорте, предъявляются по месту нахождения транспортной организации, к которой в установленном порядке была заявлена претензия, - в том числе и тогда, когда наряду с перевозчиком в деле участвует в качестве второго ответчика грузоотправитель".
"5 1. При рассмотрении дел, связанных с недостачей и порчей при перевозке сельскохозяйственной продукции, следует тщательно проверять соблюдение грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем установленных правил погрузки, транспортировки, выдачи и приемки сельскохозяйственной продукции, в том числе скоропортящейся, в целях установления, кто из участников договора перевозки (грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель) и в какой степени был виновен в несохранности продукции.
В случае просрочки доставки скоропортящегося груза суды должны учитывать, в какой степени это повлияло на его порчу, и возлагать обязанность по возмещению ущерба за порчу в размере той суммы, на которую понизилась стоимость груза по вине перевозчика.
Когда порча груза не связана с допущенной просрочкой в доставке и перевозчик докажет, что эта порча произошла по причинам, зависящим только от грузоотправителя, ответственность должна возлагаться на грузоотправителя".
"18 1. При разрешении споров, возникающих из перевозки грузов и багажа, судам следует полнее выяснять причины и условия, способствовавшие утрате, недостаче, порче и повреждению грузов и багажа, острее реагировать путем вынесения частных определений на установленные случаи безответственного отношения к сохранности груза и багажа, а также на недостатки в рассмотрении претензий. При наличии в деле данных о фактах хищения грузов и багажа или иных преступлений, связанных с перевозкой, сообщать об этом прокурору либо возбуждать уголовное дело".
Председатель
Верховного Суда СССР
Л.Смирнов
Секретарь Пленума,
член Верховного Суда СССР
А.Белов
Текст документа сверен по:
Бюллетень Верховного Суда СССР,
N 1, 1982