Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

от 14 января 1992 года


По организации колхозов и совхозов

_________________________________________________________________________
Фактически не применяется. См. Федеральный закон от 11 июня 2003 года
N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"

_________________________________________________________________________

     

     

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Сложившаяся к настоящему времени структура государственных и кооперативных предприятий в сельском хозяйстве не приспособлена к рыночным отношениям, изначально ориентирована на государственные закупки, снабжение, цены и т.п. Одна из задач аграрной реформы создать иную, более отвечающую требованиям рыночной экономики структуру, базирующуюся на самостоятельных товаропроизводителях и рыночных механизмах их взаимодействия.

Основными путями формирования новой производственной структуры призваны стать процессы приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов. В результате этих процессов должна быть создана система мобильных, ориентированных на рынок частных (базирующихся как на индивидуальной, так и на коллективной собственности) производителей сельскохозяйственной продукции, кооперирующихся в снабжении, сбыте и переработке своей продукции, агросервисе, а также система частных и смешанных предприятий агробизнеса, обеспечивающих обслуживание сельского хозяйства, переработку и доведение его продукции до конечного потребления.

Приватизация представляет собой процесс получения гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных фондов безвозмездно или в виде выкупа. В колхозах и совхозах приватизации подлежит земля.

Реорганизация - это процессы разделения предприятия на более мелкие предприятия, слияния с другими предприятиями или преобразования их в иную организационно-правовую форму. По своей организационно-правовой форме колхозы изначально являются негосударственными предприятиями. В соответствии со ст.12 Конституции Российской Федерации совхозы также негосударственные предприятия. В этой связи колхозы и совхозы не приватизируются, а подлежат реорганизации в соответствии с действующим законодательством. Исключение составляют сельскохозяйственные предприятия, функционирование которых имеет общегосударственное значение или носит индустриальный характер. Такие предприятия остаются пока в государственной собственности, порядок их приватизации и реорганизации определяется особо. Перечень этих предприятий устанавливается Правительством.

2. Приватизация земли в сельском хозяйстве и реорганизация колхозов и совхозов осуществляются в соответствии со следующими законодательными актами Российской Федерации:

Земельным кодексом:

Законом РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";

Указом Президента "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР";

Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке реорганизации колхозов и совхозов;

Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и др.

3. Принципы реорганизации колхозов и совхозов:

сохранение, как правило, сельскохозяйственного или обслуживающего сельское хозяйств профиля использования объектов в реорганизуемых хозяйствах;

обеспечение всем производителям сельскохозяйственной продукции равного доступа к объектам производственной и социальной инфраструктуры;

добровольность выбора организационно-правовой формы предприятия в рамках действующего законодательства;

социальная справедливость и защищенность населения и работников реорганизуемых хозяйств;

учет национальных и исторических особенностей.

4. Согласно Указу Президента "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" колхозы и совхозы должны до 1 января 1993 года провести реорганизацию, а образовавшиеся в результате этой реорганизации предприятия - зарегистрировать свою организационно-правовую форму.

Регистрация предприятий всех типов осуществляется районными, городскими, районными в городе Советами народных депутатов по месту учреждения предприятия.

5. Реорганизация колхозов и совхозов может осуществляться тремя основными путями:

раздел на крестьянские хозяйства и мыле предприятия с последующим их добровольным объединением в ассоциацию или кооперативы;

реорганизация хозяйства или его части в акционерное общество открытого или закрытого типа;

реорганизация хозяйства или его части в производственный кооператив (коллективное предприятие).

В ходе реорганизации там, где это экономически целесообразно, хозяйства могут быть разукрупнены, и каждая часть хозяйства реорганизуется по своей схеме.

Направление реорганизации выбирается коллективом хозяйства на добровольной основе. Принцип добровольности не распространяется на колхозы и совхозы, объявленные несостоятельными, они подлежат ликвидации и реорганизации в особом порядке в соответствии с п.14 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке реорганизации колхозов и совхозов".

6. Независимо от избранного направления реорганизации для каждого хозяйства должны быть соблюдены следующие общие процедуры:

6.1. В колхозе или совхозе создается специальная реорганизационная комиссия, в которую входят представители местных органов власти, администрации хозяйства, трудовых коллективов, районного управления сельского хозяйства, комитета по земельной реформе, основных кредиторов хозяйства. Возглавляет эту комиссию руководитель хозяйства. Состав комиссии утверждается соответствующей районной комиссией по приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов.

В функции реорганизационной комиссии входят:

разработка проекта реорганизации хозяйства;

обеспечение процесса реорганизации хозяйства;

организация и контроль за оценкой и разделом на паи имущества и земель хозяйства;

организация и контроль за соблюдением законности при выделении из хозяйств работников с имущественными и земельными паями;

обеспечение рациональной системы землеустройства на территории реорганизуемого хозяйства при выделении из него более мелких предприятий;

определение правопреемников реорганизуемого хозяйства по ранее заключенным договорам и полученным кредитам;

в случае необходимости выполнение функций ликвидационной комиссии;

правовое и экономическое консультирование работников при выборе ими организационно-правовой формы предприятия;

информирование населения о ходе и процедурах реорганизации.

В случае необходимости реорганизационная комиссия вправе привлечь экспертов для консультации. Деятельность реорганизационной комиссии осуществляется в соответствии с Положением о комиссии по приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов.

6.2. Объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры, находящиеся на балансах колхозов и совхозов и имеющие обслуживающее значение для всей территории хозяйства, могут передаваться или продаваться соответствующим местным органам власти, при этом они переходят в муниципальную собственность. Порядок передачи, продажи и сдачи в аренду этих объектов определяется соответствующей инструкцией.

Перечень передаваемых или продаваемых объектов и условия их передачи устанавливаются реорганизационной комиссией по согласованию с местными органами власти и трудовым коллективом реорганизуемого хозяйства.

Непогашенные кредиты колхоза или совхоза, полученные на приобретение или возведение передаваемых бесплатно объектов социальной сферы или инженерной инфраструктуры, также переводятся на местные органы власти.

6.3. До 1 марта 1992 года трудовые коллективы колхозов и совхозов должны провести общие собрания и принять решения по следующим вопросам:

форме собственности на землю в своих хозяйствах (индивидуальная, коллективно-долевая или иная, предусмотренная Земельным кодексом Российской Федерации);

выкупе или аренде сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по районной норме;

целесообразности получения в собственность земель, занятых лесными массивами, водоемами и соответствующими инженерными сооружениями при них, другими объектами общего пользования.

По итогам собрания необходимо подать в органы местной власти заявление на предоставление земли в ту или иную форму собственности, о количестве и составе этой земли.

6.4. В каждом реорганизуемом хозяйстве должны быть определены имущественные доли (паи) работников и пенсионеров. В случае если избрана индивидуальная или коллективно-долевая формы собственности на землю, определяются также индивидуальные земельные доли.

Имущественные и земельные доли могут быть объединены в единую долю с указанием ее суммарной стоимости, взаимно обменены между владельцами этих долей или проданы одними владельцами другим.

Каждому владельцу земельной и имущественной долей выдается свидетельство на собственность.

6.5. Если трудовым коллективом не принято решение о полном разделе колхоза или совхоза на крестьянские хозяйства и малые предприятия, то после определения индивидуальных имущественных и земельных долей каждый работник или группа работников могут выйти из колхоза или совхоза для ведения индивидуального хозяйства. Они имеют право на получение надела в натуре, а также конкретного имущества в пределах суммы своей имущественной доли в соответствии с порядком, установленным законодательством.

Предложения о выделении конкретных земельных участков и имущества готовит реорганизационная комиссия, решение которой затем утверждается в установленном порядке.

При выделении имущества и земель необходимо по мере возможности обеспечивать предоставление новым владельцам целостных производственных единиц (например, фермы, перерабатывающего цеха и т.д.). Для этого выделяющимся из хозяйства работникам предоставляется право обмена и выкупа долей у других владельцев.

Чтобы облегчить процедуру выделения земель для ведения крестьянского хозяйства, по представлению реорганизационной комиссии определяются массивы сельскохозяйственных угодий, подлежащие предоставлению в первую очередь.

При передаче объектов внутрихозяйственной производственной инфраструктуры необходимо обеспечить их равнодоступность для всех сельскохозяйственных производителей на территории реорганизуемого хозяйства, а также предотвратить возможность их перепрофилирования. С этой целью целесообразно указанные объекты передавать заинтересованным производителям в коллективную собственность на паях.

6.6. Собрание работников, не заявивших о своем выходе из хозяйства, принимает решение о направлениях дальнейшей реорганизации своего колхоза или совхоза. Возможны следующие варианты решений:

создание нескольких самостоятельных предприятий, каждое из которых принимает свою организационно-правовую форму;

реорганизация в акционерное общество или в производственный кооператив всего хозяйства (без выходящих работников).

7. На основе реорганизованного колхоза или совхоза в случае разделения его на несколько предприятий, крестьянских хозяйств возможно создание одной или нескольких ассоциаций.

8. В период реорганизации совхоза или колхоза администрация (правление) хозяйства несет ответственность за продолжение функционирования предприятия, а материально ответственные лица хозяйств - за сохранность его имущества в соответствии с действующим законодательством.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ И ИМУЩЕСТВЕННОЙ ДОЛЕЙ (ПАЕВ)


1. Определение земельной доли



1.1. При определении земельных долей (паев) работников (членов) хозяйств устанавливаются площадь земель, подлежащих распределению, и численность лиц, имеющих право на получение этой доли.

1.2. Собрание трудового коллектива принимает решение о перечне лиц, имеющих право на получение земельной доли. При этом помимо постоянных работников и пенсионеров хозяйства, продолжающих проживать в сельской местности, в этот перечень могут включаться временно отсутствующие работники (например, военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), работники социальной сферы на территории хозяйства и др.

1.3. Разделу на земельные доли подлежат все сельскохозяйственные угодья хозяйства, за исключением земельных участков:

включенных в фонд перераспределения земель;

переданных в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, в том числе земель приусадебного фонда, участков, занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования;

переданных данному хозяйству в аренду;

используемых сортоучастками для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур.

В хозяйствах, где земельная доля работников и пенсионеров превышает среднерайонную норму, передаваемую гражданам бесплатно, площади сельскохозяйственных угодий сверх этой нормы передаются в фонд перераспределения земель. Не подлежат распределению на доли земли, занятые под дорогами общего пользования.

1.4. Индивидуальная земельная доля определяется условно в натуральном (в га) или стоимостном (50-кратный налог на землю) выражении.


2. Определение имущественной доли



2.1. Для расчета индивидуальных имущественных долей первоначально оценивается стоимость всего имущества хозяйства.

Здания, сооружения, машины и оборудование оцениваются по остаточной балансовой или восстановительной стоимости или по оценочной стоимости (но не ниже остаточной). Денежные средства и прочие финансовые активы, товарно-материальные ценности принимаются к оценке по балансу хозяйства. Продуктивный и рабочий скот - по действующим ценам. Многолетние насаждения, незавершенное производство и расходы будущих периодов оцениваются по фактически произведенным затратам.

Стоимость имущества устанавливается на основе инвентаризации. Первый фонд рассчитывают по формуле

П = Ф - И - З - С,

где П - паевой фонд на момент реорганизации; Ф - стоимость основных, оборотных фондов и других активов; И - износ основных фондов; З - кредиторская задолженность, за исключением ссуд, полученных на создание объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, переданных бесплатно; С - стоимость переданных бесплатно объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры.

2.2. Решение о перечне категории лиц, на которых распределяются имущественные доли, принимает трудовой коллектив. В этот перечень включаются: лица, работающие в хозяйстве в настоящее время; временно отсутствующие по уважительным причинам работники хозяйства; пенсионеры хозяйства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»