Недействующий


ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 февраля 1978 года N 2


О судебной практике по делам о контрабанде

(с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 5 сентября 1978 года N 7 и от 6 декабря 1979 года N 7)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 27 мая 2008 года N 6
,
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
 от 27 апреля 2017 года N 12

____________________________________________________________________

Рассмотрев представление Генерального Прокурора СССР, а также обсудив материалы изучения судебной практики о применении уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за контрабанду, Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что суды усилили внимание к рассмотрению дел этой категории, стали меньше допускать ошибок при квалификации данного преступления, в частности контрабанды, совершаемой в крупных размерах либо группой лиц.

Вместе с тем в деятельности судов имеются недостатки. Иногда не выполняется требование закона о всестороннем, полном исследовании обстоятельств дела, в результате чего отдельные участники преступления не привлекаются к ответственности, не всегда устанавливаются источники приобретения и каналы сбыта предметов контрабанды. Имеют место случаи, когда суды не отграничивают контрабанду, наказуемую в уголовном порядке, от контрабанды, влекущей административную ответственность; по-разному определяют судьбу перевозочных и других средств, предназначенных для перемещения предметов контрабанды через государственную границу СССР; не уделяют должного внимания выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению контрабанды. Нет единства в квалификации действий лиц, совершивших это преступление на территории нескольких союзных республик.

В целях правильного и единообразного применения законодательства при рассмотрении дел о контрабанде Пленум Верховного Суда СССР

постановляет:

1. Обратить внимание судов на то, что борьба с контрабандой должна осуществляться на основе строгого и неуклонного соблюдения требований закона. Судам необходимо тщательно исследовать обстоятельства каждого дела, учитывая, что судебными и следственными органами должны быть выявлены и привлечены к ответственности лица, совершившие контрабанду и другие связанные с ней преступления, установлены источники приобретения и каналы сбыта предметов контрабанды.

2. В отличие от контрабанды, наказуемой в административном порядке, уголовная ответственность за контрабанду, предусмотренная ст.78 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, наступает лишь при наличии одного или нескольких следующих признаков: сокрытия виновным товаров или иных ценностей при перемещении через государственную границу СССР в специальных хранилищах, либо путем обманного использования таможенных и иных документов, либо при наличии крупного размера, либо совершения преступления группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, либо совершения ее должностным лицом с использованием служебного положения.

В приговоре суда должно быть указано, какой из перечисленных признаков содержится в действиях лица, виновного в контрабанде. Если следственные органы, предъявляя обвинение, не указали в действиях виновного конкретного признака уголовно наказуемой контрабанды, то дело подлежит направлению на дополнительное расследование.

При контрабанде взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия, боеприпасов и воинского снаряжения уголовная ответственность виновного лица наступает независимо от наличия либо отсутствия перечисленных признаков.

3. Разъяснить судам, что:

а) под незаконным перемещением товаров или иных ценностей через государственную границу СССР надлежит признавать перемещение, совершенное помимо таможенных учреждений без соответствующего на то разрешения, т.е. вне мест и времени, определенных этими учреждениями, либо с сокрытием от таможенного контроля этих предметов. В частности, заведомое несообщение таможенному контролю сведений о предметах, подлежащих обязательному объявлению или предъявлению; перемещение предметов способами, затрудняющими их обозрение и обнаружение; предъявление предметов не своим наименованием и т.п.;

б) специальными хранилищами следует считать тайники, изготовленные в целях контрабанды, а также оборудованные и приспособленные в этих же целях на транспортных средствах конструктивные емкости и предметы, предварительно подвергавшиеся разборке, монтажу и т.п.;

в) под обманным использованием таможенных и иных документов следует понимать действия лиц, связанные с представлением таможенному контролю в качестве оснований для перемещения товаров или иных ценностей заведомо поддельных документов или полученных незаконным путем либо документов, содержащих ложные сведения;

г) при решении вопроса о размере контрабанды стоимость предметов контрабанды исчисляется по государственным розничным ценам. При отсутствии нормативных актов об установлении цен на эти предметы стоимость их следует определять на основании заключения экспертов;

(В редакции постановления Пленума от 5 сентября 1978 г. N 7).

д) под группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, следует понимать двух и более лиц, специально объединившихся в целях совместного и неоднократного перемещения товаров через государственную границу СССР.

Лица, содействовавшие совершению контрабанды, подлежат уголовной ответственности за соучастие в данном преступлении, если их действия подпадают хотя бы под один из признаков, указанных в законе;

е) субъектом контрабанды, совершенной с использованием служебного положения, являются должностные лица, осуществляющие контрольные функции на государственной границе СССР, а также иные должностные лица, злоупотребляющие властью или служебным положением в целях незаконного перемещения товаров или иных ценностей.

Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации действий виновного по ст.170 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

4. Контрабанду следует считать оконченным преступлением с момента фактически незаконного перемещения товаров через государственную границу СССР. Действие лица, пытавшегося вывезти товары или иные материальные ценности контрабандным путем за пределы СССР, надлежит квалифицировать по ст. 15 и ст. 78 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

5. В случаях, когда лицо наряду с контрабандой совершает другие преступления (незаконный выезд за границу и незаконный въезд в СССР, нарушение правил о валютных операциях, спекуляцию, подлог, незаконное изготовление, приобретение, хранение или сбыт наркотических веществ и др.), действия виновного следует квалифицировать по совокупности совершенных преступлений.

6. Уголовно-наказуемая контрабанда, совершенная лицом на территории нескольких союзных республик, подлежит квалификации по соответствующей статье УК той союзной республики, на территории которой совершена последняя контрабанда.

7. В соответствии с действующим законодательством предметы контрабанды как вещественные доказательства подлежат конфискации в доход государства. Также подлежат конфискации перевозочные и другие средства как орудия преступления, если они были оборудованы специальными хранилищами для сокрытия товаров или иных ценностей при перемещении их через государственную границу СССР. В случае обнаружения предметов контрабанды в специальных хранилищах, оборудованных в автоприцепах, конфискации подлежит автоприцеп вместе с автомобилем как единое перевозочное средство.

Если предметы контрабанды были реализованы виновным, суд должен решить вопрос о взыскании с осужденного в доход государства их стоимости.

(Пункт в  редакции постановления Пленума от 6 декабря 1979 г. N 7)

8. Суды должны обеспечить правильное назначение как основного, так и дополнительного наказания лицам, виновным в контрабанде. При этом следует учитывать, что неприменение в качестве дополнительного наказания конфискации имущества, являющейся по закону обязательной, допустимо лишь при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 37 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.

При назначении наказания лицам, совершившим контрабанду, судам надлежит на основании статьи 26 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик решать вопрос о лишении этих лиц права занимать должности или заниматься деятельностью, в связи с осуществлением которых было совершено данное преступление.

9. При рассмотрении дел о контрабанде суды должны выявлять причины и условия, способствовавшие совершению этих преступлений, и реагировать на них частными определениями.

10. Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным, городским судам, судам автономных областей и округов, военным трибуналам округов, групп войск и флотов необходимо усилить надзор за деятельностью судов по рассмотрению дел о контрабанде, чаще обобщать практику применения законодательства по этим делам, принимая должные меры к устранению ошибок и недостатков.



Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

"Сборник постановлений Пленумов

Верховных Судов СССР и РСФСР

(Российской Федерации)

по уголовным делам",

М.:"Спарк", 1999 год

(с изменениями на 6 декабря 1979 года).