Недействующий

     

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июля 1988 года N 888


Об утверждении Положения о поставках продукции производственно-технического назначения, Положения о поставках товаров народного потребления и Основных условий регулирования договорных отношений при осуществлении экспортно-импортных операций

(с изменениями на 6 мая 1989 года)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации с 19 июня 2012 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2012 года N 532
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Совета Министров СССР от 6 мая 1989 года N 385 (Собрание постановлений Правительства СССР, N 23, 1989 года).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Настоящее постановление действует в части, не противоречащей части второй Гражданского кодекса Российской Федерации.

____________________________________________________________________


Совет Министров СССР отмечает, что существующие хозяйственные взаимоотношения между потребителями и поставщиками, формировавшиеся под воздействием командно-административных методов управления и основывающиеся прежде всего на преобладании диктата изготовителя, перестраиваются медленно и не отвечают требованиям коренной реформы управления экономикой, сдерживают углубление хозяйственного расчета и расширение самостоятельности предприятий.

Действующие нормативные акты по вопросам материально-технического обеспечения и регулирования взаимоотношений при осуществлении экспортно-импортных операций страдают излишней регламентацией, стесняют инициативу предприятий и организаций, лишая их возможности самостоятельно решать вопросы, связанные с заключением хозяйственных договоров и своевременным обеспечением поставок продукции и товаров.

При переходе предприятий на полный хозяйственный расчет, самофинансирование (включая валютное) и самоуправление необходимо коренным образом изменить формы и методы организации материально-технического обеспечения на основе решительного перехода от централизованного распределения материальных ресурсов к оптовой торговле средствами производства и свободной продаже товаров на ярмарках, развития прямых длительных хозяйственных связей, обеспечения на деле приоритета требований потребителя, повышения роли хозяйственных договоров.

В этих условиях в законодательстве должны закрепляться лишь основные принципы, определяющие взаимоотношения предприятий при осуществлении поставок продукции и товаров, с одновременным расширением прав предприятий в определении условий договора, формировании хозяйственных связей, исходя из требований Закона СССР о государственном предприятии (объединении) и Закона СССР о кооперации в СССР.

В целях дальнейшего совершенствования правового регулирования развития и углубления процесса перестройки в области материально-технического обеспечения и осуществления экспортно-импортных операций Совет Министров СССР

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Положение о поставках продукции производственно-технического назначения, Положение о поставках товаров народного потребления и Основные условия регулирования договорных отношений при осуществлении экспортно-импортных операций.

2. Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик обеспечить контроль за своевременным и правильным заключением и исполнением договоров подведомственными предприятиями и организациями.

3. Государственному арбитражу СССР:

давать разъяснения о порядке применения Положения о поставках продукции производственно-технического назначения (совместно с Госснабом СССР) и Положения о поставках товаров народного потребления, а также (совместно с Госснабом СССР и Министерством внешних экономических связей СССР) о порядке применения указанных положений к договорным отношениям при осуществлении экспортно-импортных операций;

с участием Министерства юстиции СССР, Госснаба СССР и Министерства внешних экономических связей СССР в месячный срок разработать и представить в Совет Министров СССР предложения о внесении в Положение о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 октября 1973 года N 758 (СП СССР, 1973 год, N 23, ст.128), дополнений, отражающих особенности доарбитражного урегулирования разногласий, возникающих при заключении, изменении, расторжении и исполнении договоров между предприятиями, объединениями, организациями и внешнеэкономическими организациями;

совместно с Министерством финансов СССР и Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам в месячный срок подготовить и представить в Совет Министров СССР предложения по организации в арбитражах работы, связанной с рассмотрением споров по заключению, изменению, расторжению и исполнению договоров между предприятиями, объединениями, организациями и внешнеэкономическими организациями при поставках товаров для экспорта и по импорту.

4. Министерству внешних экономических связей СССР и Государственному арбитражу СССР с участием Госплана СССР, Госснаба СССР, Министерства финансов СССР, Госбанка СССР, Внешэкономбанка СССР, а также заинтересованных министерств и ведомств проанализировать работу по заключению и исполнению в 1988-1989 годах договоров, указанных в Основных условиях регулирования договорных отношений при осуществлении экспортно-импортных операций, утвержденных настоящим постановлением, и представить до 1 марта 1990 года в Совет Министров СССР предложения о совершенствовании этой работы.

5. Признать утратившими силу решения Правительства СССР согласно прилагаемым перечням N 1 и 2.

Изложить абзац первый пункта 2 постановления Совета Министров СССР от 21 апреля 1980 года N 323 "О процентных ставках за пользование банковским кредитом" (СП СССР, 1980 год, N 13, ст.89; 1983 год, N 27, ст.155; 1986 год, N 35, ст.181) в следующей редакции:

"2. Установить ставку пени по просроченным платежам за поставленные товарно-материальные ценности, оказанные услуги и выполненные работы в размере 0,04 процента (для колхозов - 0,03 процента) суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, если иное не предусмотрено законодательством".

6. Установить, что заказы-наряды на поставку товаров для экспорта и поручения на импорт товаров, выданные до 1 августа 1988 года, действуют до полного их исполнения.

7. Госплану СССР, Госснабу СССР, Министерству финансов СССР, Госбанку СССР и Министерству внешних экономических связей СССР с участием заинтересованных министерств и ведомств внести изменения в соответствующие ведомственные нормативные акты, инструкции и методические указания с учетом требований настоящего постановления.

8. Ввести в действие настоящее постановление с 1 августа 1988 года.

Председатель
Совета Министров СССР
                                       Н.Рыжков

Управляющий Делами
Совета Министров СССР
                                 М.Смиртюков

     

 УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Совета Министров СССР
от 25 июля 1988 года N 888


ПОЛОЖЕНИЕ
о поставках продукции производственно-технического назначения

     

I. Общие положения

1. Настоящее Положение регулирует отношения по поставкам продукции производственно-технического назначения (далее именуемой продукцией) исходя из требований Закона СССР о государственном предприятии (объединении), Закона СССР о кооперации в СССР и иных решений о коренной перестройке управления экономикой.

2. Действие настоящего Положения распространяется на отношения между государственными, кооперативными и иными общественными предприятиями* по поставкам продукции (включая поставку импортной продукции на внутреннем рынке, если иное не предусмотрено законодательством), кроме сельскохозяйственной продукции, реализуемой по договорам контрактации.

________________

* В этом и последующих пунктах под предприятиями понимаются предприятия, объединения, организации и учреждения.


При поставках внутри страны продукции, изготовленной совместными предприятиями, созданными на территории СССР советскими организациями с участием иностранных партнеров, применяются нормы настоящего Положения, кроме случаев, когда иное предусмотрено законодательством о порядке деятельности этих предприятий, межгосударственными и межправительственными договорами СССР.

Поставка продукции по рыночному назначению, а также поставка товаров народного потребления по внерыночному назначению производятся в соответствии с Положением о поставках товаров народного потребления.

Поставка военным организациям продукции специального назначения производится в соответствии с утвержденными Советом Министров СССР Основными условиями поставки продукции для военных организаций. Поставка военным организациям продукции общего назначения производится на основании настоящего Положения с учетом Основных условий поставки продукции для военных организаций.

Поставка продукции в государственный резерв и из государственного резерва производится в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.

Договорные отношения предприятий с внешнеэкономическими организациями при экспорте и импорте продукции регулируются утвержденными Советом Министров СССР Основными условиями регулирования договорных отношений при осуществлении экспортно-импортных операций, а по вопросам, не предусмотренным ими, применяются соответствующие нормы настоящего Положения.

3. Поставка продукции производится по договорам. Договор является основным документом, определяющим права и обязанности сторон по поставке всех видов продукции.

4. Потребители и изготовители с участием в необходимых случаях территориальных органов Госснаба СССР или других органов материально-технического снабжения определяют, как правило, до начала пятилетки экономически целесообразные хозяйственные связи. Потребители и организации материально-технического снабжения* имеют преимущественное право на сохранение и расширение прямых длительных и длительных хозяйственных связей с изготовителями (поставщиками).

________________

* В этом и последующих пунктах под организациями материально-технического снабжения понимаются территориальные органы, объединения, управления, предприятия и магазины по оптовой торговле продукцией системы Госснаба СССР, а также снабженческо-сбытовые организации (включая фирменные магазины) других министерств и ведомств.


Сложившиеся хозяйственные связи (действующие не менее 2 лет) не могут быть нарушены поставщиком в одностороннем порядке.

Потребителю предоставляется право выбора поставщика и формы доставки (непосредственно изготовителем или через организацию материально-технического снабжения) с учетом установленных схем нормальных направлений грузопотоков, а также минимальных норм отгрузки. В этих целях Госснаб СССР, министерства и ведомства (по реализуемой ими продукции) сообщают органам материально-технического снабжения данные о предприятиях-поставщиках и регионах, в которые может поставляться продукция этими предприятиями с учетом рациональной территориально-производственной кооперации.

Договор на поставку продукции в количестве ниже минимальной нормы отгрузки, как правило, заключается изготовителем с организацией материально-технического снабжения. Договор между потребителем и изготовителем может быть заключен в этих случаях с согласия изготовителя.

Госснаб СССР разрабатывает с участием министерств и ведомств примерные договоры, отражающие специфику поставки отдельных видов продукции или хозяйственных связей, которыми стороны вправе руководствоваться при заключении договоров.

5. Госснаб СССР, министерства и ведомства, организации материально-технического снабжения проводят работу по обеспечению своевременного и правильного заключения договоров и организуют контроль за их исполнением, разрабатывают и осуществляют мероприятия по совершенствованию договорных отношений и повышению эффективности заключаемых договоров.

II. Договорные отношения по поставке продукции
в порядке оптовой торговли

6. Потребители приобретают продукцию без лимитов и фондов в порядке оптовой торговли у организаций материально-технического снабжения или по прямым безлимитным заказам непосредственно у изготовителей в соответствии с заключаемыми договорами.

Изготовители могут по своему усмотрению реализовать распределяемую продукцию при условии выполнения договорных обязательств и продукцию, от которой отказались заключившие договоры на поставку потребители и организации материально-технического снабжения. Законодательством могут быть определены отдельные виды продукции, на которые данный порядок не распространяется.

Территориальные органы материально-технического снабжения по запросам потребителей информируют их о предприятиях-изготовителях, реализующих продукцию без лимитов (фондов) на основе прямых заказов, а также об условиях ее поставки, участвуют в формировании рациональных прямых хозяйственных связей по поставкам этой продукции.

7. Изготовители обязаны удовлетворять заказы потребителей и организаций материально-технического снабжения, если они соответствуют специализации и профилю изготовителя и представлены с учетом времени, необходимого для формирования плана производства и его материального обеспечения.

При отсутствии сложившихся хозяйственных связей и отказе изготовителя от заключения договора на поставку продукции по безлимитному заказу вопрос об удовлетворении требований потребителей и организаций материально-технического снабжения рассматривается и решается министерством-изготовителем совместно с министерством-потребителем (при необходимости с участием Госснаба СССР) в 10-дневный срок после сообщения об отказе.

8. Организация материально-технического снабжения обязана принимать заказы потребителей на поставку продукции, выделяемой ей для реализации в порядке оптовой торговли, а продукции, не распределяемой централизованно, - при наличии сложившихся хозяйственных связей. При отказе организации материально-технического снабжения принять заказ (полностью или частично) потребитель вправе передать спор на разрешение арбитража, а в случаях, предусмотренных законодательством, - суда.

Организация материально-технического снабжения вправе в необходимых случаях проверить обоснованность заказа потребителя.

9. Заказы потребителей на поставку продукции представляются организациям материально-технического снабжения:

при поставках со складов организаций материально-технического снабжения - не позднее 30 дней до начала периода, на который выдается заказ;

при транзитных поставках - не позднее 60 дней до начала периода, на который выдается заказ.

Сторонами могут быть согласованы иные сроки представления заказов.

Сроки поставки продукции, которая должна быть специально заказана у изготовителя, или продукции с длительным циклом изготовления определяются с учетом этих условий.

При возникновении в ходе выполнения планов непредвиденных нужд покупатель вправе представить организации материально-технического снабжения заказ на поставку продукции со срочным исполнением, который должен выполняться в оперативном порядке в согласованные сторонами сроки.

10. Потребители могут заключать с организациями материально-технического снабжения долгосрочные договоры на организацию снабжения путем оптовой торговли.

III. Договорные отношения по поставке продукции
по выделенным лимитам (фондам)

11. Министерства и ведомства СССР, Советы Министров союзных республик и другие органы-фондодержатели производят распределение выделенных им лимитов (фондов) на материальные ресурсы по подведомственным предприятиям на пятилетний период (с распределением по годам) в укрупненной номенклатуре в сроки, установленные для доведения до предприятий контрольных цифр и государственных заказов, и сообщают о произведенном распределении предприятиям-потребителям, а также органам материально-технического снабжения, на которые возложено формирование хозяйственных связей.

Лимиты (фонды) на продукцию номенклатуры Госснаба СССР, распределяемую по потребителям его территориальными органами, доводятся до потребителей этими органами в те же сроки.

Уточнения в установленные на пятилетний период лимиты (фонды) могут вноситься соответствующими органами не позднее 1 сентября года, предшествующего планируемому. В этот же срок предприятиям сообщаются годовые лимиты на продукцию, распределяемую Госпланом СССР и Госснабом СССР.

Лимиты (фонды) на продукцию, выделяемую за счет резерва Совета Министров СССР, а также на продукцию, выделяемую Госснабом СССР за счет нераспределенного резерва, должны выдаваться в сроки, необходимые для обеспечения выполнения заданий, предусмотренных в решениях о выделении материальных ресурсов.

12. При отсутствии потребности в распределяемой продукции фондодержатели и территориальные органы системы Госснаба СССР, которым она выделена, не позднее 20 дней после получения извещения о выделении им лимитов (фондов) или об их уточнении сообщают об отказе Госснабу СССР, а по продукции, по которой балансы и планы распределения разрабатываются министерствами и ведомствами, - соответствующему министерству или ведомству.

В указанных случаях, а также при нераспределении фондодержателем в установленный срок выделенных ему лимитов (фондов) Госснаб СССР (а в соответствующих случаях - министерство или ведомство СССР) принимает решение о направлении их использования.

13. Потребители в соответствии с выделенными им лимитами (фондами) устанавливают прямые длительные хозяйственные связи с изготовителями по стабильно производимой и потребляемой продукции, как правило, на период действия пятилетних планов или на более длительный период.

Потребитель не позднее 5 месяцев до начала планируемого пятилетия направляет изготовителю заказ на поставку продукции по прямым длительным хозяйственным связям с указанием объема поставки (с распределением по годам) в необходимой номенклатуре. Одновременно потребитель направляет копию заказа органу материально-технического снабжения, формирующему хозяйственные связи.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»