ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 ноября 2009 года Дело N А55-14380/2009

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2009 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Филипповой Е.Г., Кувшинова В.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:

от ЗАО «Мотор-супер» - представитель Лищенко Л.В. (доверенность от 11.01.2009),

от ГУ - СРО ФСС РФ - представитель Сухачева А.В.(доверенность от 15.12.2008).

рассмотрев в открытом судебном заседании 25 ноября 2009 года, в помещении суда, в зале N 2, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 сентября 2009 года по делу N А55-14380/2009 (судья Черномырдина Е.В.), принятое по заявлению ЗАО «Мотор-супер», Самарская область, г. Тольятти, к Государственному учреждению - Самарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Самара,

о признании недействительными решения от 13.04.2009 N 37 и требования от 17.04.2009 N 37,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО «Мотор-супер» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, принятых Государственным учреждением - Самарским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, ГУ - СРО ФСС РФ), а именно:

- решения от 13.04.2009 N 37 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (т.1, л.д. 16,17);

- требования от 17.04.2009 N 37 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей (т.1, л.д. 18,19).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 сентября 2009 года заявление удовлетворено в полном объеме.

Государственное учреждение - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, не согласившись с решением суда от 21 сентября 2009 года, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.

В судебном заседании представитель ГУ - СРО ФСС РФ поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда от 21 сентября 2009 года отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель ЗАО «Мотор-супер» в судебном заседании просил решение суда от 21 сентября 2009 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела, доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда от 21 сентября 2009 года законно и обоснованно, подлежит оставлению без изменения, при этом исходит из следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, заинтересованным лицом проведена выездная проверка заявителя по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2007 по 31.12.2008.

По мнению заинтересованного лица, в ходе проведения проверки выявлены факты нарушения заявителем правил начисления, учета и расходования средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, и положений постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765 «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ», что привело к неуплате страховых взносов на компенсацию по случаю потери кормильца, на выплаты в связи с призывом на военную службу, на оплату дополнительного отпуска по внутреннему Положению «Об утверждении состава добровольной пожарной дружины», на оплату нерабочих дней по случаю рождения, бракосочетания, смерти близких родственников, на оплату материальной помощи в связи с бракосочетанием и рождением, что отражено в акте проверки (т.1, л.д. 9-11).

По результатам рассмотрения акта документальной выездной проверки 13.04.2009 заинтересованным лицом вынесено решение N 37 о привлечении заявителя к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому заявителю доначислены к уплате страховые взносы в сумме 9 272, 43 руб., начислены пени в сумме 1 136, 39 руб. и наложен штраф в размере 1 854, 48 руб. (т.1, л.д. 16-27).

Заинтересованным лицом 17.04.2009 в адрес заявителя направлено требование N 37 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за ненадлежащее исполнение обязанностей (т.1, л.д. 18-19).

Общество, не согласившись с принятыми заинтересованным лицом решением и требованием, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными в полном объеме.

Суд апелляционной инстанции считает, что удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон N 125-ФЗ) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 17 Закон N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.

Под страховым взносом в статье 3 Закона N 125-ФЗ понимается обязательный платеж, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. Страховой тариф представляет собой ставку страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных лиц.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон N 165-ФЗ) расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию. Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В силу пункта 4 статьи 20 Закона N 165-ФЗ виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 утверждены Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила), пунктом 3 которых предусмотрено, что страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временно выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско- правовому договору.

Следовательно, объектом для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации являются не любые доходы работника, а только выплаты, начисленные работнику по всем основаниям оплаты труда.

Согласно пункту 4 Правил, страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации. Данный Перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765 (далее - Перечень).

Указанный Перечень не содержит такие выплаты, как компенсация по случаю потери кормильца, выплата работникам, принятым на работу после прохождения военной службы призыву в армию и призывникам Российской Армии, оплата дополнительного отпуска членам добровольной пожарной дружины, оплата нерабочих дней по случаю рождения ребенка, бракосочетания, смерти близких родственников, материальная помощь в связи с бракосочетанием и рождением ребенка.

Вместе с тем, из смысла статьи 20 Закона N 165-ФЗ следует, что Перечень должен устанавливать исключения не из любых доходов, полученных физическими лицами, а из выплат начисленных работникам в качестве оплаты труда.

Согласно статьям 129, 132, 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергших радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставе окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Анализ указанных норм свидетельствует о том, что действующим законодательством не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации являются любые доходы. Основанием для исчисления страховых взносов являются доходы, начисленные работнику за определенный трудовой результат (исполнение служебных обязанностей).

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и физическими лицами не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным физическим лицам, по существу, представляют собой оплату их труда.

Предоставляемые работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что спорные суммы выплат не предусмотрены в трудовых договорах, заключенных между заявителем и работниками, а также в «Положении об оплате труда руководителей, специалистов, служащих и рабочих ЗАО «Мотор-Супер» от 10.01.2005 (т.1, л.д. 40-42).

Из материалов дела также следует, что спорные суммы выплат производились либо по заявлениям работников с просьбой об оказании материальной помощи при заключении брака, при рождении ребенка, о предоставлении оплачиваемых дней по случаю бракосочетания, рождения ребенка и смерти близкого родственник в связи с призывом на военную службу либо по приказам генерального директора в качестве поощрений за активное участие в обеспечении пожарной безопасности на предприятии (Приказ N 805 от 15.12.2008 «Об утверждении состава добровольной пожарной дружины на 2009 год»; Приказ N 752 от 25.12.2007 «Об утверждении состава добровольной пожарной дружины на 2008 год»; Приказ N 846 от 28.12.2006 «Об утверждении состава добровольной пожарной дружины на 2007 год»), в связи потерей кормильца (Приказ N 431 от 19.10.2004 «О возмещении морального вреда», Приказ N 3 (от 14.06.2006 года «Дополнение и изменение к приказу N 431 от 19.10.2004 «О возмещении морального вреда») на основании локальных нормативных актов заявителя: «Положения об оказании материальной помощи работникам ЗАО «Мотор-Супер», «Положения о предоставлении работника ЗАО «Мотор-Супер» оплачиваемых дней по случаю бракосочетания, рождения ребенка и смерти близкого родственника, «Положения о добровольной пожарной дружине в подразделениях ЗА «Мотор-Супер», «Положения о выплатах работникам, принятым на работу в ЗАО «Мотор-Cyпер» после прохождения военной службы по призыву в армию и призывникам Российской Армии (т.1, л.д.28-63).

Следовательно, данные выплаты непосредственно не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими и стимулирующими выплатами, осуществлялись без учета результатов труда конкретных работников, как дополнительная социальная защита работников.

Кроме того, в силу подпункта 2 пункта 2 статьи 253 Налогового кодекса Российской Федерации расходы на оплату труда являются расходами, уменьшающими доход в целях исчисления налога на прибыль.

Однако, как следует из справки главного бухгалтера заявителя вышеуказанные выплаты в сумме 927 244, 24 руб. не отнесены к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу на прибыль за 2007 и за 2008 годы, а осуществлены за счет чистой прибыли предприятия (т.1, л.д. 20-27).

Поскольку спорные суммы выплат непосредственно не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, носят разовый и необязательный характер, размер выплат определялся вне зависимости от стажа и результатов его работы, выплаты производились за счет чистой прибыли, суд полагает, что данные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В силу положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений и действий (бездействий) незаконными возникает у граждан, организаций и иных лиц при единовременном наличии двух условий:

1) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;

2) указанный акт, решение, действие (бездействие) нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что оспариваемое решение заинтересованного лица N 37 от 13.04.2009 не соответствует положениям статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и Правилам начисления, учета и расходования средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184, и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах, решение Государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации N 37 о привлечении страхователя к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 13.04.2009 следует признать недействительным.

Принимая во внимание, что оспариваемое заявителем требование об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за ненадлежащее исполнение обязанностей от 17.04.2009 N 37 принято на основании вышеуказанного решения заинтересованного лица, данное требование также подлежит признанию недействительным.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что при данных обстоятельствах имеются правовые основания для удовлетворения заявления общества.

Доводы, приведенные ГУ - СРО ФСС РФ в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

На основании изложенного решение суда от 21 сентября 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на ГУ - СРО ФСС РФ, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ).

Руководствуясь статьями 101, 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 сентября 2009 года по делу N А55-14380/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

     Председательствующий
Е.И.Захарова
Судьи
Е.Г.Филиппова
В.Е.Кувшинов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка