ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 ноября 2009 года Дело N А55-14095/2009

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2009г.

В полном объеме постановление изготовлено 11 ноября 2009г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семушкина В.С., cудей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Олениной Е. В.,

с участием в судебном заседании: представителя Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области Дмитриенко Е.В. (доверенность от 30 марта 2009г. N10), представителя ФГУ «Волжское ГООХ» Ерофеева О.И. (доверенность от 11 ноября 2009г. N386),

рассмотрев в открытом судебном заседании 11 ноября 2009г. в помещении суда апелляционную жалобу Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 августа 2009г. по делу NА55-14095/2009 (судья Бойко С.А.), принятое по заявлению ФГУ «Волжское ГООХ», Самарская область, с. Шигоны, к Министерству природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное учреждение «Волжское государственное опытное охотничье хозяйство» (далее - ФГУ «Волжское ГООХ», охотничье хозяйство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области от 07.07.2009г. N 13 о назначении административного наказания по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10000 руб.

Решением от 12.08.2009г. по делу NА55-14095/2009 Арбитражный суд Самарской области признал оспариваемое постановление незаконным и отменил его.

В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области просит отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области считает обжалуемое судебное решение незаконным и необоснованным.

ФГУ «Волжское ГООХ» апелляционную жалобу отклонило по основаниям, приведенным в отзыве.

Судебное разбирательство, под председательством судьи Семушкина В.С., в составе судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А., назначенное на 19.10.2009г., было отложено на 11.11.2009г. в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по настоящему делу.

В связи со временной нетрудоспособностью судьи Поповой Е.Г. в составе суда в судебном заседании, назначенном на 11.11.2009г., определением суда апелляционной инстанции от 11.11.2009г. произведена замена судьи Поповой Е.Г. на судью Кувшинова В.Е. На данное обстоятельство указано в протоколе судебного заседания. В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи Поповой Е. Г. на судью Кувшинова В. Е. рассмотрение дела начато сначала.

В судебном заседании 11.11.2009г. представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области поддержала апелляционную жалобу по приведенным в ней основаниям.

Представитель ФГУ «Волжское ГООХ» апелляционную жалобу отклонил по основаниям, указанным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлениях представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии с пунктом 5 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, введенного в действие Федеральным законом от 04.12.2006г. N201-ФЗ, одним из видов использования лесов является ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты.

В силу пункта 1 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации ведение охотничьего хозяйства на лесных участках представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту. Пунктом 5 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица осуществляют использование лесов для ведения охотничьего хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.

Как видно из материалов дела, государственным лесным инспектором по контролю за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов Департамента лесного хозяйства Самарской области в отношении ФГУ «Волжское ГООХ» был составлен протокол об административном правонарушении от 27.05.2009г. N9, согласно которому охотничье хозяйство использует лесной участок площадью 488760000 кв.м в Шигонском лесничестве Самарской области без проекта освоения лесов и без оформления на них договора аренды, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.

Статьей 7.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 22.06.2007г. N116-ФЗ) предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, в виде наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В постановлении Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области от 07.07.2009г. N13 о назначении административного наказания указано, что ФГУ «Волжское ГООХ» использует указанный лесной участок без проекта освоения лесов, то есть без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, что противоречит требованиям статей 12 и 88 Лесного кодекса Российской Федерации. В постановлении также указано, что у охотничьего хозяйства не имеется договора на право пользования этим участком лесного фонда, а это противоречит пункту 5 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 29 Закона Самарской области от 07.11.2007г. N131-ГД «О регулировании лесных отношений на территории Самарской области». За совершение указанных нарушений охотничьему хозяйству было назначено административное наказание, предусмотренное статьей 7.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

Из пояснений представителей сторон в судебном заседании следует, что в настоящее время проект освоения лесов находится на рассмотрении в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области.

Свидетельством о государственной регистрации права от 12.05.2006г. серии 63-АВ N023048 подтверждается, что охотничьему хозяйству на праве постоянного (бессрочного) пользования был предоставлен земельный участок площадью 488760000 кв.м, расположенный в Шигонском районе Самарской области (л.д. 15).

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997г. N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Кроме того, охотничьему хозяйству на срок до 19.10.2030г. выдана лицензия от 31.10.2005г. серии ХХ N6740 на пользование объектами животного мира (л.д. 16).

Таким образом, у охотничьего хозяйства имеются правоустанавливающий документ на землю и документ, разрешающий осуществление хозяйственной деятельности.

Статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды лесного участка в любом случае заключается по результатам аукциона.

Доказательств проведения либо объявления аукциона по указанному лесному участку Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области не представило.

Таким образом, в действиях ФГУ «Волжское ГООХ» отсутствуют признаки субъективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.

Аналогичные выводы содержатся в постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18.11.2008г. NФ09-8206/08-С1 по делу NА71-3670/08. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.05.2009г. NВАС-2666/09 отказано в передаче этого дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора.

Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии в действиях охотничьего хозяйства состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.

Суд первой инстанции также посчитал, что ответственность за самовольное использование именно лесных участков без специальных разрешений на их использование предусмотрена специальной нормой статьи 7.9 КоАП РФ.

Под действие данной статьи подпадает самовольное осуществление каких бы то ни было работ на лесных участках в целях осуществления любого из видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации (в том числе ведение охотничьего хозяйства).

Кроме того, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что протокол по делу об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом.

Согласно части 1 статьи 28.3. КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП , в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с частью 1 статьи 23.24 КоАП РФ органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, статьей 7.1 КоАП РФ.

Пунктом 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 этого Кодекса.

В пункте 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации указано, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений осуществление государственного лесного контроля и надзора (пункт 6), установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор (пункт 7).

Департамент лесного хозяйства Самарской области до принятия решения о его реорганизации в своей деятельности руководствовался Положением о Департаменте лесного хозяйства Самарской области, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 09.02.2007г. N9.

В силу пункта 1.1 Положения Департамент лесного хозяйства Самарской области являлся органом исполнительной власти Самарской области, осуществлявшим государственную политику и государственное управление в сфере лесного хозяйства, уполномоченным в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов Самарской области. В соответствии с пунктом 2.2.2 Положения Департамент осуществлял государственный лесной контроль и надзор.

Таким образом, единственным нормативным правовым документом, наделявшим Департамент лесного хозяйства Самарской области функциями по осуществлению государственного лесного контроля и надзора, и дававшим право от имени государства применять меры административного воздействия, являлось Постановление Правительства Самарской области от 09.02.2007г. N9.

Постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009г. N34 «О реорганизации Департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области», признано утратившим силу Постановление Правительства Самарской области от 09.02.2007г. N9 «О департаменте лесного хозяйства Самарской области» (пункт 1).

Данный нормативный правовой акт вступил в законную силу с момента официального опубликования, то есть с 19.02.2009г. («Волжская коммуна» N57 (26516).

Как юридическое лицо Департамент лесного хозяйства Самарской области прекратил свое существование с 05.06.2009г.

Анализ приведенных правовых актов позволил суду первой инстанции сделать вывод о том, что на момент выявления правонарушения, зафиксированного в протоколе об административном правонарушении от 27.05.2009г. N9, у Департамента лесного хозяйства Самарской области отсутствовали контрольные полномочия (в том числе по проведению проверок и возбуждению дел об административных правонарушениях).

В связи с изложенным суд первой инстанции обоснованно посчитал, что оспариваемое постановление вынесено на основании протокола об административном правонарушении, составленного неуполномоченным органом, что является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности.

В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. N10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

Суд первой инстанции также сделал вывод о несоответствии проведенной проверки требованиям Федерального закона от 26.12.2008г. N294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Аналогичные выводы содержатся в решении Арбитражного суда Самарской области от 23.07.2009г. по делу NА55-11815/2009 и в постановлении суда апелляционной инстанции от 17.09.2009г. по тому же делу.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Доводы, приведенные Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 августа 2009г. по делу NА55-14095/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

     Председательствующий
В.С.Семушкин
Судьи
В.Е.Кувшинов
А.А.Юдкин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка