ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 августа 2011 года Дело N А55-19694/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Гильмановой Э.Г., судей Закировой Э.Г., Мосунова С.В.,

при участии представителя:

истца - Губанеевой Е.А., доверенность от 27.04.2011 N СН2-126/11,

в отсутствие:

иных лиц участвующих в деле - извещены, не явились, рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Самаранефтегаз» на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2011 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2011 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е., Попова Е.Г.)

по делу N А55-19694/2010

по заявлению открытого акционерного общества «Самаранефтегаз», (ИНН 6315229162, ОГРН 1026300956990) к Министерству природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, г. Самара, с участием третьего лица - главы муниципального района Исаклинский Самарской области, Самарская область, с. Исаклы, о признании незаконным предписания от 03.06.2010,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Самаранефтегаз» (далее - ОАО «Самаранефтегаз», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным предписания министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области (далее - министерство) от 03.06.2010 об устранении нарушения лесного законодательства.

Определением суда первой инстанции от 08.12.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен глава муниципального района Исаклинский Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2011 в удовлетворении заявленных требований ОАО «Самаранефтегаз» отказано.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа обратилось ОАО «Самаранефтегаз». В кассационной жалобе просит отменить обжалуемые судебные акты, вынести новый судебный акт об удовлетворении заявления, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.

Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены в силу следующего.

Как следует из материалов дела, 03.06.2010 министерство по результатам проверки соблюдения лесного законодательства выдало заявителю предписание об устранении нарушений лесного законодательства. В предписании от ОАО «Самаранефтегаз» потребовано в срок до 01.08.2010 проложить минерализованную полосу по границам объекта (территории), имеющего местоположение: Самарская область, Исаклинский район, Сергиевское лесничество, Аделяковское лесничество, квартал N 8, выдел N 2, для разработки месторождения полезных ископаемых со скважины N 428 Якушкинского месторождения, до 01.02.2011 устранить нарушение, выразившееся в незаключении договора аренды на лесные участки Исаклинского района Сергиевского лесничества, Аделяковского участкового лесничества, застроенные линейными объектами заявителя в соответствии с лесным законодательством использования участков лесного фонда для эксплуатации линейных объектов согласно статьям 9, 94 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).

Предписанием заявитель обязывался заключить договор аренды лесных участков, расположенных в Исаклинском районе Самарской области, в Аделяковском участковом лесничестве в Сергиевском лесничестве, квартал N 8, выдел N 2, для разработки месторождения полезных ископаемых со скважины N 428 Якушкинского месторождения, а также на все объекты заявителя, расположенные на участках Сергиевского лесничества, застроенных линейными объектами заявителя путем подачи заявления в министерство природопользования согласно порядку подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности согласно статьям 9, 94 ЛК РФ в срок до 01.02.2011, в связи с допущением обществом нарушений указанных статей ЛК РФ.

Кроме того, ОАО «Самаранефтегаз» было предписано, в срок до 01.09.2010, разработать и представить в министерство на арендуемые участки проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

Основанием выдачи данного предписания послужил акт проверки соблюдения лесного законодательства от 03.06.2010, составленный по итогам плановой выездной проверки соблюдения лесного законодательства по распоряжению от 05.05.2010 N 175 с участием должностного лица заявителя - инженера по землеустройству Купряшовой И.Г. (т.1, л.д. 44-46)

Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требования, суды правомерно исходили из следующих обстоятельств дела и норм права.

Исходя из полномочий, закреплённых в Положении о министерстве природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, утверждённым постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 N 34, министерство осуществляет государственный лесной контроль и надзор.

На основании пункта 14 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора», приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30.08.2007 N 225 утверждены формы документов, составляемых по результатам проведения мероприятий по государственному лесному контролю и надзору, том числе, форма предписания. В утвержденной форме предписания в графе «содержание» указываются конкретные мероприятия, которые должно выполнить лицо, в отношении которого проведена проверка, в графе «основания вынесения предписания» указываются ссылки на нормативный правовой акт, предусматривающий предписываемую обязанность.

В силу пункта 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ строительство трубопроводов и иных линейных объектов является самостоятельным видом использования лесов. При этом исходя из части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для использования линий электропередач и других линейных объектов.

Согласно пункту 2.1 статьи 45 ЛК РФ предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и на которых расположены линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, осуществляется на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты.

Частью 3 статьи 74 ЛК РФ предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без проведения аукционов на основании решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе для эксплуатации трубопроводов и других линейных объектов.

В силу статьи 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством.

В соответствии с пунктом 4 статьи 74 ЛК РФ полномочия по заключению договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности предоставляются соответствующим органам государственной власти, органам местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями Кодекса.

Доказательств того, что заявителем в установленном лесным законодательством порядке оформлены права на участки лесного фонда для размещения линейных объектов, в том числе и трубопроводов (объекты нефтедобычи), скважин и использование лесного фонда для их эксплуатации и обслуживания, в материалы дела не представлено.

Заявитель заключил с главой Исаклинского района договор аренды земельного участка кадастровый номер 63:19:00 00 000:0063 для размещения производственных объектов на Якушкинском месторождении нефти, занимающем 664 241,23 кв.м, расположенных на территории Исаклинского района. По этому договору в аренду переданы земельные участки под размещение производственных объектов на Якушкинском месторождении.

Из кадастрового паспорта, а также сделанных на месте расположения скважины фотографий следует, что по земельному участку проходят и воздушные линии электропередачи напряжением 6 кВ.

Между тем у заявителя отсутствуют какие-либо правоустанавливающие документы на использование участков лесного фонда, на территории которых расположены линии электропередачи. При этом договоры аренды земельных участков не могут заменить документы, подтверждающие право заявителя на лесопользование, оформленные в соответствии с требованиями пункта 2.1 статьи 45, статьи 9 ЛК РФ.

То обстоятельство, что земельные участки, в том числе и под опорами линий электропередачи напряжением 6 кВ, поставлены на кадастровый учет как земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и телевидения, информатики и иного значения, не свидетельствует об отсутствии у заявителя обязанности оформить в установленном лесным законодательством порядке использование участков лесного фонда, поскольку эксплуатируемые заявителем линии электропередачи находятся на территории Сергиевского лесничества. Данное обстоятельство заявителем не опровергнуто.

Пунктом 10 Правил проведения лесоустройства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 N 377, определено, что материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а также для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов.

Согласно указанным Правилам подготовка материалов лесоустройства осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Принадлежность участков, на которые заявителю необходимо заключить договор аренды, к землям лесного фонда подтверждается материалами лесоустройства (планшетом и таксационным описанием), а также свидетельством о регистрации права собственности на указанные земельные участки за Российской Федерацией как земли лесного фонда (свидетельство серия 63-АБ 427990).

Постановлением Губернатора Самарской области от 31.12.2008 N 149 «Об утверждении лесного плана Самарской области» утвержден лесной план, который является основой для ведения государственного лесного реестра.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 N 435 определено количество лесничеств, расположенных на землях лесного фонда, а также площадей, которые они занимают.

Таким образом, согласно указанным нормативным правовым актам Исаклинское лесничество располагается на землях лесного фонда. Доказательств вывода этих территорий из состава лесного фонда в материалы дела не представлено.

Требование, изложенное в оспариваемом предписании о заключении с министерством договора аренды под занимаемыми линейными объектами, соответствует положениям статей 8,9,45,82,83,96 ЛК РФ.

Из акта проверки (л.д.44) следует, что проверка проведена по адресу: Самарская область, Исаклинский район, Аделяковское участковое лесничество Сергиевского лесничества, квартал 8, выдел N 2. Факт нахождения указанных линейных объектов на территории лесничества подтверждается кадастровым паспортом (лист В3, л.д.95-96), а также фотографиями, сделанными в ходе проверки, являющимися приложением к акту проверки.

В проверке принимало участие должностное лицо заявителя Купряшова Ирина Владимировна по доверенности от 29.12.2009 N 1-6665, и ею же был представлен проверяющим договор аренды. Изложенное опровергает довод заявителя, что из оспариваемого предписания не следует по какому участку необходимо заключить договор аренды лесного участка.

Оформление прав заявителя на земельные участки, занятые линейными объектами, в соответствии с земельным законодательством и постановка этих земельных участков на кадастровый учет не отменяют действия норм лесного законодательства, предусматривающих необходимость оформления заявителем своих прав на участки лесного фонда, на которых непосредственно расположены линейные объекты.

Из существа нарушения, допущенного обществом, вытекают и меры по его устранению, а именно: оформление прав на использование участков лесного фонда в соответствии с требованиями норм ЛК РФ, указанных в оспариваемом предписании.

Соответственно в силу положений статей 12, 88 ЛК РФ на заявителе лежит обязанность по разработке и представлению в министерство проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы на арендуемые лесные участи.

В соответствии с пунктом 39 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, государственный пожарный надзор в лесах осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

В силу статьи 53 ЛК РФ и вышеуказанными Правилами пожарной безопасности в лесах лесопользователи обязаны проводить мероприятия по охране лесов от пожаров и соблюдать требования пожарной безопасности в лесах. К числу таких мероприятий относится и обязанность заявителя проложить минерализованную полосу вокруг эксплуатируемой им скважины на территории участка лесного фонда, занятого указанным объектом.

При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.

Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, которым дана надлежащая оценка апелляционным судом и в переоценке они не нуждаются.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2011 по делу N А55-19694/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия

     Председательствующий
судья
Э.Г.Гильманова
Судьи
И.Ш.Закирова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка