ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 февраля 2008 года Дело N А55-2403/07

Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2008 года, решение в полном объеме изготовлено 15 февраля 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего: И.Р. Нагимуллина судей: Ф.Г. Гариповой, Т.В. Владимирской при участии сторон:

от истца - Екимова Е.А. по доверенности от 13.03.2007

от ответчика - Зарифов И.Р. по доверенности от 01.06.2007 N 12-3775

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, город Самара, на решение от 11.05.2007 Арбитражного суда Самарской области (Судья Мехедова В.В.) и постановление от 14.09.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда (Судьи: Рогалева Е.М., Бажан П.В., Холодная С.Т.) по делу NА55-2403/07

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Бюджет», город Самара, к Главному Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, город Самара, 3-е лицо: ФГУ «Самарский лесхоз», город Самара, о признании незаконным действий Управления,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Бюджет», город Самара обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Главному Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, город Самара, далее - (ответчик), о признании незаконным действий Управления.

Решением от 11.05.2007 Арбитражного суда Самарской области, оставленным без изменения постановлением от 14.09.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, ответчик обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения арбитражного суда и постановления апелляционной инстанции.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 14.02.2008 до 11 часов 30 минут.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Как видно из материалов дела, сообщением от 17.11.2006г. за N01/230/2006-745 ГУ Федеральной регистрационной службы по Самарской области отказало ООО «Бюджет» (далее заявитель) в регистрации договора аренды на объект недвижимости - земельный участок расположенный по адресу: квартал N80 Пригородного лесничества Самарского лесхоза, общей площадью 2,20 га.

Основанием для отказа послужили следующие нарушения: государственная регистрация договоров аренды участка лесного фонда возможна только при наличии государственной регистрации права Российской Федерации на участок лесного фонда в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно сведениям Единого государственного реестра прав, государственного регистрации права собственности Российской Федерации на данный земельный участок не зарегистрировано; на, государственную регистрацию представлены в одном экземпляре планово-картографические материалы; не представлен план объекта недвижимого имущества; не представлена информация: к какой категории защитности относится данный участок лесного фонда; описание земельного участка не заверено в установленном законом порядке.

Арбитражный суд, удовлетворяя требования заявителя, указывает, что требования обоснованны и подтверждены материалами дела.

Данный вывод арбитражного суда коллегия считает обоснованным

Арбитражный суд, соглашаясь с доводами заявителя, исходил из следующего.

По итогам лесного конкурса ООО «Бюджет» является арендатором участка лесного фонда, площадью 2, 20 га, расположенного в квартале 80 Пригородного лесничества Самарского лесхоза. Между ФГУ «Самарский лесхоз» и ООО «Бюджет» 10.01.2006г. заключен договор аренды участка лесного фонда в квартале 80 Пригородного лесничества Самарского лесхоза, площадью 2, 20 га, сроком на 49 лет для его использования в культурно-оздоровительных целях относится к 1 группе лесов, имеет 1 группу категории защитности лесов: лесопарковые леса зеленых зон.

В соответствии с кадастровым планом земельного участка данный участок лесного фонда относится к категориям земель поселений.

Согласно статье 10 Лесного кодекса Российской Федерации в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений - городские леса. Предоставленный ООО «Бюджет» участок лесного фонда находится в черте г. Самары, то есть относится к землям поселений.

Статьей 5 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" определен перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности. Земли, входящие в состав лесных поселений в данный перечень не включены.

Согласно статьи 19 Закона Самарской области "О лесах Самарской области" администрация Самарской области вправе передать органам местного самоуправления осуществление части своих полномочий по предоставлению участков лесов, не входящих в лесной фонд, в краткосрочное пользование для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей. Однако, такие полномочия органам местного самоуправления города Самары на сегодняшний день не переданы.

Таким образом, до принятия Федерального закона городские леса, в соответствии с действующим законодательством, находятся в собственности Российской Федерации, подлежат учету и использованию вместе с лесами, образующими лесной фонд и право распоряжения лесами, не входящими в лесной фонд законодательно закреплено за органами государственной власти, о чем верно указано судом.

Финансирование мероприятий по ведению лесного хозяйства в городских лесах осуществляется лесхозами за счет федерального бюджета. Поэтому договор аренды заключен полномочным государственным органом.

В соответствии с абзацем 2 статьи 22 Лесного кодекса Российской Федерации правами пользования участками лесов, не входящий в лесной фонд, являются безвозмездное пользование и краткосрочное пользование. Содержание этих прав и другие права пользования определяются федеральным законом. Такой закон в настоящее время не принят.

Вместе с тем, статья 9 кодекса закрепляет право применения положений Лесного кодекса Российской Федерации об участках лесного фонда и права применения их к участкам, не входящим в лесной фонд, в том числе к участкам лесов, не входящих в лесной фонд, применяются требования статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Абзац 3 статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что к участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданского права, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно абзацу 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации сделки с правами пользования участками лесного фонда и правами пользования участками лесов, не входящими в лесной фонд, осуществляется в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, гражданским законодательством.

Согласно положений Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки, а также другие обособленные природные объекты подлежат передаче в аренду (статья 607), а статья 447 Кодекса устанавливает порядок заключения договоров на торгах.

Положения Земельного Кодекса Российской Федерации не запрещают собственнику передавать в аренду земельные участки в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах, заключение договора аренды по конкурсу со сроком аренды на 49 лет не вступает в противоречие, ни с лесным кодексом, ни с положениями гражданского, ни с положениями земельного законодательства.

В данном случае судом установлено, что передача земельного участка в аренду осуществлена в порядке, разработанном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345), который был принят в соответствие с требованиями кодекса (абзац 4 статьи 31 Лесного кодекса Российской Федерации).

Арендуемый участок находится в черте города Самары. Статья 84 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что черта городского поселения представляет собой внешние границы поселений, отделяющих эти земли от земель иных категорий. Документы, представленные на государственную регистрацию полностью по содержанию соответствуют действующему законодательству.

Согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации в договоре аренды земельного участка должна указываться категория земель. Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. В соответствии с указанными нормами законодательства в договоре аренды указана и категория земель: участок лесного фонда, и разрешенное использование: для культурно-оздоровительных целей.

Во всех представленных на госрегистрацию документах совпадают указание адреса арендуемого участка, кадастровый номер, площадь, что позволяет однозначно определить, что и в договоре аренды и в других документах речь идет об одном и том же земельном участке.

При таких обстоятельствах у регистрирующего органа не было оснований для отказа в регистрации.

В связи с чем коллегия находит судебные акты подлежащими оставлению без изменения.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 11.05.2007 Арбитражного суда Самарской области и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2007 по делу N А55-2403/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
 И.Р. Нагимуллин
 судьи
 Ф.Г. Гарипова
Т.В. Владимирская

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка