ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 мая 2007 года Дело N А09-8973/06

Резолютивная часть постановления объявлена 2 мая 2007 г. Постановление в полном объеме изготовлено 10 мая 2007 г. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Игнашиной Г. Д., судей Тиминской О.А., Стахановой В.Н. по докладу судьи Игнашиной Г.Д. при ведении протокола судебного заседания судьей Игнашиной Г. Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Инвестстрой»

на решение Арбитражного суда Брянской области от 12.02.2007 года

по делу N А09-8973/06-29 (судья И.Э. Грахольская) по заявлению ООО «Инвестстрой»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Брянской области

3-и лица: Брянская городская администрация, Брянская природоохранная прокуратура

о признании недействительным предписания N 85 от 06.12.2006 г. при участии в судебном заседании:

от ООО «Инвестстрой» - Никонов С.В. по доверенности

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Брянской области - Соболева А.Г. по доверенности

от Брянской городской администрации - не явился

от Брянской природоохранной прокуратуры - не явился

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Инвестстрой» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Брянской области (далее - Управление) о признании недействительным предписания N 85 от 06.12.2006г. об устранении нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 12.02.2007 г. в удовлетворении требований отказано.

Общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке, просит его отменить в связи с недоказанностью имеющих значения для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, и принять по делу новый судебный акт.

Управление и Брянская природоохранная прокуратура возражают против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения представителей, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, Управление 06.12.2006г вынесло в адрес Общества предписание N 85 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды (т.1 л.д. 14). В соответствии с названным предписанием Общество обязано прекратить выкопку и выпиловку деревьев на месте площадки под строительство подземного торгового центра и автостоянки на территории сквера имени Проскурина, а также убрать установленный вокруг территории сквера забор и привести территорию сквера в первоначальное состояние.

Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований Общества.

При этом суд правомерно исходил из следующего:

- в нарушение Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Брянска, утвержденных Решением Брянского городского Совета народных депутатов N 460 от 28.06.2006г., ООО «Инвестстрой», не имея соответствующим образом оформленных (согласованных и утвержденных в установленном законом порядке) документов на 2-ю и 3-ю очереди строительства, в ночь с 5 на 6 декабря 2006г. произвело установку ограждения (забора) на территории, предназначенной для строительства 2-й очереди, в том числе территории сквера имени П.Л.Проскурина;

- в нарушение ст. 61 Федерального закона «Об охране окружающей среды, Положения Брянской городской Думы N 189 от 24.08.1995г. «О порядке ведения лесного хозяйства и защитных лесных насаждений и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд», Постановления Брянской городской администрации от 29.08.2006г. N 2994-п «Об утверждении Положения о возмещении восстановительной стоимости за снос зеленых насаждений в г.Брянске» Общество приступило к выкорчевке и вырубке зеленых насаждений сквера.

Выводы суда первой инстанции подтверждаются имеющимися в деле документами.

Так, Постановлениями Брянской городской администрации N 4611-п от 28.12.2004г. и N 2850-п от 17.08.2005г. утвержден акт выбора земельного участка и предоставлен Обществу земельный участок площадью 7427 кв.м. по улице Красноармейской в Советском районе г. Брянска на бесторговой основе в аренду на четыре года для разработки проекта и строительства жилого дома переменной этажности со встроенно-пристроенными торгово-офисными помещениями, подземного торгового центра и подземной автостоянки (1-я очередь строительства) и выполнение работ по благоустройству территории (2-я очередь строительства). Договор аренды заключен 15 сентября 2005 года.

Часть указанного земельного участка располагается на территории сквера, прилегающего к площади Партизан по улице Красноармейской, которому решением Брянского городского Совета народных депутатов N 505 от 21.02.2003г. присвоено имя писателя Проскурина Петра Лукича (т.2 л.д.27-28).

Экспертной комиссией Ростехнадзора по Брянской области на проектно-сметную документацию на две очереди строительства дано отрицательное заключение N 170 от 14.04.2006.

В заключении, в том числе указано следующее:

- в исходных материалах на проектирование ООО «Инвестстрой» нарушен п.9.3 СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», согласно которому размещение зданий, сооружений и коммуникаций не допускаются на землях зеленых зон города;

- нарушен п.2 ст. 61 Федерального закона «Об охране окружающей среды»,

-не учтено не только выполнение сквером имени Проскурина рекреационных и экологических функций, но и историко-культурных. Площадь Партизан и сквер имени Проскурина в настоящее время являются единым целым, а сквер обеспечивает сохранение культурной среды мемориала. Заключение общества охраны памятников истории и культуры о возможности отторжения сквера имени Проскурина отсутствует. Публичные слушания по данному вопросу не проводились.

Постановлением Брянской городской администрации N 1633-П от 29.05.2006 «О внесении изменений в постановление Брянской городской администрации от 17.08.2005 N 2850-п» уточнена очередность работ при строительстве комплекса, а именно: 1 очередь - это строительство жилого дома переменной этажности со встроено - пристроенными торгово-офисными помещениями; 2- строительство подземного торгового цента и подземной автостоянки; 3- выполнение работ по благоустройству.

На объект первой очереди строительства разработан рабочий проект «Жилой дом переменной этажности со встроено-пристроенными торгово-офисными помещениями по ул. Красноармейская в Советском районе г. Брянска», который получил положительное заключение N 448 от 22 июня 2006 года экспертной комиссии Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области.

Раздел 4 названного проекта предусматривает природоохранные мероприятия в период строительства объекта, в том числе касающиеся сквера им. Проскурина. Так строительные работы на участке сквера могут выполняться при условии выполнения ряда природоохранных мероприятий, таких как обследование зеленых насаждений, определение пород деревьев, имеющих мемориальную, историческую или уникальную эстетическую ценность, определение восстановительной стоимости зеленых насаждений. Высадка зеленых насаждений должна производиться по действующему ГОСТ, путем определения по окружности ствола дерева необходимого количества расстояния с целью наименьшего повреждения корневины дерева (высадка с комом).

Главным Управлением территориального планирования и развития г. Брянска Обществу выдано разрешение N 1019 от 27.02.2006 на производство работ нулевого цикла по строительству жилого дома переменной этажности со встроено-пристроенным торгово-офисным помещением (1 очередь строительства), действие которого неоднократно продлевалось (в итоге действовало до 16.01.2007). Из письма руководителя главного управления архитектуры и градостроительства г. Брянска N 27 от 10.01.07 ( т. 2, л.д. 11) следует, что разрешение на производство работ нулевого цикла по строительству жилого дома переменной этажности касается 1 очереди строительства по улице Красноармейской в Советском районе г. Брянска. Разрешения же на производство работ на территории сквера заказчику не выдавалось.

По заявлению Общества комиссией, созданной распоряжением администрации Советского района г. Брянска N 733-р от 10.06.2003, обследованы зеленые насаждения, о чем составлен акт N 317 от 17 ноября 2006 года, который утвержден распоряжением Администрации N 1022-р от 29 ноября 2006 года. Из акта усматривается, что зеленые насаждения находятся в хорошем состоянии, не имеют признаков ослабления, снос зеленых насаждений может быть произведен при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации (т.1 л.д. 39-43). Из письма главы администрации Советского района г. Брянска N 954-и от 6.12.06 ( т.1, л.д.85) усматривается, что администрация не выдавала Обществу разрешения на вырубку деревьев и кустарниковых насаждений на территории сквера.

Директором ООО «Союз мастеров» 5 декабря 2006 года издан приказ N 30 «О назначении ответственного за производство строительно-монтажных работ» (т.2, л.д.102). По приказу ответственные лица должны произвести установку ограждения участка согласно стройгенплана и выполнить подготовительные работы с выкорчевкой зеленых насаждений в границах участка строительства.

В ночь с 5 на 6 декабря 2006г. Обществом установлено ограждение (забор) на территории, предназначенной для строительства 2-й очереди (в том числе территории сквера имени П.Л.Проскурина), а также ликвидированы 3 туи, 1 плакучая ива, 6 кустов кустарника, о чем 06.12.06 комиссией с участием специалистов Росприднадзора по Брянской области составлен акт. В этот же день инспектором Росприднадзора в адрес Общества выдано предписание N 85 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции отмечает также следующее.

В силу ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц должна осуществляться с учетом природных и социально экономических особенностей территорий, а также допустимости воздействия на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 3 ст. 44 названного закона, устанавливающей требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений, предусмотрено, что в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Из статьи 61 ФЗ N 7-ФЗ следует, что зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность зеленых зон, в том числе покрытых древесно-кустарниковой растительностью территорий и покрытых травянистой растительностью территорий, в границах этих поселений.

Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

Статьей 85 Земельного кодекса РФ установлено, что в состав земель поселений входят рекреационные территориальные зоны, куда относятся, в том числе земельные участки, занятые скверами.

Согласно ст. 1 Закона Брянской области «Об обеспечении санитарно-гигиенического содержания, озеленения и благоустройства территорий Брянской области» территории, включающие городские леса, лесопарки, скверы, формирующие систему открытых пространств, относятся к ландшафтно-рекреационной территории.

Таким образом, исходя из вышеназванных положений законов, следует, что на территории поселения рекреационными зонами являются все земельные участки, занятые зелеными насаждениями.

Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя РФ от 15 декабря 1999 г. N 153 (п. 1.1.1, 1.1.2, 2.1.1, 2.1.8, 2.5.2, 2.5.5, 2.5.8,2.6.1, 2.6.5, 6.1,.6.3,6.4,6.7) устанавливают, каким образом должна осуществляться выкопка и пересадка объектов зеленого фонда города.

Рабочий проект «Жилой дом переменной этажности со встроено-пристроенными торгово-офисными помещениями по ул. Красноармейской в Советском районе г. Брянска» содержит краткую характеристику площадки строительства (раздел 4), где указывается, что на территории участка размещаются зеленые насаждения, которые подлежат сохранению.

Из заключения экологической экспертизы N 448 от 22 июня 2006 года на вышеназванный проект также усматривается, что проектом предусмотрена планировка территории участка с максимальным сохранением существующих зеленых насаждений. С учетом этого экспертная комиссия пришла к выводу о соответствии проекта нормативным документам по вопросам охраны окружающей среды.

Таким образом, выкопка и выпиловка зеленых насаждений на территории сквера, осуществлена Обществом с нарушением вышеназванного законодательства, а установка забора без разрешения на производство работ на территории сквера.

Доводы апелляционной жалобы о не завершенности формирования территориальных зон и о том, что земельные участки не поставлены на кадастровый учет, не могут быть приняты во внимание. Незавершенность процесса зонирования территорий города в данном случае не является препятствием для определения территориальной зоны и ее правового режима, поскольку основополагающие ее характеристики, устанавливаются непосредственно в самом законе (ст. 44,61 ФЗ N 7-ФЗ, ст. 1 ЗБО «Об обеспечении санитарно-гигиенического содержания, озеленения и благоустройства территорий Брянской области»). Ошибочным является вывод апеллянта о том, что земельный участок приобретает статус земельного участка только после его постановки на кадастровый учет, поскольку статья 70 Земельного кодекса РФ определяет, что государственный земельный кадастр представляет собой свод сведений об объектах кадастрового учета. Аналогичная норма содержится в статье 1 Федерального закона «О государственном земельном кадастре.

Несостоятельной является ссылка Общества о том, что отсутствую документы, подтверждающие статус сквера. Так постановлением администрации города Брянска от 03.12.1993г. N 1625 «О новом генеральном плане городя Брянска» и решением коллегии при главе администрации Брянской области от 25 апреля 1994 года N 3/1 «О новом генеральном плане и проекте городской черты г. Брянска» утвержден генеральный план развития города Брянска, согласно которому спорный участок обозначен как сквер. Помимо этого, названный участок, безусловно, относится к зеленому фонду поселения и в силу данного обстоятельства приобретает статус рекреационной зоны.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в данном случае Общество осуществляло пересадку насаждений, а не его снос, опровергаются материалами дела.

Как уже указывалось выше, согласно рабочего проекта высадка зеленых насаждений должна производиться по действующему ГОСТ, путем определения по окружности ствола дерева необходимого количества расстояния с целью наименьшего повреждения корневины дерева (высадка с комом). Общество же использовало способ вырывания деревьев и кустарников ковшом экскаватора или их спиливание. А с учетом времени года невозможно осуществить их пересадку, так как в силу пункта 2.6.1 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденные приказом Госстроя РФ от 15 декабря 1999 г. N 153, оптимальным временем посадки является весна или осень. В связи с чем доводы Общества о необоснованности ссылки суда на Положение Брянской городской Думы N 189 от 24.08.1995г. «О порядке ведения лесного хозяйства и защитных лесных насаждений и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд» и Постановление Брянской городской администрации от 29.08.2006г. N 2994-п «Об утверждении Положения о возмещении восстановительной стоимости за снос зеленых насаждений в г. Брянске» во внимание не принимаются.

Суд апелляционной инстанции отклоняет также доводы жалобы, касающиеся оснований внесения предписания и их уточнения при рассмотрении дела в суде первой инстанции, поскольку законность предписания проверена судом по правилам ч.4 ст. 200 АПК РФ.

Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам п.4 ст.270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Брянской области от 12 февраля 2007 г. по делу N А09-8973/06-29 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

     Председательствующий
Г.Д. Игнашина

Судьи
О.А. Тиминская
 В.Н. Стаханова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка