ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2010 года Дело N Ф09-525/10-С2
[Предусмотренная п.5 ст.11 ФЗ от 01.04.96 N 27-ФЗ обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за нарушение этой обязанности ответственность, установленная ч.3 ст.17 ФЗ от 01.04.96 N 27-ФЗ неприменима, в связи с чем суды верно указали на отсутствие у учреждения оснований для взыскания с предпринимателя спорной суммы штрафа]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего ..., судей: ..., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Злотоусте (далее - учреждение, управление) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.09.2009 по делу N А76-18268/2009-62-378 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2009 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Григорьевой Натальи Сергеевны (далее - предприниматель) штрафа в сумме 378 руб. за непредставление в установленный срок сведений для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Основанием для обращения послужило неисполнение предпринимателем в добровольном порядке требования об уплате штрафа от 22.05.2009 N 6, выставленного на основании решения управления от 24.04.2009 N 21, принятого до итогам камеральной проверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2008 год.
Решением суда от 18.09.2009 (судья ...) в удовлетворении заявленных учреждением требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2009 (судьи: ...) решение суда оставлено без изменения.
Суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания с предпринимателя штрафа, предусмотренного ч.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Управление полагает, что судами необоснованно не принято во внимание заявление о регистрации предпринимателя в качестве страхователя от 03.09.2003, из которого следует, что ответчик зарегистрирован в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя - индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием на работу наемных работников.
Статьей 1 Закона определено, что индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу пятому ст.1 Закона индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
Физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи этих документов; гражданство (подп.1-8 п.2 ст.6 Закона об индивидуальном учете).
Пунктом 1 ст.10 Закона предусмотрено, что указанные сведения представляются физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, в орган Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих случаях: при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя; при снятии с учета в качестве страхователя; при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с п.5 ст.7 Закона; при изменении сведений, предусмотренных подп.2-5 п.2 ст.6 Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.
Пункт 2 ст.10 Закона определяет порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из названных случаев.
Следовательно, Закон установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающие перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.11 Закона обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.
Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории "страхователь" в соответствии с данным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы.
На основании имеющихся в материалах дела доказательствах, исследованных в порядке, предусмотренном ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами обеих инстанций установлено, что названные обстоятельства фондом не доказаны, в следствие чего предприниматель к страхователям в смысле, придаваемом данному термину Законом, не относится, а у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Доказательств опровергающих выводы судов в материалах дела не имеется и учреждением в порядке ст.65, ч.4 и 6 ст.215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Предусмотренная п.5 ст.11 Закона обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за нарушение этой обязанности ответственность, установленная ч.3 ст.17 Закона неприменима.
При таких обстоятельствах суды верно указали на отсутствие у учреждения оснований для взыскания с предпринимателя спорной суммы штрафа.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.09.2009 по делу N А76-18268/2009-62-378 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Злотоусте - без удовлетворения.
Председательствующий
...
Судьи
...
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка