ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


О референдуме Санкт-Петербурга

(с изменениями на 24 апреля 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Санкт-Петербурга от 1 июля 2005 года N 399-39 (Новое в законодательстве Санкт-Петербурга. Прил.к Вестн.Законодат.собрания СПб, N 18, 07.07.2005);

Законом Санкт-Петербурга от 17 апреля 2007 года N 162-29 (Санкт-Петербургские ведомости, N 70, 18.04.2007);

Законом Санкт-Петербурга от 29 сентября 2008 года N 522-89 (Санкт-Петербургские ведомости, N 188, 07.10.2008);

Законом Санкт-Петербурга от 29 июня 2009 года N 305-55 (Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга, N 26, 13.07.2009);

Законом Санкт-Петербурга от 8 февраля 2010 года N 22-18 (Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга, N 6, 22.02.2010);

Законом Санкт-Петербурга от 28 февраля 2011 года N 62-26 (Санкт-Петербургские ведомости, N 43, 14.03.2011);

Законом Санкт-Петербурга от 14 февраля 2013 года N 49-11 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 15.02.2013).

Законом Санкт-Петербурга от 19 февраля 2015 года N 38-16 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 20.02.2015);

Законом Санкт-Петербурга от 25 декабря 2015 года N 839-167 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 28.12.2015) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Законом Санкт-Петербурга от 25 декабря 2015 года N 839-167);

Законом Санкт-Петербурга от 4 июля 2017 года N 459-75 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 05.07.2017);

Законом Санкт-Петербурга от 21 декабря 2022 года N 766-122 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 21.12.2022);

Законом Санкт-Петербурга от 13 ноября 2023 года N 632-128 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 13.11.2023);

Законом Санкт-Петербурга от 24 апреля 2024 года N 280-63 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 27.04.2024).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

По всему тексту с 1 января 2023 года слова "внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга" в соответствующих числах и падежах заменены словами "внутригородское муниципальное образование города федерального значения Санкт-Петербурга" в соответствующих числах и падежах изменения - Закон Санкт-Петербурга от 21 декабря 2022 года N 766-122.

____________________________________________________________________    

     
Принят
Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
10 марта 2004 года

     

Глава I. Общие положения

     

Статья 1. Референдум Санкт-Петербурга

1. Референдум Санкт-Петербурга - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации, осуществляемая посредством голосования граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Санкт-Петербурга, в целях принятия решений по наиболее важным вопросам государственного значения.

2. Референдум Санкт-Петербурга проводится на всей территории Санкт-Петербурга.

Статья 2. Правовая основа проведения референдума


Референдум Санкт-Петербурга (далее - референдум) проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга. Понятия и термины, используемые в настоящем Законе Санкт-Петербурга, поскольку им не оговорено иное, используются в тех же значениях, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Статья 3. Принципы проведения референдума Санкт-Петербурга

1. Граждане участвуют в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

2. Гражданин голосует на референдуме за или против вынесенного на референдум вопроса непосредственно.

3. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является добровольным и свободным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

3_1. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации и международные общественные движения, иностранные агенты не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на референдуме, а также в иных формах участвовать в кампаниях референдума. Участие в кампаниях референдума указанных лиц и представителей указанных организаций в качестве иностранных (международных) наблюдателей регулируется в соответствии с федеральным законом.

(Пункт дополнительно включен с 24 ноября 2023 года Законом Санкт-Петербурга от 13 ноября 2023 года N 632-128)

4. Референдум организуют и проводят комиссии референдума. В соответствии с федеральным законом вмешательство в деятельность комиссий референдума со стороны Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

5. Деятельность комиссий референдума при подготовке и проведении референдума, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов референдума осуществляется открыто и гласно.

Статья 4. Право граждан на участие в референдуме

1. Каждый гражданин Российской Федерации, место жительства которого расположено на территории Санкт-Петербурга и который достиг возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению назначенного референдума. До назначения референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июля 2017 года Законом Санкт-Петербурга от 4 июля 2017 года N 459-75. - См. предыдущую редакцию)

1_1. В случае принятия комиссией референдума решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 45_1 настоящего Закона Санкт-Петербурга, установленные настоящим Законом Санкт-Петербурга условия реализации гражданами Российской Федерации права на участие в референдуме Российской Федерации, другие действия по подготовке и проведению референдума, связанные с достижением возраста 18 лет, определяются исходя из последнего возможного дня голосования на референдуме.

(Пункт дополнительно включен с 24 ноября 2023 года Законом Санкт-Петербурга от 13 ноября 2023 года N 632-128)

2. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства, которое расположено на территории Санкт-Петербурга, во время проведения на территории Санкт-Петербурга референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в референдуме.

3. Гражданин Российской Федерации вправе участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, рода и характера занятий, а также других обстоятельств.

4. Не имеют права участвовать в референдуме граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

5. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях.

Статья 5. Вопросы референдума

1. На референдум могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении Санкт-Петербурга или в совместном ведении Российской Федерации и Санкт-Петербурга, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.

2. На референдум не могут быть вынесены следующие вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти Санкт-Петербурга либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов государственной власти Санкт-Петербурга;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении бюджета Санкт-Петербурга, исполнении и изменении финансовых обязательств Санкт-Петербурга;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

3. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не допускается установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, за исключением указанных в данном Федеральном законе и настоящей статье.

4. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации.

5. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

6. Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

Статья 6. Проведение референдума при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, военного положения. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума

(В редакции, введенной в действие с 8 мая 2024 года Законом Санкт-Петербурга от 24 апреля 2024 года N 280-63. - См. предыдущую редакцию)

1. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на всей территории или на части территории округа референдума в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах назначен или должен быть назначен референдум, голосование может быть отложено.

2. В случае, указанном в пункте 1 настоящей статьи, решение об отложении голосования может быть принято при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

3. При введении военного положения в соответствии с Федеральным конституционным законом "О военном положении" Губернатор Санкт-Петербурга вправе направить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации предложение о назначении референдума в течение пяти дней со дня признания Законодательным Собранием Санкт-Петербурга соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 5 настоящего Закона Санкт-Петербурга.

4. В случае введения военного положения на части территории Российской Федерации после назначения референдума, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, если округ референдума включает в себя такую часть территории, Губернатор Санкт-Петербурга вправе направить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации предложение о проведении референдума в течение пяти дней со дня введения военного положения, но не позднее дня, предшествующего дню голосования.

5. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через пять дней со дня поступления предложения, предусмотренного пунктом 3 или 4 настоящей статьи, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, проводит консультации с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, и федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

6. По итогам консультаций, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение о назначении референдума или об отклонении предложения Губернатора Санкт-Петербурга о его назначении, а в случае, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, незамедлительно принимает решение о проведении референдума либо о невозможности проведения референдума на части территории Российской Федерации, на которой введено военное положение.

7. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение о назначении (проведении) референдума, о чем незамедлительно информирует Президента Российской Федерации. При этом референдум организуется и проводится Санкт-Петербургской избирательной комиссией.

8. В случае, если по итогам консультаций, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отклонит предложение Губернатора Санкт-Петербурга о назначении (проведении) референдума, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации незамедлительно информирует об этом Губернатора Санкт-Петербурга.

9. В случае, если подготовка и проведение референдума после его назначения в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи либо принятия решения о его проведении в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи могут представлять угрозу жизни и здоровью граждан Российской Федерации, референдум откладывается по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, о чем она незамедлительно информирует Президента Российской Федерации.

10. В случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для отложения референдума, кампания референдума может быть возобновлена по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктами 4-7 настоящей статьи.

11. Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, на территории Санкт-Петербурга или на части территории Санкт-Петербурга, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 7 и 10 настоящей статьи.

12. Референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса, не может проводиться повторно в течение двух лет со дня официального опубликования результатов референдума.

13. В соответствии с Федеральным законом не допускается установление обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, за исключением указанных в Федеральном законе.

14. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение референдума.

Глава II. Регистрация и учет участников референдума, составление списков участников референдума, образование участков референдума

     

Статья 7. Регистрация (учет) участников референдума

(Исключена с 8 января 2016 года - Закон Санкт-Петербурга от 25 декабря 2015 года N 839-167. - См. предыдущую редакцию)

     

     

Статья 8. Порядок составления списков участников референдума

(В редакции, введенной в действие с 8 января 2016 года Законом Санкт-Петербурга от 25 декабря 2015 года N 839-167. - См. предыдущую редакцию)

1. В целях реализации прав участников референдума соответствующими комиссиями референдума составляются списки участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

2. В списки участников референдума на участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования правом на участие в референдуме.

3. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список участников референдума на конкретном участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом, - факт пребывания (временного пребывания) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина права на участие в референдуме). Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июля 2017 года Законом Санкт-Петербурга от 4 июля 2017 года N 459-75. - См. предыдущую редакцию)

4. Сведения об участниках референдума формирует и уточняет руководитель уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга территориального органа исполнительной власти Санкт-Петербурга.

В соответствии с Федеральным законом сведения об участниках референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других участниках референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части. Указанные сведения направляются уполномоченным должностным лицом в территориальные комиссии референдума сразу после назначения дня голосования.

Сведения об участниках референдума, находящихся в местах временного пребывания, представляет в комиссию референдума руководитель организации, в которой участник референдума временно пребывает.

(Абзац дополнительно включен с 16 июля 2017 года Законом Санкт-Петербурга от 4 июля 2017 года N 459-75)

5. Список участников референдума составляется территориальной комиссией референдума, в том числе с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (далее - "ГАС "Выборы"), отдельно по каждому участку референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом.

Лица, представляющие сведения об участниках референдума, несут ответственность за достоверность и полноту этих сведений, а также за своевременность их представления.

6. Гражданин Российской Федерации включается в список участников референдума только на одном участке референдума. При выявлении территориальной комиссией референдума факта включения гражданина Российской Федерации в списки участников референдума на разных участках референдума на одном и том же референдуме соответствующая комиссия референдума до передачи списков участников референдума в участковые комиссии референдума проводит работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках.

7. Список участников референдума составляется в двух экземплярах. Сведения об участниках референдума, включаемые в список участников референдума, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства участника референдума. В списке участников референдума должны быть предусмотрены места для проставления участником референдума подписи за каждый полученный им бюллетень, серии и номера своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также для внесения суммарных данных по каждому виду референдума и для проставления подписи члена участковой комиссии референдума, выдавшего бюллетень (бюллетени) участнику референдума.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»