Недействующий

     
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 31 октября 2002 года Дело N 3-428/02


[О признании противоречащим Федеральному закону пункта
16 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде,
утвержденных решением Исполкома Ленсовета и Президиума
Леноблсовпрофа от 7 сентября 1987 года N 712/6, в части слов
"непрерывно и длительное время (как правило, не менее 10 лет)"]

______________________________________________________
Отменено
определением Санкт-Петербургского городского суда
от 06.08.2003 N 44г-403/2003.
______________________________________________________



Санкт-Петербургский городской суд в составе судьи … с участием прокурора … при секретаре … рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе В-ой З.А. о признании противоречащим Федеральному закону пункта 16 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных решением Исполкома Ленсовета и Президиума Леноблсовпрофа от 7 сентября 1987 года N 712/6, в части слов "непрерывно и длительное время (как правило, не менее 10 лет)".

Установлено:

В соответствии с п.16 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных решением Исполкома Ленсовета и Президиума Леноблсовпрофа от 7 сентября 1987 года N 712/6, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, непрерывно и длительное время, (как правило, не менее 10 лет) проживающие в Ленинграде с постоянной пропиской.

В-ва З.А. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой, в которой просила признать противоречащим Федеральному закону пункт 16 указанных выше Правил учета граждан в части слов "непрерывно и длительное время (как правило, не менее 10 лет)".

В обоснование своей жалобы В-ва З.А. указала, что оспоренный ею пункт Правил противоречит ст.29, ст.30 ст.49 ЖК РСФСР и нарушает ее право на жилище, предусмотренное ст.40 Конституции РФ, так как на основании п.16 Правил ей было отказано в приеме на учет по улучшению жилищных условий лишь потому, что она проживает в Санкт-Петербурге с постоянной пропиской менее 10 лет подряд.

В судебном заседании В-ва З.А. и ее представитель М-ов Н.М. поддержали жалобу.

Губернатор Санкт-Петербурга признал жалобу В-ой З.А. обоснованной, просил удовлетворить требования В-ой З.Ф., представив письменный отзыв на жалобу (л.д.60-61).

В судебном заседании представитель губернатора Санкт-Петербурга К-на О.А. поддержала жалобу В-ой З.А. и просила удовлетворить ее.

Межрегиональное объединение "Федерация профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области", правопреемник Ленинградского областного совета профессиональных союзов, в своем письменном отзыве возражало против удовлетворения жалобы В-ой З.А., ссылаясь на то, что оспоренный В-ой З.А пункт Правил принят в соответствии с Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР с учетом местных условий, так как право устанавливать продолжительность постоянного проживания для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлено регионам (л.д.62, 63).

Межрегиональное объединение "Федерация профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области" представило в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д.64).

Выслушав объяснения сторон, проверив представленные суду доказательства, заслушав заключение прокурора Ц-ой В.А., полагавшей жалобу В-ой З.А. подлежащей удовлетворению, суд находит жалобу В-ой З.А. подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Право граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение жилого помещения предусмотрено ст.28 Жилищного кодекса РСФСР. При этом, согласно ч.3 этой правовой нормы, граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлены ст.29 ЖК РСФСР. Как следует из ч.2 ст.29 Жилищного кодекса РСФСР, иные основания, помимо перечисленных в ч.1 этой статьи ЖК РСФСР, по которым граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, также могли быть установлены только законодательством СССР или РСФСР.

Таким образом, как следует из указанных правовых норм, ни законодательством СССР, ни законодательством РСФСР не было предусмотрено в качестве основания для признания лица нуждающимся в улучшении жилищных условий установление какого-либо срока проживания в населенном пункте.

В соответствии с ч.1 ч.3 ст.30 ЖК РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.

Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Согласно ст.49 ЖК РСФСР Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

Во исполнение вышеуказанных положений Жилищного кодекса РФ постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года (в ред. от 28 февраля 1996 года) утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР.

Подпунктом "а" п.2 указанного постановления Советам Министров автономных республик, исполнительным комитетам краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов предоставлено право на основании Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных настоящим постановлением, с учетом местных условий разработать и по согласованию с советами профессиональных союзов утвердить правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в автономной республике, крае, области, городах Москве и Ленинграде.

Согласно п.8 Примерных правил в качестве обязательного условия принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений предусмотрено постоянное проживание с регистрацией по месту жительства в данном населенном пункте (в ред. от 28 февраля 1996 года).

В порядке исключения с разрешения Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, Московского и Ленинградского городского Советов народных депутатов и соответствующего совета профессиональных союзов на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы могут быть приняты рабочие и служащие, длительное время добросовестно работающие на предприятиях, в учреждениях, организациях, проживающие в другом близлежащем населенном пункте и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Из изложенного выше следует, что при утверждении региональных Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, должны учитываться положения Примерных правил учета граждан.

Между тем Примерные правила также не содержат в качестве основания для признания лица нуждающимся в улучшении жилищных условий установления какого-либо срока проживания в населенном пункте.

При таких обстоятельствах п.16 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных решением Исполкома Ленсовета и Президиума Леноблсовпрофа от 7 сентября 1987 года N 712/6, в соответствии с которым нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, непрерывно и длительное время, (как правило, не менее 10 лет), проживающие в Ленинграде с постоянной пропиской, ухудшает положение граждан, в том числе и заявительницы В-ой З.А., при признании их нуждающимся в улучшении жилищных условий по сравнению с правилами, содержащимися в федеральном законодательстве.

Между тем, в соответствии с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Условия ограничения прав и свобод, предусмотренные ч.3 ст.55 Конституции РФ, в данном случае отсутствуют.

Доводы межрегионального объединения "Федерация профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области" о том, что оспоренный В-ой З.А пункт Правил принят в соответствии с Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР с учетом местных условий, так как право устанавливать продолжительность постоянного проживания для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлено регионам, суд находит несостоятельными, так как они не основаны на действующем законодательстве.

Суд также находит убедительными доводы заявительницы о том, что п.16 Правил учета в оспоренной ею части нарушает ее права на получение жилого помещения, так как из представленных суду заявительницей ответа территориального управления Адмиралтейского административного района Санкт-Петербурга от 02.04.2002 следует, что заявительнице было отказано в принятии ее на учет по улучшению жилищных условий на основании п.16 указанных выше правил в связи с тем, что на момент обращения с заявлением срок ее проживания в Санкт-Петербурге с постоянной регистрацией был менее 10 лет (л.д.65-об. 66).

На основании изложенного, руководствуясь ст.191, 197, 203 ГПК РСФСР, суд решил:

Жалобу В-ой З.А. удовлетворить.

Признать противоречащим Федеральному закону и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 16 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных решением Исполкома Ленсовета и Президиума Леноблсовпрофа от 7 сентября 1987 года N 712/6, в части слов "непрерывно и длительное время (как правило, не менее 10 лет)".

Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в газете "Санкт-Петербургские ведомости" после вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано сторонами или опротестовано прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.

Судья




Текст документа сверен по:

рассылка