Действующий


УСТАВНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 апреля 2001 года N 011-п

     

По делу о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга
Закона Санкт-Петербурга "О порядке назначения
на должности руководителей территориальных органов
Администрации Санкт-Петербурга и их заместителей"



Уставный суд Санкт-Петербурга в составе председателя Н.М.Кропачева, судей О.В.Герасиной, Н.Ф.Гуцан, Л.Б.Ескиной, В.Г.Ильинской, А.А.Ливеровского, А.И.Осоцкого, с участием представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга кандидата юридических наук В.А.Винокурова, руководствуясь пунктом 1 статьи 51 Устава Санкт-Петербурга, подпунктом "а" статьи 3, статьями 30, 72, 73, 74, 75 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга Закона Санкт-Петербурга от 22 марта 2000 года N 140-23 "О порядке назначения на должности руководителей территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга и их заместителей".

Поводом к рассмотрению дела явился запрос губернатора Санкт-Петербурга о признании не соответствующим Уставу Санкт-Петербурга Закона Санкт-Петербурга "О порядке назначения на должности руководителей территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга и их заместителей".

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу Санкт-Петербурга Закон Санкт-Петербурга "О порядке назначения на должности руководителей территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга и их заместителей".

Заслушав сообщение судьи-докладчика О.В.Герасиной, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, исследовав представленные документы и иные материалы дела, Уставный суд Санкт-Петербурга

установил:

1. В запросе губернатора Санкт-Петербурга оспариваются положения Закона Санкт-Петербурга "О порядке назначения на должности руководителей территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга и их заместителей" (далее - Закон Санкт-Петербурга), предусматривающие необходимость утверждения 3аконодательным Собранием Санкт-Петербурга кандидатур на должности руководителей территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга и их заместителей.

Как утверждается в запросе, нормы Закона Санкт-Петербурга препятствуют осуществлению губернатором Санкт-Петербурга права на единоначальное руководство деятельностью Администрации Санкт-Петербурга. По мнению губернатора Санкт-Петербурга, Закон Санкт-Петербурга не соответствует пункту 1 статьи 16, пункту 1 статьи 40, статье 43 и пункту 7 статьи 47 Устава Санкт-Петербурга и нарушает принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, закрепленный в статье 15 Устава Санкт-Петербурга.

На основании статьи 1 Закона Санкт-Петербурга губернатором Санкт-Петербурга производится назначение на должность руководителей территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга и их заместителей. Согласно статье 2 названного закона "губернатор Санкт-Петербурга представляет на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга кандидатуры для назначения на должность руководителя территориального органа Администрации Санкт-Петербурга и его заместителей". При этом статьей 3 установлено, что "на должность руководителя территориального органа Администрации Санкт-Петербурга и его заместителей не могут быть назначены кандидаты, против которых проголосовало более половины от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга". В соответствии со статьей 4 трудовой договор (контракт) с руководителями территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга и его заместителями заключается на срок не более 2 лет. На основании статьи 5 продление договоров с указанными лицами осуществляется губернатором Санкт-Петербурга с согласия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

Запрос губернатора Санкт-Петербурга поступил в Уставный суд Санкт-Петербурга 11 января 2001 года. 31 января 2001 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят Закон Санкт-Петербурга "О внесении изменений и дополнений в Устав Санкт-Петербурга", который был подписан губернатором Санкт-Петербурга 23 февраля 2001 года, опубликован в "Вестнике Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" 6 марта 2001 года и вступил в силу с 17 марта 2001 года. Указанным Законом Санкт-Петербурга изменено содержание ряда статей Устава Санкт-Петербурга, в том числе статей 16, 40, 47.

В соответствии с пунктом "а" статьи 3 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" к полномочиям Уставного суда Санкт-Петербурга отнесено рассмотрение дел о соответствии законов Санкт-Петербурга Уставу Санкт-Петербурга, а согласно пункту 2 статьи 1 этого закона деятельность Уставного суда Санкт-Петербурга направлена на защиту Устава Санкт-Петербурга, укрепление законности в применении права. Исходя из природы конституционного (уставного) контроля и смысла пункта 2 статьи 1, пункта "а" статьи 3 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", задачей Уставного суда Санкт-Петербурга является правовая охрана действующего Устава Санкт-Петербурга.

2. Конституцией Российской Федерации в качестве одного из базовых принципов конституционного строя закреплен принцип разделения властей. Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".

В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по этому кругу вопросов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В обозначенную сферу ведения включены принципы взаимодействия законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (статья 77 Конституции Российской Федерации).

Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривает, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; при этом формы такого участия могут устанавливаться конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 24). Таким образом, субъект Российской Федерации вправе устанавливать формы участия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в формировании именно высшего, а не иного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе в назначении входящих в него должностных лиц.

3. Статья 15 Устава Санкт-Петербурга закрепляет принцип разделения государственной власти Санкт-Петербурга на законодательную, исполнительную и судебную. Уставом Санкт-Петербурга предусмотрена также система сдержек и противовесов, призванных обеспечить баланс законодательной, исполнительной и судебной власти, в том числе установлены формы и пределы участия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в формировании высшего исполнительного органа Санкт-Петербурга - Администрации Санкт-Петербурга.

Устав Санкт-Петербурга определяет, что в систему органов исполнительной государственной власти Санкт-Петербурга входят: высший исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга - Администрация Санкт-Петербурга; иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга - отраслевые и территориальные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга (пункт 1 статьи 16; пункт 1 статьи 38 Устава Санкт-Петербурга). Согласно статьям 39, 47 Устава Санкт-Петербурга Администрацию Санкт-Петербурга образуют: губернатор Санкт-Петербурга,  формирующий  Администрацию Санкт-Петербурга в соответствии с Уставом Санкт-Петербурга и возглавляющий ее на принципах единоначалия; Правительство Санкт-Петербурга; Канцелярия Администрации Санкт-Петербурга.

Пределы участия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в формировании высшего исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, в утверждении и согласовании должностных лиц высшего органа исполнительной государственной власти Санкт-Петербурга определены статьей 43 Устава Санкт-Петербурга. В соответствии с пунктом 8 статьи 43 Устава Санкт-Петербурга губернатор Санкт-Петербурга представляет на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга кандидатуры для согласования должностных лиц, являющихся членами Правительства Санкт-Петербурга в соответствии с Уставом Санкт-Петербурга.

Таким образом, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга в форме согласования участвует в назначении на должности отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа Санкт-Петербурга, являющихся членами Правительства Санкт-Петербурга, в соответствии с Уставом Санкт-Петербурга. Возможность какого-либо иного участия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в формировании высшего или других исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга  Уставом Санкт-Петербурга не предусмотрена.

Следовательно, Закон Санкт-Петербурга "О порядке назначения на должности руководителей территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга и их заместителей" нарушает закрепленные в статье 15 Устава Санкт-Петербурга принципы: разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти Санкт-Петербурга в пределах их полномочий.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 62, 63, 64 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", Уставный суд Санкт-Петербурга

постановил:

1. Признать Закон Санкт-Петербурга от 22 марта 2000 года N 140-23 "О порядке назначения руководителей территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга и их заместителей" не соответствующим Уставу Санкт-Петербурга, его статье 15 во взаимосвязи со статьями 16, 39, 40, 43,47 Устава Санкт-Петербурга.

2. Согласно пункту 2 статьи 75 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" признание нормативного правового акта либо отдельного его положения (положений) не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных правовых актов, основанных на нормативном правовом акте, признанном не соответствующим Уставу Санкт-Петербурга, либо воспроизводящих его.

3. Согласно статье 68 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" настоящее постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

4. Согласно статье 67 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в течение 14 дней после провозглашения постановления.



Текст документа сверен по:

рассылка