САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 16 марта 2000 года дело N 3-105


[Довод заявителя о том, что нарушение его прав состоит в предоставлении ему с семьей квартиры по норме около 9 кв.м жилой площади на человека, не может быть принят во внимание, поскольку жилье было выделено ему с соблюдением установленных норм, которые являются законными]
(Извлечение)

Санкт-Петербургский городской суд..., рассмотрев в открытом судебном заседании в Санкт-Петербурге 16 марта 2000 года дело по жалобе К-на о признании частично недействительными решения Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 7 сентября 1987 года N 712/6 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде" и Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, обязании привести минимальный размер предоставления жилого помещения в соответствие с действующим законодательством,

установил:

Согласно пункту 2 решения Исполнительного комитета Ленинградского городского совета народных депутатов и президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 7 сентября 1987 года N 712/6 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде" "с учетом средней обеспеченности жилой площадью в Ленинграде, в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 9 сентября 1983 года N 427 и распоряжением Исполкома Ленсовета от 30 декабря 1986 года N 1835-р" установлен минимальный размер предоставления гражданам жилой площади в Санкт-Петербурге - 9 квадратных метров на одного человека (л.д.103).

Аналогичная норма предоставления жилой площади содержится в пункте 12 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде (л.д. 121).

К-ун обратился в суд с жалобой и, уточнив ее основания в ходе судебного разбирательства, просит признать пункт 2 решения Исполкома Ленгорсовета и Президиума Леноблсовпрофа от 7 сентября 1987 года N 712/6 незаконным с 23 июля 1993 года и обязать Администрацию Санкт-Петербурга привести минимальный размер предоставления гражданам жилого помещения в соответствие с действующим законодательством, ссылаясь на то, что обжалуемое решение противоречит Конституции Российской Федерации, действующему жилищному законодательству, нарушает жилищные права жителей Санкт-Петербурга и его лично и ставит их в неравное положение по сравнению с гражданами, проживающими в других субъектах Российской Федерации. В судебном заседании дополнил свою жалобу и также просит признать незаконным пункт 12 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде.

В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст.40 ЖК РФ размер предоставляемого жилого помещения не может быть менее размера, устанавливаемого в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

В соответствии с пунктом 1 постановления Совета Министров РСФСР от 9 сентября 1983 года N 427 "Вопросы, связанные с принятием Жилищного кодекса РСФСР" Ленгорисполкому было предоставлено право устанавливать размер предоставляемой гражданам жилой площади не менее средней обеспеченности жилой площадью в Ленинграде.

Обжалуемыми актами на основании данного постановления установлен минимальный размер предоставления жилых помещений в Санкт-Петербурге - 9 квадратных метров жилой площади на человека.

Однако постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 июля 1993 года N 726 "О признании утратившими силу и внесении изменений в некоторые решения Правительства РФ в связи с принятием Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" пункт 1 постановления Совета Министров РСФСР от 9 сентября 1983 года N 427 отменен и внесены изменения в п.42 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, согласно которому жилое помещение должно предоставляться гражданам в размере не менее социальной нормы площади жилья, эквивалентной минимальному размеру предоставления жилых помещений, устанавливаемой органами государственной власти субъектов федерации.

В соответствии со ст.1 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" социальная норма площади жилья - размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг.

Для жителей Санкт-Петербурга социальная норма площади жилья установлена пунктом 8.2 распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 28 марта 1994 года N 290-р и составляет для семейных граждан 16 квадратных метров общей площади жилья.

Поэтому в пункт 2 решения Ленгорисполкома и Леноблсовпрофа N 712/6 от 7 сентября 1987 года и в п.12 Правил учета граждан... должны быть внесены изменения, согласно которым размер предоставления жилых помещений в Санкт-Петербурге должен составлять от 9 до 12 кв.м жилой площади на человека, но быть не менее 16 кв.м общей площади жилья. Поскольку эти изменения не внесены, он в судебном порядке ставит вопрос об обязании Администрации Санкт-Петербурга привести минимальный размер предоставления жилого помещения в соответствие с действующим законодательством, внеся указанные изменения в обжалуемые акты; решение N 712/6 и Правила... должны быть частично признаны незаконными, как противоречащие ч.2 ст.40 ЖК РФ, ст.11 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", ст.42 Примерных правил учета... и постановлению Совета Министров - Правительства РФ N 726 от 23 июля 1993 года с момента принятия последнего.

Нарушение его прав, по мнению заявителя, состоит в предоставлении ему с семьей на основании распоряжения главы Приморской администрации N 31 от 16 февраля 1995 года на 6 человек квартиры по пр.Королева, 22/1-183, жилой площадью 57 кв.м, общей площадью 75,10 кв.м, из расчета менее 16 кв.м общей площади на человека, т.е. на 21 кв.м общей площади меньше, а также в предоставлении другим гражданам с таким же, как у него, составом семьи квартир большей площади.

Представитель губернатора Санкт-Петербурга против удовлетворения жалобы возражает, ссылаясь на то, что обжалуемые акты соответствуют действующему законодательству, приняты в пределах компетенции органа исполнительной власти города и не нарушают права заявителя.

Указывает, что решение и Правила приняты в соответствии со ст.40 ЖК РФ и пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений", которым органам исполнительной власти субъектов федерации было поручено на основании Примерных правил учета… разработать с учетом местных условий и по согласованию с советами профессиональных союзов утвердить правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в соответствующем субъекте РФ. Распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 28 марта 1994 года N 290-р "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных компенсаций" социальная норма площади жилья в размере 16 кв.м общей площади в отдельных квартирах и 12 кв.м жилой площади в коммунальных квартирах, общежитиях и ветхом жилом фонде установлена для расчета жилищных компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг, а не для предоставления жилых помещений, и не является нормой, о которой идет речь в Законе РФ "Об основах федеральной жилищной политики". Социальная норма площади жилья в смысле ст.11 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" в Санкт-Петербурга не установлена.

Кроме того, считает, что настоящее дело не подлежит рассмотрению в суде и производство по нему должно быть прекращено за неподведомственностью, поскольку в настоящее время отсутствует федеральный конституционный закон, наделяющий суды общей юрисдикции полномочиями признавать нормативные акты субъекта федерации ниже уровня федерального закона не соответствующими иным, кроме Конституции, имеющим большую силу актам, а следовательно, недействующими, и определяющий предметную, территориальную и инстанционную подсудность суд, субъекты и основания обращения, виды актов, подлежащих проверке.

Представитель Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области в суд не явился. О времени и месте судебного разбирательства федерация извещена, просит рассмотреть дело в отсутствие ее представителя (л.д. 88, 103, 105), против удовлетворения жалобы возражает, считая, что обжалуемые акты не противоречат действующему законодательству.

Ссылается на то, что минимальный размер предоставления жилой площади в размере 9 кв.м установлен в соответствии с п.42 Примерных правил учета граждан… Социальная норма площади жилья в размере 16 кв.м общей площади и 12 кв.м жилой площади для коммунальных квартир, общежитий и ветхого фонда установлена распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 28 марта 1994 года N 290-р для расчета жилищных компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг (л.д.74-75).

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении жалобы отказать, суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст.40 ЖК РФ жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади (статья 38 - 12 кв.м), за исключением случаев, предусмотренных законодательством, но не менее размера, устанавливаемого в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

Согласно п.42 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", в редакции постановления Совета Министров - Правительства РФ от 23 июля 1993 года N 726 жилое помещение предоставляется гражданам на одного человека в размере, установленном Советом министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских советов народных депутатов, и не может быть менее социальной нормы площади жилья, эквивалентной минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов.

Согласно ст.11 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" социальная норма площади жилья эквивалентна размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов.

Таким образом, в законодательном порядке закреплено, что норма, по которой должно предоставляться жилое помещение, в разных регионах может быть различной и не должна быть менее социальной нормы площади жилья, эквивалентной минимальному размеру предоставления жилой площади, установленной субъектом федерации.

Минимальная норма, по которой предоставляется жилое помещение в Санкт-Петербурге, установлена обжалуемыми решением и Правилами учета... и составляет 9 квадратных метров жилой площади на человека.

Эта норма была установлена Санкт-Петербургом в соответствии с требованиями ст.40 ЖК РФ, в пределах предоставленных правомочий, в размере не менее размера, установленного в порядке, определенном Правительством РФ.

Как считает заявитель, социальная норма площади жилья, не менее которой должны предоставляться жилые помещения в Санкт-Петербурге, установлена распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 28 марта 1994 года N 290-р "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных компенсаций" и составляет 16 квадратных метров общей площади на человека.

Это мнение ошибочно.

Из пункта 8.2 распоряжения и приложения N 6 к нему видно, что жилищная норма, установленная данным распоряжением, является социальной нормой площади жилья, применяемой для расчета гражданам жилищных компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг, и составляет для семей - 16 кв.м общей площади на человека в отдельных квартирах, 12 кв.м жилой площади на человека в коммунальных квартирах, общежитиях, ветхом жилом фонде и для одиноких граждан - 32 кв.м общей площади в отдельных квартирах, 24 кв.м жилой площади в коммунальных квартирах, общежитиях, ветхом жилом фонде (л.д.56, 63)

Эта норма специально установлена для расчета жилищных компенсаций и не может применяться для других целей, в том числе при предоставлении жилья, поскольку это прямо не установлено нормативным актом Санкт-Петербурга.

Действительно, по смыслу ст.ст. 1 и 11 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" социальная норма как размер площади, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг, определяемая исходя из минимального размера предоставления жилых помещений, должна быть единой и устанавливаться в одинаковом размере как для расчета жилищных компенсаций (субсидий), так и для обеспечения жильем; установленная субъектом Российской Федерации социальная норма площади жилья является одновременно и минимальной нормой предоставления жилых помещений. Поэтому суд согласен с доводами заявителя о том, что в целом установленная социальная норма площади жилья должна совпадать с минимальным размером предоставления жилых помещений и что жилищное законодательство Санкт-Петербурга в этой части должно находиться в соответствии с федеральным законодательством. Однако, с учетом требований, предъявленных в жалобе, суд не находит оснований для ее удовлетворения, исходя из следующего

В Санкт-Петербурге как субъекте федерации социальная норма площади жилья в том смысле, в котором ее понимает ст.11 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", не установлена.

Распоряжением мэра от 28 марта 1994 года N 290-р "О переходе на новую систему оплаты жилья и порядке предоставления гражданам жилищных компенсаций", на которое ссылается заявитель, установлена социальная норма площади жилья, применяемая для расчета гражданам жилищных компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг, которая не может использоваться при предоставлении жилых помещений. В процессе предоставления жилых помещений продолжают действовать нормы предоставления, установленные обжалуемыми актами до введения в действие Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", которые в установленном порядке утратившими силу не признаны.

Введение специальных норм жилой площади для предоставления компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг, даже если оно произведено с нарушением вышеназванных требований закона, не может служить основанием для применения тех же норм при предоставлении жилья. Эти нормы установлены для других целей, кроме того, дифференцированы в зависимости от категории жилых помещений (отдельная или коммунальная квартира) и от состава семьи гражданина (семейные или одинокие лица), что исключает возможность их применения при улучшении жилищных условий, поскольку нарушает принцип равенства прав граждан, провозглашенный ст.19 Конституции РФ, и подтверждает адресную направленность этих норм.

Обязанность издать нормативный акт, устанавливающий норму предоставления жилой площади в Санкт-Петербурге в размере не менее 16 кв.м общей площади, как и в ином размере, на Администрацию возложена быть не может, поскольку этот вопрос решается по усмотрению органов государственной власти исходя из социально-экономической ситуации и обеспеченности жильем и относится к их исключительной компетенции.

Также, по мнению суда, в настоящее время в соответствии с п."б" ст.5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, вступившего в силу 19 октября 1999 года, ст.11 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", принятого позже ЖК РФ, п.1 ч.1 ст.31 Устава Санкт-Петербурга установить социальную норму площади жилья в Санкт-Петербурге, осуществив тем самым законодательное регулирование по вопросу совместного ведения Российской Федерации и ее субъекта, полномочно Законодательное Собрание Санкт-Петербурга как законодательный орган субъекта федерации, а не губернатор Санкт-Петербурга, который является главой исполнительной власти.

Ссылка заявителя на то, что с признанием утратившим силу пункта 1 постановления Совета Министров РФ N 427 от 9 сентября 1983 года Санкт-Петербург утратил право устанавливать минимальный размер предоставляемого жилья в квадратных метрах жилой площади и должен определять его исходя из размера общей площади жилья, не может быть принята во внимание. Право самостоятельно определять минимальную норму предоставления жилых помещений предоставлено субъекту федерации ст.11 Закона "Об основах федеральной жилищной политики" и п.42 Примерных правил учета.

Обжалуемые акты не нарушают права заявителя

Довод К-на о том, что нарушение его прав состоит в предоставлении ему с семьей квартиры по норме около 9 кв.м жилой площади на человека, не может быть принят во внимание, поскольку жилье было выделено ему с соблюдением установленных норм, которые являются законными. К категории лиц, признаваемых нуждающимися в улучшении жилищных условий, заявитель не относится.

Ссылка К-на на то, что нарушение его прав выражается в предоставлении другим лицам, в том числе таким же, как он, демобилизованным офицерам с семьями, квартир по более высоким нормам, несостоятельна. Размер жилых помещений, находящихся в пользовании других граждан, отношения к заявителю не имеет и на его права не влияет.

Установление в ряде других субъектов Российской Федерации более высоких, чем в Санкт-Петербурге, норм предоставления жилых помещений не может расцениваться как нарушение провозглашенного ст.19 Конституции РФ принципа равенства прав граждан. Ст.40 Конституции РФ не определяет право на жилище его количественным показателем и не исключает возможности при предоставлении жилья в соответствии с установленными нормами учитывать его местонахождение.

При таких обстоятельствах жалоба К-на удовлетворению не подлежит.

Ссылка представителя губернатора Санкт-Петербурга на неподведомственность настоящего дела суду общей юрисдикции не может быть принята во внимание, т.к. полномочие судов общей юрисдикции проверять законность правовых актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и их должностных лиц вытекает из п.4 ст.27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Руководствуясь ст.ст.191-197 ГПК РФ, суд

решил:

К-ну в удовлетворении жалобы о признании частично недействительными решения Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и президиума Ленинградского областного совета профсоюзов N 712/6 от 7 сентября 1987 года "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде" и Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, обязании привести минимальный размер предоставления жилого помещения в соответствие с действующим законодательством отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.

Судья




Текст документа сверен по:

официальная рассылка