СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 сентября 2010 года  Дело N А03-3416/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2010 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Колупаевой Л.А.

судей: Журавлёвой В.А., Усаниной Н.А.

при ведении протокола судебного заседания  судьёй Журавлёвой В.А.

при участии:

от заявителя: без участия (извещён);

от заинтересованного лица: Карионов Е.А. по доверенности от 16.02.2010,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике

на решение Арбитражного суда Алтайского края

от 27.05.2010 г.

по делу №А03-3416/2010 (судья Старцева М.В.)

по заявлению Администрации г. Барнаула

к Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике

об оспаривании предписания от 18.01.2010 г. № 07-15/34,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Барнаула (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным предписания от 18.01.2010 № 07­15/34  Комитета Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике (далее - Комитет по финансам).

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 27 мая 2010 года заявленные Администрацией требования удовлетворены, оспариваемое предписание Комитета по финансам признано незаконным.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет по финансам подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом ссылается на несоответствие решения имеющимся в деле доказательствам и требованиям законодательства.

Более подробно доводы Комитета по финансам изложены в апелляционной жалобе.

Администрация в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представила отзыв на апелляционную жалобу (поступил в суд 09.08.2010), в котором возражает против доводов апелляционной жалобы, считает  решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Письменный отзыв приобщен к материалам дела.

В судебное заседание апелляционной инстанции, представители Администрации  не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).

В порядке частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть  апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель Комитета по финансам в суде апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на её удовлетворении.

Изучив материалы дела,  доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё,  заслушав представителя Комитета по финансам, проверив в порядке статей 266,  268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого судебного решения, суд апелляционной инстанции считает  решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.05.2010 года не подлежащим отмене  по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Комитетом по финансам была проведена проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных в 2007-2008 годах Администрацией города Барнаула на приобретение (строительство) жилья гражданам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой проверяющими выявлены нарушения финансовой дисциплины, отраженные в акте проверки от 06.11.2009 (л.д.10-15).

В рамках проверки Комитет по финансам установил, что гражданам Талызиной З. В. и Николенко С.В. Администрацией были необоснованно выделены субсидии на приобретение (строительство) жилья в общей сумме 2 223 800 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 726 000 рублей, средств краевого бюджета в сумме 1 213 000 рублей.

По факту выявленного нарушения, Комитет по финансам выдал Администрации предписание № 07-15/34 от 18.01.2010,  согласно   которому  предписано принять меры дисциплинарной  ответственности в   отношении должностных лиц Администрации города и ее  структурных   подразделений,  виновных   в выявленных проверкой нарушениях; организовать в установленном законодательством порядке работу по возмещению  виновными   лицами средств, использованных незаконно и не по целевому назначению;  перечислить в доход краевого бюджета средства, полученные Администрацией города в возмещение сумм незаконного и нецелевого использования бюджетных средств.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Администрацией требования, в полном объеме оценил обстоятельства дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.

Анализируя оспариваемое предписание Комитета по финансам, суд пришел к правомерному выводу о том, что денежные средства на предоставление безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступившие из краевого бюджета, перечислены получателем именно на указанные цели, при этом суд исходил из следующего.

В соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Алтайском крае, утвержденными постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 28.12.1989 № 447, гражданам, по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, или по окончании обучения, предоставляются жилые помещения по месту, избранному этими гражданами для проживания, при условии шестимесячного срока для обращений с момента возникновения у них права на льготное обеспечение жильем.

Постановлением администрации Октябрьского района города Барнаула от 05.04.1995 № 41 «О постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий» Талызина З.В. (девичья фамилия - Блажевич) была принята на учет как воспитанник детских домов на основании предоставленных ею документов.

Комитет по финансам при вынесении спорного предписания не принял во внимание, что право на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья признано вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 06.07.2005 г. по делу № 2-1269/05.

Распоряжением Администрации Алтайского края от 03.06.2008 г. № 218-p принято предложение управления Алтайского края по образованию и делам молодежи о распределении средств на обеспечение жильем  детей- сирот, в том числе Талызиной З. В.  в размере 1 213 000 рублей.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2007 № 167 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» финансовые органы субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в Министерство финансов Российской Федерации сведения по утвержденной форме, в том числе размер средств, направленных из бюджета субъекта Российской Федерации обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, а также количество детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учет на получение жилого помещения, по состоянию на начало текущего года.

Из материалов дела усматривается, что на момент предоставления субсидии Талызина З.В. проживала и была зарегистрирована по ул. Ярных, 59-2 в городе Барнауле на основании договора найма служебного жилого помещения от 26.06.2006 № 64. Денежные средства для покупки однокомнатной квартиры Талызиной З.В. перечислены продавцу в сентябре 2008 года.

Тот факт, что служебная квартира по ул. Ярных, 59-2 в городе Барнауле на момент проверки находилась в ее пользовании, не может влиять на законность выделения субсидии, так как только в июне 2009 года было принято решение разрешить приватизацию данной служебной квартиры, в том числе в связи с нахождением на иждивении Талызиной З.В. несовершеннолетних детей, что подтверждается протоколом комиссии по рассмотрению вопросов приватизации служебных квартир от 11.06.2009 № 130.

Николенко С.В. на основании постановления главы города от 28.07.1999 № 1149 «Об обеспечении социальных гарантий в области жилищных прав гражданам, проживающим в общежитиях» выделена комната № 13 в общежитии по ул. Чудненко, 95 в городе Барнауле. Комитетом жилищно­-коммунального хозяйства администрации г. Барнаула с Николенко С.В. заключен договор найма специализированного помещения от 14.07.2005 № 19.

Согласно закону Алтайского края от 10.04.1999 № 16-ЗС «О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае» Николенко С.В. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий постановлением администрации Октябрьского района г.Барнаула от 11.10.2002 № 2943.

Распоряжением Администрации Алтайского края от 26.09.2007 № 458-р осуществлено распределение средств федерального бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот,   в том числе Николенко С.В. в сумме 726 000 рублей.

Согласно действующих   норм   жилищного   законодательства Российской Федерации в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный   фонд   социального использования - жилые помещения, предоставляемые гражданам по договорам социального найма (п.1 ч.3 ст.19 ЖК РФ) специализированный жилищный фонд - совокупность жилых помещений предназначенных для проживания отдельных категорий граждан (п. 2 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ).

Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда установлены ст. 92 ЖК РФ, в частности: служебные помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда и другие.

Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма (ч.3 ст.92 ЖК РФ).

Проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда носит временный характер и не является препятствием к реализации конституционного права граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жильем.

Жилищный кодекс Российской Федерации установил порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Такими гражданами, согласно части 1 статьи 51 ЖК РФ, в частности, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

В акте проверки от 06.11.2009 Комитет по финансам обосновывает свои выводы пунктом 3.1 Положений о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденных постановлениями Администрации Алтайского края от 15.01.2008 № 8, от 25.12.2001 № 805.

Вместе с тем п.1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке  детей-сирот, оставшихся без попечения Родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные   гарантии   прав   детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации, и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 8 указанного Закона регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В пункте 3.3 Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденного постановлениями Администрации Алтайского края от 25.12.2001 № 805 и от 15.01.2008 № 8, установлено следующее.

Учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жиля, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с Законом Алтайского края от 10.04.1999 № 16-ЗС «О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае», статьей 37 Жилищного кодекса РСФСР.

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях дальнейшего включения их в список лиц, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Закона Алтайского края от 10.04.1999 № 16-ЗС «О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае» на учет для улучшения жилищных условий принимаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7,5 квадратных метра и менее; проживающие в общежитиях, в служебных квартирах, семьи, в которых лица разного пола старше 9 лет (кроме супругов) проживают в одной комнате.

Этой же статьей предусмотрено, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на предоставление в установленном настоящим Законом порядке жилого помещения в переделах нормы по договору социального найма; на приобретение жилого помещения в собственность с использованием субсидий, займов, ссуд и иных льгот, установленных законодательством российской Федерации и нормативными правовыми актами края.

Статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает следующий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям,  оставшихся  без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишении свободы.

Согласно части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Из содержания приведенных норм следует, что проживание детей-сирот в жилых помещениях специализированного жилищного фонда (как по месту временного пребывания) является основанием для включения их в число нуждающихся в улучшении жилищных условий и соответственно реализации права на получение субсидии.

Исходя из изложенного, апелляционный суд считает правомерным удовлетворение судом первой инстанции требований Администрации,  соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что денежные средства на предоставление безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступившие из краевого бюджета, перечислены получателем именно на указанные цели.

Таким образом, судом первой инстанции сделаны выводы на основе всестороннего, полного и объективного исследования доказательств, представленных сторонами в дело, им не противоречат и основаны на нормах действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы в целом направлены на переоценку доказательств, основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы и её удовлетворения, у суда апелляционной инстанции не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьёй 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение  арбитражного суда Алтайского края от 27 мая 2010 года по делу №А03-3416/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

     Председательствующий

     Колупаева   Л. А.

     Судьи

     Журавлёва   В.А.

     Усанина   Н.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка