ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 июля 2008 года Дело N А19-2205/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего судьи Шелёминой М.М., судей: Кадниковой Л.А., Смоляк Л.И., при участии в судебном заседании индивидуального предпринимателя Фельдмана И. Ш. (представлен паспорт);

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования город Усолье-Сибирское на решение от 8 мая 2008 года Арбитражного суда Иркутской области по делу NА19-2205/08 (суд первой инстанции - Капустенская Е.Ф.), установил:

Индивидуальный предприниматель Фельдман Илья Шлемович (предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным постановления от 31.10.2007 N1987 главы администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское (Администрация) «О признании постановления главы администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское от 21.06.2006 N1359 утратившим силу» и обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав предпринимателя, отменив постановление от 31.10.2007 N1987 главы администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 8 мая 2008 года заявленные требования удовлетворены. Постановление Главы администрации муниципального образования г.Усолье - Сибирское от 31.10.07 г. N 1987 «О признании постановления главы администрации города от 21.06.06 г. N 1359 утратившим силу» признано недействительным как не соответствующее статье 55 Устава города Усолье - Сибирское, принятого решением Городской Думы от 30.07.1998 г. N 80. Суд обязал Администрацию муниципального образования г.Усолье - Сибирское устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Фельдмана И.Ш. В части требования об обязании Администрации муниципального образования г.Усолье - Сибирское отменить Постановление Главы администрации муниципального образования г.Усолье- Сибирское от 31.10.07 г. N 1987 производство по делу прекращено.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением статей 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 6 статьи 55 Устава муниципального образования города Усолье-Сибирское, принятого решением Городской Думы от 30.07.98 N80, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрени

е.

Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, а именно: неправомерно не принято во внимание, что Фельдман И.Ш. не получил положительного заключения Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе, г.Черемхово и Черемховском районе, согласования необходимого в процедуре дальнейшего предоставления земельного участка для строительства, что свидетельствует о незаконности постановления главы администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское от 21.06.2006 N1359.

Заявитель кассационной жалобы считает, что судом неправильно применена статья 55 Устава муниципального образования города Усолье-Сибирское, и не учтено, что в случае противоречия действующему законодательству, настоящему уставу, правовым актам городской Думы, мэра города, главы администрации города, такие распоряжения и приказы могут быть отменены, изменены путём внесения изменений и дополнений, признаны утратившими силу, принявшим их руководителем органа администрации города, а также главой администрации города.

В отзыве на кассационную жалобу предприниматель считает принятый по настоящему делу судебный акт законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы - несостоятельными. Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления NN60197, 60198 от 08.07.2008), Администрация своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие. Предприниматель в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.

В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 28 июля до 31 июля 2008 года до 10 часов 00 минут

После перерыва представители сторон участия в судебном заседании не принимали.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению исходя из следующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением главы администрации города Усолье-Сибирское от 21.06.2006 N1359 «Об утверждении материалов предварительного согласования по выбору и обследованию земельного участка и проекта границ в районе Гринкомбанка по улилице Машиностроителей для проектирования и строительства торгового комплекса предпринимателю Фельдману И.Ш.» утверждены материалы предварительного согласования по выбору и обследованию земельного участка предпринимателю для проектирования и строительства торгового комплекса, утвержден проект границ земельного участка из земель поселений, расположенный в городе Усолье-Сибирское, в районе Гринкомбанка по улице Машиностроителей, площадью 2662 кв.м.

Постановлением главы администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское от 31.10.2007 N1987 признано утратившим силу вышеназванное постановление главы администрации города от 21.06.2006 N1359, в целях реализации муниципальной целевой программы «Строительство молодежных жилищных комплексов в городе Усолье-Сибирское на 2006-2019 годы» и формирования земельного участка, расположенного в районе Гринкомбанка по улице Машиностроителей, для строительства двух девятиэтажных жилых домов.

Предприниматель, считая постановление главы администрации муниципального образования город Усолье-Сибирское от 31.10.2007 N1987 не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его законные права, обратился в арбитражный суд с указанным заявлением.

Арбитражный суд Иркутской области, удовлетворяя заявленные требования, исходил из несоответствия оспариваемого акта пункту 6 статьи 55 Устава муниципального образования города Усолье-Сибирское и доказанности нарушения данным актом прав и законных интересов предпринимателя.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы суда первой инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам данного конкретного дела и основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы заявителя кассационной жалобы проверены в полном объёме, однако учтены быть не могут в силу следующего.

Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) лежит на органе, принявшем решение.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.

Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 названного Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 того же Кодекса.

Как установлено судом на основании материалов дела, предпринимателю утверждены материалы предварительного согласования по выбору и обследованию земельного участка для проектирования и строительства торгового комплекса, утвержден проект границ земельного участка из земель поселений, расположенный в городе Усолье-Сибирское, в районе Гринкомбанка по улице Машиностроителей, площадью 2662 кв.м., о чём вынесено постановление главы администрации города Усолье-Сибирское N1359 от 21.06.2006.

На основании положений пункта 8 статьи 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации выбор земельного участка и принятие названного решения о предварительном согласовании места размещения объекта представляют собой один из этапов процедуры, осуществляемой при предоставлении земельного участка для строительства. Это решение действует в течение трех лет и может служить основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Таким образом, судом правомерно признано, что срок действия постановления главы администрации города от 21.06.2006 N1359 на дату принятия обжалуемого акта не истек, и установлено на основании представленных в материалы дела архитектурно-планировочного задания N51 от 27.07.2006, описания границ земельного участка, что данное постановление находится в процессе исполнения.

В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Из статьи 48 упомянутого Закона следует, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт. Однако при этом должно быть указано, какому закону или иному нормативному акту не соответствовал принятый муниципальный правовой акт.

В рассматриваемом случае оспариваемое постановление главы администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское от 31.10.2007 N1987 не содержит указания на несоответствие признанного утратившим силу постановления главы администрации города Усолье-Сибирское от 21.06.2006 N1359 закону или иному нормативному акту.

Частью 6 статьи 55 Устава города Усолье-Сибирское предусмотрено, что правовые акты главы администрации города утрачивают силу в случае истечения срока их действия либо в случаях их исполнения или отмены в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи.

Поскольку, как установлено судом, постановление N1359 от 21.06.2006 не исполнено, срок его действия не истек, и оно не было отменено в порядке, установленном частью 5 статьи 55 Устава города Усолье-Сибирское, суд кассационной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований у администрации города Усолье-Сибирское для отмены принятого ранее ненормативного правового акта.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что судом неправомерно не принято во внимание как обстоятельство, имеющее значение для правильного рассмотрения дела, отсутствие у предпринимателя положительного заключения Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проверен, однако не может быть учтён, поскольку Администрацией не представлены доказательства того, что названное обстоятельство явилось основанием для признания утратившим силу постановления главы администрации города от 21.06.2006 N1359 оспариваемым постановлением от 31.10.2007 N1987.

Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.

Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Поэтому у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о пределах его компетенции отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов суда первой инстанции.

При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

При подаче кассационной жалобы заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до окончания кассационного производства по настоящему делу. На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с Администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции в сумме 1000 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 274, 286-289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 8 мая 2008 года Арбитражного суда Иркутской области по делу NА19-2205/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей за кассационное рассмотрение дела.

Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
Судьи
М.М.Шелёмина
Л.А.Кадникова
Л.И.Смоляк

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка