ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 марта 2007 года Дело N А13-6068/2006-29


[Суды, удовлетворяя требования общества за счет средств казны Российской Федерации, исходили из того, что льготы в виде субсидий установлены федеральным законодательством и поступивших из федерального бюджета средств оказалось недостаточно для полного возмещения расходов истца]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кустова А.А., судей: Кирилловой И.И., Кравченко Т.В., рассмотрев 20.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 23.10.2006 (судья Шадрина А.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2006 (судьи: Романова А.В., Козлова С.В., Потеева А.В.) по делу N А13-6068/2006-29, установил:

Открытое акционерное общество "Вологодская сбытовая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Финансовому управлению Вашинского муниципального района (далее - Финансовое управление), Департаменту финансов Вологодской области (далее - Департамент финансов), Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании 4732 руб. 48 коп. расходов, возникших в результате предоставления в 2003-2004 годах гражданам, проживающим на территории Вашинского муниципального района, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 24.12.92 N 4218 "Об основах федеральной жилищной политики" (далее - Закон).

Решением от 23.10.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.12.2006, с Российской Федерации за счет средств ее казны в пользу Общества взыскано 3998 руб. 54 коп. В иске к Департаменту финансов и Финансовому управлению отказано.

В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить как принятые с нарушением норм материального права решение и постановление апелляционной инстанции. Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на статьи 15.3, 15.4 Закона и считает, что он полностью выполнил свои обязательства, перечислив Вологодской области из федерального бюджета средства в объеме согласно поступившим от Вологодской области заявкам. По мнению Минфина РФ, надлежащим ответчиком является Вологодская область, поскольку она не выделила средств из областного бюджета на частичное финансирование расходов организаций.

В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными, и просит оставить их в силе.

О месте и времени рассмотрения жалобы, лица, участвующие в деле, надлежаще извещены, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Вологдаэнерго" (правопредшественник Общества) в 2003-2004 годах отдельным категориям граждан уменьшало сумму оплаты электрической энергии в размере предоставляемых субсидий, в результате чего у Общества возникли расходы, невозмещение которых послужило основанием для обращения в арбитражный суд.

При этом лицами, участвующими в деле, не оспариваются несение Обществом расходов в указанном размере и наличие оснований предоставления гражданам субсидий на оплату коммунальных услуг.

Суды, удовлетворяя требования Общества за счет средств казны Российской Федерации, исходили из того, что льготы в виде субсидий установлены федеральным законодательством и поступивших из федерального бюджета средств оказалось недостаточно для полного возмещения расходов истца.

Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.

В соответствии с частями 1, 6 статьи 15.4 Закона от 24.12.92 N 4218-1, действовавшего в спорный период, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг нанимателям жилых помещений, членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, собственникам жилых помещений, гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от форм собственности, и имеющим право на получение указанных субсидий, предоставляются в соответствии с Положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.

Пунктом 42 Положения о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444, установлено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий, осуществляется за счет средств местных бюджетов, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации в объемах, устанавливаемых законами о бюджетах соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 разъяснено, что возложение обязанности по финансированию льгот на субъект Российской Федерации означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительству Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Поскольку судом установлено, что денежных средств, выделенных из федерального бюджета Вологодской области, оказалось недостаточно, то с учетом разъяснений Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации суд сделал правильный вывод о необходимости компенсации расходов Общества за счет средств федерального бюджета.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы, а решение первой и постановление апелляционной инстанции считает законными и обоснованными.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Вологодской области от 23.10.2006 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2006 по делу N А13-6068/2006-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

     Председательствующий
А.А.Кустов

Судьи:
И.И.Кириллова
Т.В.Кравченко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка