ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2006 года Дело N КА-А40/11231-06
[Суд отказал в удовлетворении заявления о признании недействительным решения ФАС, которым учреждение признано нарушившим п.3 ст.7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", т.к. учреждение совершает действия, ограничивающие конкуренцию на рынке добычи нерудных строительных материалов]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: ..., установил:
Федеральное государственное учреждение "Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" обратилось в Федеральный арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконными ненормативных актов Федеральной антимонопольной службе России (далее - ФАС) - решения б/н от 30.11.2005 и предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства N 1 07/341-05.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 27 апреля 2006 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 августа, в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом судебные инстанции исходили из того, что Федеральное агентство морского и речного транспорта нарушило п.3 ст.7 Закона РСФСР от 22.03.91 N 948 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, поскольку включило в Устав ФГУ "Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" положений, позволяющих ему совмещать функции органа исполнительной власти с функциями хозяйствующего субъекта.
Не согласившись с судебными актами, Федеральное агентство морского и речного транспорта и федеральное государственное учреждение "Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства, обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалоб указывает на то, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, судами не в полной мере выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно: в жалобах указывается, что судами не учтены положения ст.7 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в соответствии с которой не признается нарушением и допускается возможность наделения хозяйствующих субъектов функциями органов власти, в том случае, если такое наделение установлено Законом. В этой связи, по мнению лиц, подавших жалобы, включение в устав ФГУ "Обь-Иртышводпуть" деятельности по добыче и реализации нерудных строительных материалов, не противоречит антимонопольному законодательству.
В судебном заседании представители заявителей поддержали доводы и требования кассационных жалоб, представитель ФАС России возражал против их удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта в порядке, установленным статьей 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 30 ноября 2005 года Федеральное агентство морского и речного транспорта признано нарушившим п.3 ст.7 Закона РСФСР от 23.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и в его адрес вынесено предписание, которым Федеральное агентство морского и речного транспорта обязано в срок до 01.02.2006 прекратить нарушение вышеуказанного Закона путем исключения из устава федерального государственного учреждения "Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" подпункта 16 п.3.4, которым данному учреждению разрешено заниматься добычей нерудных строительных материалов, а также в срок до 01.06.2006 проанализировать утвержденные им уставы подведомственных учреждений - бассейновых органов государственного управления на внутреннем водном транспорте на предмет наличия всех положений, позволяющих учреждениям осуществлять хозяйственную деятельность по добыче и реализации нерудных строительных материалов и принять меры по исключению из уставов указанных положений.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды обосновав исходили из следующего.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 ст.7 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещается совмещение функций организаций, наделенных функциями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов.
По настоящему делу судами установлено, что федеральное государственное учреждение "Обь-Иртышводпуть" учреждено в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.95 N 12 "О преобразовании государственных предприятий водных путей и судоходных каналов Министерства транспорта Российской Федерации в государственные бассейновые управления водных путей и судоходства этого Министерства.
В соответствии с указанным постановлением Правительства основными функциями государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства Министерства транспорта являются осуществление во взаимодействии с органа исполнительной власти эксплуатации и развития водных путей и гидротехнических сооружений, государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов речного транспорта всех форм собственности по вопросам, отнесенным к компетенции государственных органов.
Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2004 N 1748 Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства находится в ведении Росморречфлота, распоряжением которого от 03.03.2005 N ВР-42-Р был утвержден устав ФГУ "Обь-Иртышводпуть".
Согласно п.3.5 устава ФГУ "Обь-Иртышводпуть" осуществляет полномочия по согласованию добычи нерудных материалов, а следовательно, является организацией, наделенной функциями органа исполнительной власти.
Комиссией Федеральной антимонопольной службы России, а также и судом установлено, что ФГУ "Обь-Иртышводпуть" является одновременно и хозяйствующим субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по добыче нерудных строительных материалов, что закреплено в п.2.1 устава.
Кроме того, ведение предпринимательской деятельности подтверждено материалами дела, лицензиями на право проведения дноуглубительных работ в русле реки Иртыш в границах Омской области с попутной добычей и реализацией строительного песка. Учреждение вправе проводить маркшейдерские, перегрузочные и перевозочные работы и т.д.
Эти обстоятельства подтверждены налоговой службой по Омской области и не отрицаются представителями ФГУ "Обь-Иртышводпуть".
Между тем, как предписано ст.7 Закона "О конкуренции" совмещение функций организаций, наделенных функциями органов исполнительной власти, с функциями хозяйствующих субъектов, - недопустимо.
Комиссией ФАС России, а это подтверждено и при рассмотрении дела, установлено, что совмещая две функции, ФГУ "Обь-Иртышводпуть" совершает действия, ограничивающие конкуренцию на рынке добычи нерудных строительных материалов. Об этом свидетельствуют материалы проверки Омским УФАС соответствующих заявлений хозяйствующих субъектов ООО "Прибой", ООО "Гидротрассервис" и т.д.
При таких обстоятельствах Федеральная антимонопольная службы России правильно приняла решение и вынесла предписание о прекращении ФГУ "Обь-Иртышводпуть" нарушений антимонопольного законодательства.
Доводы кассационной жалобы сводятся к другому толкованию норм материального права и не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как не опровергают правомерности вывода суда.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основанием для отмены решения и постановления, не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.04.2006, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2006 N 09АП-9079/06-АК по делу N А40-12070/06-148-119А41-К2-12037/05 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2006 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2006 года.
Председательствующий
...
Судьи
...
Текст документа сверен по:
рассылка