ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 2005 года Дело N Ф04-1505/2005(9692-А27-32)


[Арбитражный суд пришел к выводу, что отсутствуют правовые основания для замены в порядке ст.48 АПК РФ должника, поскольку управлением в установленный п.4 ст.6 Федерального закона N 29-ФЗ месячный срок не заявлены требования о включении в сводный передаточный акт задолженности, взыскиваемой на основании исполнительного листа]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: ..., в судебном заседании при участии: от заявителя - Хоботова И.В., по доверенности N 16-07-18/0353-02932у от 15.03.2005, удостоверение N 059354 от 04.03.2005; от ответчика - Горохова М.Ю., по доверенности N НЮ-16/35 от 16.01.2004, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области на определение от 30.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 14.12.2004 по делу N А27-2906/99-5 по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области о замене по исполнительному производству (должника) государственного унитарного предприятия "Кузбасское отделение Западно-Сибирской железной дороги" по делу N А27-2906/1999-5 на открытое акционерное общество "Российские железные дороги" и восстановлении срока для предъявления к исполнению исполнительного листа Арбитражного суда Кемеровской области N 042397, установил:

Вступившим в законную силу решением от 30.06.99 Арбитражного суда Кемеровской области с государственного унитарного предприятия "Кузбасское отделение Западно-Сибирской железной дороги" взыскан в бюджет штраф в размере 46003766 рублей и государственная пошлина в размере 83490 рублей.

В связи с утратой исполнительного листа, на основании определения от 21.11.2002 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленного без изменения постановлением от 14.05.2003 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, вынесенным по результатам рассмотрения заявления Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кемеровской области, выдан дубликат утраченного исполнительного листа.

Определением арбитражного суда от 22.09.2003, измененным постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.05.2004, пропущенный срок предъявления к исполнению дубликата исполнительного листа восстановлен. Постановлением кассационной инстанции установлен срок с 18.05.2004 по 18.08.2004 для предъявления дубликата исполнительного листа N 042397 от 12.08.99 к исполнению.

Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кемеровской области обратилось в Арбитражный суд с заявлением о замене должника в исполнительном производстве ГУП "Кузбасское отделение Западно-Сибирской железной дороги" на правопреемника открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее по тексту ОАО "РЖД").

В обоснование заявленных требований управление ссылается на то, что согласно вступившему в законную силу Федеральному закону Российской Федерации "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" от 27.02.2003 N 29-ФЗ (далее по тексту - Закон N 29-ФЗ) и принятому 18.09.2003 Правительством Российской Федерации в его исполнение постановлению N 585 права и обязанности организаций федерального железнодорожного транспорта, чье имущество передано в уставный капитал вновь созданного ОАО "РЖД", передаются последнему на основе передаточного акта.

Определением арбитражного суда от 02.08.2004 (судья ...), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.12.2004 (судьи: ...), заявление управления о замене должника в исполнительном производстве на ОАО "РЖД" и восстановлении срока для предъявления к исполнению исполнительного листа Арбитражного суда Кемеровской области N 042367 оставлено без удовлетворения.

Арбитражный суд пришел к выводу, что отсутствуют правовые основания для замены в порядке ст.48 АПК РФ должника ГУП "Кузбасское отделение Западно-Сибирской железной дороги" на ОАО "РЖД", поскольку управлением в установленный п.4 ст.6 Федерального закона N 29-ФЗ месячный срок не заявлены требования о включении в сводный передаточный акт задолженности, взыскиваемой на основании исполнительного листа N 042397.

Управление в кассационной жалобе просит отменить вынесенные Арбитражным судом Кемеровской области определение от 02.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 14.12.2004.

По мнению управления, арбитражным судом первой и апелляционной инстанции при их вынесении не учтено, что к данным правоотношениям согласно ст.2 Федерального закона от 07.07.2003 N 115-ФЗ должен быть применен порядок исполнения обязанности по уплате задолженности реорганизованного юридического лица, предусмотренный ст.50 Налогового кодекса Российской Федерации.

ОАО "РЖД" в представленном отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.

В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.

Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со ст.ст.274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, считает их подлежащими отмене.

Во исполнение Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" от 07.02.2003 N 29-ФЗ Правительством Российской Федерации 18.09.2003 принято постановление N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги".

Распоряжением от 30.06.2003 N 882-р Правительства Российской Федерации утвержден Перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых предлагается к внесению в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте.

В пункте 12 названного перечня значится федеральное государственное унитарное предприятие "Западно-Сибирская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации", адрес организации - г.Новосибирск.

Организационно-правовые особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, а также управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта установлены Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" от 07.02.2003 N 29-ФЗ.

Из статьи 4 данного Федерального закона следует, что учредителем единого хозяйствующего субъекта является Российская Федерация.

Уставный капитал единого хозяйствующего субъекта формируется путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта.

Перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых подлежит внесению в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, а также прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством Российской Федерации.

Обязанности и права по обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, в отношении их кредиторов и должников передаются единому хозяйствующему субъекту на основе сводного передаточного акта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следовательно, вывод суда об отсутствии правовых оснований, дающих право произвести процессуальное правопреемство, противоречит данной норме Федерального закона N 29-ФЗ.

Согласно данной правовой норме, опубликование утвержденного Правительством Российской Федерации перечня организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, является для кредиторов и должников уведомлением о внесении имущества соответствующих организаций в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.

В течение месяца со дня опубликования Правительством Российской Федерации перечня организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, кредиторы вправе предъявить свои требования к этим организациям.

Основываясь только на данном положении статьи 4 Федерального закона N 29-ФЗ при принятии судебных актов, суд не учел и не дал оценку следующим обстоятельствам, тому, что на основании и во исполнение решения суда от 30.06.99 выдавался исполнительный лист N 042397 о взыскании административного штрафа и тому, что постановлением от 02.11.2000 подразделения судебных приставов по Центральному району г.Новосибирска возбуждалось исполнительное производство о взыскании 46003776 рублей.

Из материалов дела следует, что исполнительный лист утрачен на стадии исполнительного производства.

Материалами дела подтверждается, что ФГУП "Западно-Сибирская железная дорога", являясь правопреемником по обязательствам реорганизованного ГУП "Кузбасское отделение Западно-Сибирской железной дороги" (т.4, л.д.16) на момент своей реорганизации знало о наличии решения суда и о наличии обязанности исполнить это решение - уплатить штраф в размере 46003766 руб.

В материалах дела отсутствует сводный передаточный акт имущества и обязательств организаций федерального железнодорожного транспорта, переданных в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД", что лишает суд возможности сделать вывод о том, обязательства по уплате каких штрафов переданы ФГУП "ЗСЖД" ОАО "РЖД".

Арбитражный суд кассационной инстанции полагает, что без выяснения и оценки указанных обстоятельств принять по делу правильное решение не представляется возможным.

Руководствуясь п.3 ч.1 ст.287, ч.1 ст.288, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия кассационной инстанции постановила:

Определение от 30.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 14.02.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2906/99-5 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
     ...

      Судьи
    ...

     Текст документа сверен по:
рассылка