ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 июня 2010 г. Дело № А15-965/2009

(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Дагестанская региональная газовая компания», от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Дагестан, от третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан, в отсутствие третьего лица - общества с ограниченной ответственностью «Межрегионгаз», надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания (уведомления № 27115, 27114), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Дагестанрегионгаз» на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 03.12.2009 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2010 по делу № А15-965/2009, установил следующее.

ООО «Дагестанская региональная газовая компания» (далее - общество, налогоплательщик) в лице конкурсного управляющего Батчаева А.Ю. (далее - конкурсный управляющий) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Дагестан (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения инспекции от 17.02.2009 № 08/512-НХ и обязании налоговой инспекции принять к возмещению из бюджета 73 594 397 рублей налога на добавленную стоимость (с учетом уточнений заявленных требований в порядке  статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Определением Арбитражного суда Республики Дагестан к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан (далее - управление) и ООО «Межрегионгаз».

Решением суда от 03.12.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.03.2010, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано. Судебные акты мотивированы тем, что общество не имеет права претендовать на возмещение налога на добавленную стоимость (далее - НДС), поскольку оно не понесло реальных затрат по приобретенным товарам (работам, услугам) и не понесет их в будущем.

В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в ином составе.

Податель жалобы указывает, что заявленный к возврату НДС реально уплачен ООО «Межрегионгаз» в бюджет два года назад. Суды первой и апелляционной инстанций неверно оценили фактические обстоятельства дела, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

В отзывах на кассационную жалобу налоговый орган и управление просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании 31.05.2010 объявлен перерыв до 15 часов 15 минут 03.06.2010.

Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Как видно из материалов дела, 15.09.2008 общество представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за I квартал 2008 года, согласно которой общая сумма исчисленного НДС составляет 228 517 514 рублей, сумма НДС, подлежащая вычету, составляет 302 111 911 рублей, сумма НДС, исчисленного к уменьшению (возмещению), - 73 594 397 рублей.

Инспекция провела камеральную налоговую проверку уточненной декларации общества по НДС за I квартал 2008 года, по результатам которой составила акт  от 29.12.2008 № 08/512.

По итогам рассмотрения акта проверки вынесено решение от 17.02.2009  № 08/512-НХ о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде 45 703 503 рублей штрафа.

Обществу предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 228 517 514 рублей и уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета НДС за I квартал 2008 года на  73 594 397 рублей.

Общество обратилось с апелляционной жалобой на решение от 17.02.2009  № 08/512-НХ в управление. Решением управления от 22.04.2009 № 12/009 в удовлетворении жалобы обществу отказано.

В порядке статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования, указали следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005  № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Федеральный закон от 22.07.2005 № 119-ФЗ) по состоянию на 01.01.2006 налогоплательщики НДС обязаны произвести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 31.12.2005 включительно.

По результатам инвентаризации определяются дебиторская задолженность за реализованные, но не оплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, операции по реализации (передаче) которых признаются объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, и кредиторская задолженность за неоплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, принятые к учету до 01.01.2006, в составе которой имеются суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные к оплате продавцами товаров (работ, услуг) и имущественных прав и подлежащие налоговому вычету в соответствии с главой 21 Кодекса.

Согласно пункту 8 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2005 № 119-ФЗ налогоплательщики НДС, указанные в части 2 данной статьи, по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, имущественным правам, принятым на учет до вступления в силу Федерального закона, производят налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации, при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога на добавленную стоимость.

Судебные инстанции пришли к выводу о том, что налогоплательщик не представил документы, подтверждающие фактическую уплату НДС поставщику за товар, поставленный с 2001 по 2005 годы, а при отсутствии доказательств оплаты у общества не возникло права на налоговый вычет.

Между тем суды не учли следующее.

Из материалов дела видно, что ООО «Межрегионгаз» с 2001 по 2005 годы поставляло обществу природный газ и оказывало снабженческо-сбытовые услуги. Общество предъявило к вычету 302 111 911 рублей НДС по взаиморасчетам с  ООО «Межрегионгаз» за полученный обществом товар, но который по состоянию на 01.01.2008 не оплачен.

Полученный от ООО «Межрегионгаз» газ общество реализовывало в полном объеме предприятиям и организациям Республики Дагестан и населению. Часть предприятий и организаций Республики Дагестан не заплатили за полученный газ. Общество исчислило к уплате 228 517 514 рублей НДС по взаиморасчетам с предприятиями и организациями Республики Дагестан по счетам-фактурам, которые по состоянию на 01.01.2008 не оплачены.

До 1 января 2008 года общество не оплатило суммы налога, предъявленные ему контрагентом (ООО «Межрегионгаз») за товар, который принят им на учет до 01.01.2006, и ссылаясь на пункт 9 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005  № 119-ФЗ, общество предъявило в первом налоговом периоде 2008 года к возмещению из бюджета 73 594 397 рублей НДС.

Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2005 № 119-ФЗ, если до 01.01.2008 налогоплательщик не оплатил суммы налога, предъявленные ему продавцами товаров (работ, услуг) и имущественных прав, которые были приняты им на учет до 01.01.2006, налоговые вычеты таких сумм налога производятся в первом налоговом периоде 2008 года. При этом указанный пункт не ограничивает право налогоплательщика на применение в первом квартале 2008 года вычетов неоплаченных сумм налога в зависимости от форм оплаты приобретенных товаров (работ, услуг), предусмотренных договором. Единственным условием является принятие товаров (работ, услуг) на учет до 01.01.2006.

Вывод судов об обязательном условии для получения права на налоговый вычет подтверждения оплаты за товар, принятый на учет до 01.01.2006, противоречит нормам Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ.

Принимая решение по делу, суды не исследовали вопрос об учетной политике общества в периоде получения счетов-фактур, между тем выяснение указанного обстоятельства является необходимым условием для правильного применения Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ, проведенной инвентаризации.

Налогоплательщики налога на добавленную стоимость, определяющие до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ момент определения налоговой базы как день отгрузки, производят вычеты сумм налога, не оплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые были приняты ими к учету до 1 января 2006 года, в первом полугодии 2006 года равными долями.

Кроме того, судебные инстанции не исследовали фактические обстоятельства, касающиеся реальности совершенных обществом сделок, по которым заявлена к вычету спорная сумма налога. Суд первой инстанции в своем решении сослался на расхождение счетов-фактур, представленных налогоплательщиком, и данных в книге продаж  ООО «Межрегионгаз». При этом правовой оценки указанным обстоятельствам не дал. Даное противоречие судебными инстанциями не устранено, однако исследование данного обстоятельства имеет существенное значение для рассмотрения настоящего дела.

Согласно части 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Часть 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Поскольку судебные акты приняты с нарушением нормы материального права и по неполно исследованным обстоятельствам дела, а у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия по установлению фактических обстоятельств дела, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, установить фактические обстоятельства, касающиеся вопросов реальности хозяйственных операций общества, правильно применить нормы Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ, исследовать все доводы участвующих в деле сторон и принять законный и обоснованный судебный акт.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:      


решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 03.12.2009 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2010 по делу № А15-965/2009 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


текст документа сверен по:

файл-рассылка