ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 марта 2010 г. Дело № А22-2602/2009

[Принимая решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд нарушил требования статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в главе 25 Кодекса и федеральном законе об административных правонарушениях]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в отсутствие в судебном заседании  заявителя - прокурора г. Элисты и заинтересованного  лица  - общества с ограниченной ответственностью «Росар», надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания и направивших ходатайства о рассмотрении кассационной  жалобы  в  отсутствие их представителей в судебном заседании, рассмотрев кассационную жалобу прокурора г. Элисты на решение Арбитражного суда  Республики Калмыкия от 25.12.2009 по делу № А22-2602/2009, установил  следующее.

Прокурор г. Элисты (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Росар» (далее - общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением суда от 25.12.2009 в удовлетворении требований отказано в связи с отсутствием в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения; производство по делу об административном правонарушении прекращено со   ссылкой  на   пункт  2  части 1 статьи 24.5 и абзац 2 пункта 1 части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; изъятое оборудование (лототерминалы) возвращено обществу.

Законность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялась.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился прокурор с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный  акт об  удовлетворении    требований о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По мнению подателя жалобы, проверкой установлен факт осуществления обществом лицензируемого вида деятельности при отсутствии специального разрешения; используемое обществом оборудование является игровыми автоматами, при помощи которых проводятся азартные игры под видом стимулирующей лотереи. При таких обстоятельствах наличие лицензии обязательно, а ее отсутствие является основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебного акта, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что решение суда подлежит изменению в части по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, постановлением прокурора от 03.12.2009 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Основанием принятия постановления послужили материалы проверки, проведенной в принадлежащих  обществу  лотерейных  салонах,  расположенных по адресу: г. Элиста, 3-й микрорайон, д. 18 и  8-й микрорайон, Бульвар, д. 61, в которых общество осуществляло официально объявленную деятельность по организации и проведению стимулирующей  лотереи  «Аладдин».

В постановлении прокурора указано, что организованная и проводимая обществом стимулирующая лотерея «Алладин» обладает признаками азартных игр, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2008 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации»  (далее - Закон №  244-ФЗ),  Федеральным   законом от 11.11.2003 № 138-ФЗ  «О лотереях» (далее - Закон о лотереях)

В соответствии со статьями 202 и 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пунктам 1 и 8 статьи 2 Закона о лотереях, лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом. Проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 3 Закона о лотереях стимулирующей является лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.

Таким образом, стимулирующая лотерея должна оформляться выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Из постановления прокурора от 03.12.2009 следует, что требования Закона о лотереях не соблюдены, следовательно, осуществляемая обществом деятельность является не стимулирующей лотереей для повышения спроса на товар, а носит признаки деятельности по  проведению  азартных  игр.

Вместе с тем суд правомерно отказал в удовлетворении требований о привлечении общества к административной ответственности, обоснованно руководствуясь  следующим.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 128-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которой на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом.

Статьей 1 Закона № 128-ФЗ определено, что данный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 Закона № 128-ФЗ.

Согласно статье 3 Закона № 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем: выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

В силу статьи 4 Закона № 244-ФЗ разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - это выдаваемый в соответствии с данным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений; лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах - документ, выдаваемый в соответствии с данным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Статья 16 Закона № 244-ФЗ предусматривает, что имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью  6  статьи 6,  частями  1,  3 - 5  статьи   8,   частями  2 и 3 статьи 15, частью 2 статьи 16 Закона № 244-ФЗ, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения предусмотренного данным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 Закона № 244-ФЗ, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.

Из смысла Закона № 244-ФЗ следует, что выдача лицензий осуществляется только для деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Подпункт 77 пункта 1 статьи 17 Закона № 128-ФЗ, согласно которому деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), подлежит лицензированию, утратил силу с 30.06.2009.

Из анализа приведенных норм права следует, что деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов) не является лицензируемой с 01.07.2009.

В части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Исходя из указанных положений законодательства деятельность по организации и проведению  азартных   игр  вне   игорной  зоны в смысле, который придается Законом   № 244-ФЗ, не может быть квалифицирована по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, вывод суда об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.

Суд правильно применил часть 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  и решил вопрос об изъятом у общества оборудовании (лототерминалы) и находящемся на хранении в УВД по г. Элисте.

В то же время Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает ошибочным вывод суда о необходимости прекращения производства по делу об административном  правонарушении.

В соответствии со статьей 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу о привлечении к административной ответственности принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 Кодекса.

По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Принимая решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд нарушил требования статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в главе 25 Кодекса и федеральном законе об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит изменению в части прекращения производства по делу об административном правонарушении.

В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.12.2009 по делу № А22-2602/2009 изменить, исключив из резолютивной части решения 2 абзац следующего  содержания: «Производство по делу об административном правонарушении, возбужденное прокурором г. Элисты в отношении ООО "Росар" по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить».

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



текст документа сверен по:

файл-рассылка