ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 мая 2007 г. N Ф08-2546/2007

Дело N А61-1060/2006-14

 [Согласно статье 26.1 КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении выяснению
 подлежат наличие события административного правонарушения и виновность лица в его совершении]
(Извлечение)

        

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании заявителя открытого акционерного общества "Электроцинк", заинтересованного лица Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Северная Осетия Алания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Электроцинк" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия Алания от 05.02.07 по делу N А61-1060/2006-14, установил следующее.

ОАО "Электроцинк" (далее общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Северная Осетия Алания (далее управление) от 11.05.06 по делу N 90-06/80 о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее Кодекса).

Решением от 05.02.07 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что непредставление справки о подтверждающих документах является нарушением порядка представления отчетности по валютным операциям и образует состав, предусмотренный частью 6 статьи 15.25 Кодекса. Суд не принял довод общества о том, что доказательства, необходимые для привлечения к административной ответственности, получены с нарушением Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Подлинный экземпляр постановления подписан руководителем управления, поэтому нарушение порядка заверения копии постановления не является безусловным основанием для признания его незаконным. Суд не принял довод общества о нарушении порядка проведения проверки.

Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись. В кассационной жалобе общество просит решение суда отменить. По мнению подателя жалобы, суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального и процессуального права, неверно оценил доводы общества. В действиях общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренный частью 6 статьи 15.25 Кодекса, поскольку справка о подтверждающих документах не является документом учета и отчетности. Управление неверно установило дату наступления у общества обязанности предоставления в банк справки о подтверждающих документах. Процедура привлечения общества к административной ответственности произведена с многочисленными нарушениями законодательства Российской Федерации. Доказательства, указанные в протоколе об административном правонарушении, получены с нарушением закона и не могли использоваться согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса. Руководитель управления Боцоев Р.В. имел личную заинтересованность в принятии оспариваемого постановления. Направленный в адрес общества экземпляр постановления имеет оттиск факсимиле и ненадлежащие реквизиты заверения. Общество полагает, что оригинал постановления также имеет оттиск факсимиле, использование которого на решении о привлечении к административной ответственности и его копиях незаконно. Статья 29.10 Кодекса устанавливает обязанность собственноручного подписания таких документов.

В отзыве на кассационную жалобу управление просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность. В судебном заседании представители сторон повторили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, управление провело проверку общества по вопросам соблюдения валютного законодательства Российской Федерации. В ходе проверки выявлено несоблюдение обществом порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям при исполнении агентского договора от 29.12.04 N 12/2004, заключенного с фирмой "Umcor AG" (Швейцария). Согласно агентскому договору от 29.12.04 N 12/2004 общество (агент) обязалось совершать от своего имени, но за счет принципала (компания "Umcor AG" (Швейцария), действия по отправке на экспорт грузов (цинк металлический, цинково-алюминиевые сплавы, свинец рафинированный) в Турцию, Китай, США, Японию, Корею, Германию, Францию, Нидерланды, Бельгию, Украину. В соответствии с пунктом 2.1.5 договора от 29.12.04 агент обязан представлять фирме "Umcor AG" (принципалу) отчет о выполненной работе не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным. Принципал обязуется возместить агенту его затраты согласно счетов-фактур, предъявляемых агентом.

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 28.04.06 N 10-01-07/967 и принято постановление от 11.05.06 по делу N 90-06/80 о привлечении общества к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса в виде взыскания штрафа в размере 40 тыс. рублей.

По мнению управления, общество не представило справку о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд. На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.03 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее Закон N 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона.

В силу пункта 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 24 и пунктом 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

Согласно пункту 2.1 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.04 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее Положение) в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением, представляет в Банк России, регулирующий порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок (далее банк ПС), документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее подтверждающие документы).

Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению (пункт 2.2 Положения). Резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (пункт 2.4 Положения).

На основании пункта 1.2 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15.06.04 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" резиденты (юридические лица и физические лица, в том числе физические лица индивидуальные предприниматели; далее резиденты) при осуществлении валютных операций в иностранной валюте представляют в уполномоченный банк следующие документы: справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющуюся документом, подтверждающим совершение валютной операции, форма и порядок составления которой приведены в приложении 1 к данной Инструкции; иные документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции, указанные в части 4 статьи 23 Закона (а именно документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них).

Ссылка общества на письма Центрального банка Российской Федерации, согласно которым справка о подтверждающих документах не является документом учета и отчетности, правомерно не принята во внимание судом первой инстанции, поскольку нормативным актом, имеющим большую юридическую силу, установлено иное.

Согласно пункту 1.1 Положения его действие распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории Российской Федерации, за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом.

Таким образом, непредставление справки о подтверждающих документах является нарушением установленного порядка представления отчетности по валютным операциям и влечет ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 15.25 Кодекса. В силу данной нормы несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Наличие установленного предельного срока исполнения обязанности по представлению в уполномоченный банк форм учета и отчетности означает, что правонарушение окончено на следующий день после истечения указанного срока. В соответствии со статьей 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 26.1 Кодекса при производстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и виновность лица в его совершении. При этом в силу статей 65, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Из протокола об административном правонарушении следует, что срок представления справки в уполномоченный банк истек 15.09.05. Общество представило справку 16.12.05. Доводы жалобы о личной заинтересованности руководителя управления Боцоева Р.В. в принятии оспариваемого постановления не подтверждены надлежащими доказательствами. Общество, указывая в кассационной жалобе на незаконность оспариваемого постановления и многочисленные нарушения законодательства Российской Федерации при сборе доказательств и привлечении общества к административной ответственности, фактически выражает свое несогласие с оценкой судом первой инстанции имеющихся в деле доказательств. Однако переоценка доказательств недопустима при производстве по делу в арбитражном суде кассационной инстанции.

При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

        

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия Алания от 05.02.07 по делу N А61-1060/2006-14 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

                                    

текст документа сверен по:

файл-рассылка