ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 декабря 2005 г. N Ф08-6050/2005

Дело N А18-912/05

[Органы местного самоуправления не имеют полномочий на распоряжение
землями, предоставленными в пользование железным дорогам. Кадастровые планы
не являются ненормативными актами, так как не создают для юридического лица каких-
либо прав и обязанностей, соответственно не нарушают его права и законные интересы в
сфере предпринимательской и иной экономической деятельности]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие истца Министерства имущественных отношений Республики Ингушетия, ответчиков: администрации г. Назрань, администрации г. Карабулак, Федерального государственного управления "Земельная кадастровая палата" по Республике Ингушетия, Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Ингушетия, открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - минераловодского отделения структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - минераловодского отделения структурного подразделения СевероКавказской железной дороги на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от  16.08.05 по делу N А18-912/05, установил следующее.

Министерство имущественных отношений Республики Ингушетия (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации г. Назрань, администрации г. Карабулак, Федеральному государственному управлению "Земельная кадастровая палата" по Республике Ингушетия (далее кадастровая палата), Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Ингушетия (далее - управление), ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала - минераловодского отделения структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги (далее - общество) о признании недействительными постановления администрации г. Карабулак от 20.12.02 N 145 "О предоставлении земель в постоянное пользование ФГУП СКЖД", постановления администрации г. Назрань от 20.12.02 N 417 "О предоставлении земель в постоянное пользование ФГУП СКЖД", свидетельства о государственной регистрации права Российской Федерации на земельные участки 06-АА N 003246, 06-АА N 003247, выданные 22.05.03 Управлением Республики Ингушетия по регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - свидетельства о праве собственности), результатов кадастрового учета земельных участков (кадастровые планы от 25.12.02 N 3-02/02-196, от 26.12.02 N  3-05/02-158, N 3-03/02-068). Исковое заявление мотивировано тем, что земельные участки полосы отвода железной дороги закреплены за обществом без учета изменения состава землепользователей в пределах границ полосы отвода.

Решением от 16.08.05 суд признал недействительными постановление администрации г. Карабулак Республики Ингушетия от  20.12.02 N 145 "О предоставлении земель в постоянное пользование ФГУП СКЖД", пункты 2, 3, 4, 5 постановления администрации г. Назрань от  20.12.02 N 417 "О предоставлении земель в постоянное пользование ФГУП СКЖД", свидетельство о государственной регистрации права на земельные участки 06-АА N 003246, 06-АА N 003247, результаты кадастрового учета земельных участков (кадастровые планы от 25.12.02 N 3-02/02-196, от  26.12.02 N 3-05/02-158, N 3-03/02-068). Решение мотивировано тем, что оспариваемые акты вынесены без учета интересов землепользователей, которым предоставлены участки в границах полосы отвода железной дороги.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось. В кассационной жалобе общество просит отменить решение и отказать в удовлетворении иска. Заявитель указывает, что при проведении инвентаризации использованы материалы 1985 года по оформлению землепользования СКЖД - план восстановления границ землепользования Грозненской дистанции пути СКЖД и государственный акт на право пользования землей по Сунженскому району от 26.01.84. При проведении инвентаризации учтены участки, предоставленные в границах полосы отвода другим землепользователям, поэтому у суда отсутствовали основания для признания недействительными свидетельств о регистрации права собственности на земельные участки полосы отвода железной дороги.

Участвующие в деле лица не представили отзывов на жалобу. Кадастровая палата направила телеграмму, в которой заявила  ходатайство о рассмотрении жалобы без участия своего представителя. Поскольку отсутствие кадастровой палаты в судебном заседании не препятствует рассмотрению жалобы, суд кассационной инстанции считает, что ходатайство подлежит удовлетворению на основании пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и доводы жалобы, считает, что решение суда подлежит частичной отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, постановлением администрации г. Карабулак от 20.12.02 N 145 для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта ФГУП СКЖД в постоянное пользование предоставлены земельные участки общей площадью 68,55 га (л. д. 39). Постановлением администрации г. Назрань от 20.12.02 N 417 утверждены материалы инвентаризации земель полосы отвода и в постоянное пользование ФГУП СКЖД предоставлены земельные участки полосы отвода железной дороги общей площадью 123,97 га (л. д. 41).

В письме от 30.04.03 N 47 кадастровая палата просила управление приостановить регистрацию прав на спорные участки в связи с выяснением несоответствия сведений, предоставленных при кадастровом учете вновь образуемых земельных участков и сведений о ранее учтенных земельных участках, расположенных в границах земель ФГУП СКЖД (л. д.  28). Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 18.06.01 N 78- ФЗ "О землеустройстве" инвентаризация земель проводится для уточнения или установления местоположения объектов землеустройства, их границ (без закрепления на местности), выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ.

Таким образом, утвержденные материалы инвентаризации земель являются основанием для возможности перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию.

В соответствии с пунктом 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью. Из данной нормы следует, что органы местного самоуправления не имеют полномочий на распоряжение землями, предоставленными в пользование железным дорогам.

При указанных обстоятельствах суд правомерно признал недействительными постановление администрации г. Карабулак от 20.12.02 N 145 и постановление администрации г. Назрань от 20.12.02 N 417. В этой части решение суда является законным.

Согласно статье 2 Федерального Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право на недвижимое имущество. Заявив требования о признании недействительными свидетельств о праве собственности, истец фактически оспорил зарегистрированное право, поэтому при рассмотрении данного требования суду следует привлечь к участию в деле Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Решение суда в указанной части подлежит отмене.

При рассмотрении требований о признании недействительными результатов кадастрового учета земельных участков (кадастровых планов от 25.12.02 N 3-02/02-196, от 26.12.02 N 3-05/02-158 и N 3-03/02-068) суд нарушил нормы процессуального права, определяющие подведомственность споров арбитражному суду.

В соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд рассматривает дела о признании недействительными ненормативных актов. Кадастровые планы не являются ненормативными актами, так как не создают для юридического лица каких-либо прав и обязанностей, соответственно не нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Спор о признании недействительными кадастровых планов не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку ему не подведомствен. В связи с этим производство по делу в части признании недействительными кадастровых планов подлежит прекращению на основании статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При новом рассмотрении дела суду необходимо проверить доводы истца о проведении инвентаризации с использованием материалов 1985 года и установить, учитывалось ли при проведении инвентаризации нахождение на спорном участке других пользователей.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 16.08.05 по делу N А18- 912/05 отменить в части признания недействительными свидетельств от 22.05.03 о государственной регистрации права Российской Федерации на земельные участки 06-АА N 003246, 06-АА N  003247, выданных Управлением Республики Ингушетия по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, дело в этой части направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 16.08.05 по делу N А18-912/05 отменить в части признания недействительными результатов кадастрового учета земельных участков (кадастровых планов от 25.12.02 N 3-02/02-196, от 26.12.02 N 3-05/02-158 и N 3-03/02-068), производство по делу в этой части прекратить.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:

файл-рассылка