ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июня 2003 года Дело N А13-9815/02-14


[Неправомерное несообщение лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщать налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст.126 НК РФ, влечет взыскание штрафа]      

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кирейковой Г.Г., судей: Асмыковича А.В., Ломакина С.А., рассмотрев 10.06.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Вологодскому району Вологодской области на решение от 21.01.2003 (судья Виноградова Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 19.03.2003 (судьи: Флегонтов В.Д., Хвостов Е.А., Маганова Т.В.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-9815/02-14, установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Вологодскому району Вологодской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с администрации Марковского сельского совета Вологодского муниципального района Вологодской области (далее - Администрация) 1000 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Решением арбитражного суда от 21.01.2003 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 19.03.2003 решение от 21.01.2003 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты и принять новое решение о взыскании штрафа. По мнению подателя жалобы, суд при рассмотрении дела не принял во внимание, что администрации сельских советов на основании Закона Российской Федерации от 19.07.68 "О сельском, поселковом Совете депутатов трудящихся РСФСР" осуществляют регистрацию актов гражданского состояния до момента, когда субъектами Российской Федерации будут решены вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения от 21.01.2003 и постановления апелляционной инстанции от 19.03.2003 проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как видно из материалов дела, Администрация 02.07.2002 направила в налоговый орган сведения о регистрации двух фактов смерти физических лиц с пропуском срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 85 НК РФ.

Проверив представленные ответчиком документы, налоговый орган сделал вывод о нарушении Администрацией требований Налогового кодекса Российской Федерации и 18.11.2002 принял решение N 11 о привлечении ее к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 129.1 НК РФ в виде взыскания 1000 руб. штрафа за несвоевременное сообщение в налоговые органы сведений о фактах смерти физических лиц.

В требовании от 18.11.2002 N 11 ответчику предложено уплатить штраф до 25.11.2002. В связи с неуплатой суммы штрафа в добровольном порядке Инспекция обратилась с заявлением в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций указали, что Инспекция необоснованно привлекла Администрацию к налоговой ответственности, поскольку последняя не является органом, осуществляющим записи актов гражданского состояния, а следовательно, событие вменяемого налоговым органом ответчику правонарушения отсутствует.

Кассационная инстанция считает вывод судов правомерным и отвечающим требованиям действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать о фактах рождения или смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных фактов.

Согласно пункту 1 статьи 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации это лицо должно сообщать налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" от 15.11.97 N 143-ФЗ государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния (далее - ЗАГС), образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании названного Федерального закона.

Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.95 N 154-ФЗ (далее - Закон N 154-ФЗ) установлено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Судами обеих инстанций дана оценка доводу Инспекции о том, что полномочия Администрации регистрировать акты гражданского состояния следуют из Закона Российской Федерации от 19.07.68 "О сельском, поселковом Совете депутатов трудящихся РСФСР". При этом суды правомерно указали на то, что названный Закон утратил силу в связи с принятием Закона Российской Федерации от 06.07.91 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (далее - Закон N 1550-1). Вместе с тем согласно части первой статьи 56 Закона N 154-ФЗ полномочия поселковой, сельской администрации регистрировать акты гражданского состояния, предусмотренные пунктом 9 статьи 54 Закона N 1550-1, действовали до принятия субъектами Российской Федерации законов о разграничении предметов ведения муниципальных образований.

Законом Вологодской области от 21.07.97 N 178-О3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями" органы местного самоуправления не наделены полномочиями по регистрации актов гражданского состояния.

Из приведенных норм не следует, что Администрация регистрирует акты гражданского состояния. То обстоятельство, что сведения о фактах регистрации актов гражданского состояния переданы в Инспекцию не органами ЗАГС, а Администрацией, не является основанием для привлечения ее к налоговой ответственности.

Таким образом, решение налогового органа о привлечении ответчика к налоговой ответственности является незаконным и не может служить основанием для удовлетворения заявления Инспекции о взыскании налоговой санкции.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает судебные акты законными и обоснованными, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 21.01.2003 и постановление апелляционной инстанции от 19.03.2003 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-9815/02-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Вологодскому району Вологодской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
Г.Г.Кирейкова

Судьи:
А.В.Асмыкович
С.А.Ломакин

Текст документа сверен по:

рассылка