ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 февраля 2009 года Дело N А73-7546/2008-99

N 06АП-А73/2008-2/3353

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2009 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего Карасева В.Ф.,

Судей: Меркуловой Н.В., Михайловой А.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рева Т.В. при участии в судебном заседании: от федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия «Рощино» Дальневосточного военного округа Министерства обороны Российской Федерации: не явился; от администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края: не явился; от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю: не явился; рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края на решение от 08.08.2008

по делу N А73-7546/2008-99 Арбитражного суда Хабаровского края дело рассматривал судья Леонов Д.В

. по заявлению федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия «Рощино» Дальневосточного военного округа Министерства обороны Российской Федерации к администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю о признании незаконным бездействия

Решением Арбитражного суда Хабаровского края удовлетворено заявление федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия «Рощино» Дальневосточного военного округа Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУСП «Рощино», предприятие) о признании незаконным бездействия администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, выразившегося в непринятии в муниципальную собственность Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края тепловой сети, расположенной по адресу Хабаровский край, Хабаровский район, с. Рощино, ул. Юбилейная в границах здания 1-9; от дома N 9 вдоль по ул. Юбилейная до насосной; по ул. Майской от дома N 4 до КН; по ул. Октябрьской от дома N 1 до дома N 1 по ул. Майской; по ул. Дачной от дома N 1 до бани; от бани до ул. Октябрьской в границах зданий 3-4; по ул. Ясной в границах зданий 1-13; вдоль ул. Ясной до магазина (далее - тепловая сеть).

Не согласившись с решением суда, администрация Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация) обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.

По ходатайству администрации производство по апелляционной жалобе приостанавливалось до рассмотрения Арбитражным судом Хабаровского края заявления администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края об оспаривании распоряжения от 30.01.2008 N 77 «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУСХП «Рощино» Министерства обороны Российской Федерации, в собственность муниципального образования «Корсаковское сельское поселение Хабаровского муниципального района Хабаровского края» по делу N А73-9950/2008-63. В связи с вступлением в законную силу решения суда от 31.10.2008 по делу N А73-9950/2008-63 производство по апелляционной жалобе возобновлено.

Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, но своих представителей для участия в нем не направили.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд установил следующее.

30.01.2008 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю (далее - ТУФАУФИ по Хабаровскому краю, Территориальное управление) принято распоряжение N 77 «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным сельскохозяйственным предприятием «Рощино» Министерства обороны Российской Федерации, в собственность муниципального образования «Корсаковское сельское поселение Хабаровского муниципального района Хабаровского края» (л.д. 12-14).

Согласно названному распоряжению в собственность муниципального образования передается федеральное имущество, в отношении которого прекращается право хозяйственного ведения ФГУСП «Рощино». В соответствии с приложением к распоряжению от 30.01.2008 N 77 в муниципальную собственность подлежит передаче тепловая сеть, расположенная по адресу: Хабаровский край, с. Рощино, по ул. Юбилейная в границах здания 1-9; от дома N 9 вдоль ул. Юбилейной до насосной; по ул. Майской от дома N 4 по КН; по ул. Октябрьской от дома N 1 до дома N 1 по ул. Майской; по ул. Дачной от дома N 1 до бани; от бани до ул. Октябрьской в границах зданий 3-4; по ул. Ясной в границах зданий 1-13; вдоль ул. Ясной до магазина.

Пунктами 5, 6, 7 названного распоряжения установлено, что в случае, если в течение трех недель с момента издания распоряжения акт приема-передачи не подписан и (или) не представлен муниципальным образованием «Корсаковское сельское поселение Хабаровского муниципального района Хабаровского края» в Территориальное управление, акт приема-передачи утверждается ТУФАУФИ по Хабаровскому краю в одностороннем порядке. Право собственности муниципального образования возникает с момента утверждения акта приема-передачи.

В связи с тем, что в установленный в распоряжении от 30.01.2008 N 77 срок акт приема-передачи тепловой сети не был подписан и представлен администрацией Территориальному управлению, указанный акт был утвержден ТУФАУФИ по Хабаровскому краю в одностороннем порядке 03.03.2008 (л.д. 18).

Поскольку администрация не проводила мероприятия по подготовке тепловой сети к отопительному сезону, а на ФГУСП «Рощино» Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края и Межрегиональным территориальным управлением технологического и экологического надзора по Дальневосточному федеральному округу возложена обязанность совершить названные действия, предприятие обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным бездействие администрации и обязать администрацию принять в муниципальную собственность тепловую сеть.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции установил, что тепловая сеть является объектом инфраструктуры села Рощино и предназначена для снабжения теплом его жителей, в связи с чем, в силу статей 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» названное имущество отнесено к муниципальной собственности. Кроме того, суд установил, что фактические действия по принятию тепловой сети в муниципальную собственность администрацией не совершены, необходимый ремонт, подготовка тепловой сети к отопительному сезону не осуществляются. Вместе с тем, бездействие администрации нарушает права ФГУСП «Рощино» в сфере экономической деятельности, поскольку предприятие вынуждено нести обязанность по подготовке тепловой сети к отопительному сезону 2008-2009. Установив названные обстоятельства, суд первой инстанции удовлетворил требования ФГУСП «Рощино».

Возражая против решения суда первой инстанции, администрация Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края указала, что распоряжение ТУФАУФИ по Хабаровскому краю от 30.01.2008 N 77 не является законным, поскольку принято без учета мнения администрации относительно передачи тепловой сети в собственность муниципального образования. Это обстоятельство, по мнению администрации, противоречит положениям части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П.

Апелляционный оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установил.

Как следует из акта приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУСП «Рощино», передаваемого в собственность муниципального образования «Корсаковское сельское поселение Хабаровского муниципального района Хабаровского края» (л.д. 18), оформленного во исполнение распоряжения от 30.01.2008 N 77, названный акт подписан директором ФГУСП «Рощино» 01.02.2008 и утвержден руководителем ТУФАУФИ по Хабаровскому краю 03.03.2008 в соответствии с пунктами 5, 6 распоряжения от 30.01.2008 N 77.

В связи с этим, в соответствии с пунктом 7 названного распоряжения право собственности муниципального образования «Корсаковское сельское поселение Хабаровского муниципального района Хабаровского края» на тепловую сеть возникло с 03.03.2008.

Абзацами 27, 28 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусмотрено, что муниципальное образование, в собственность которого передано имущество, несет бремя его содержания с даты возникновения права собственности.

Между тем, согласно письму администрации от 18.02.2008 N 73/1-18 (л.д. 15-16) вопрос о приеме тепловой сети в собственность муниципального образования будет решен после получения документов (выписки из реестра федерального имущества; выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество; согласия ФГУСП «Рощино»; копии устава предприятия; выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении предприятия; справки организации, осуществляющей государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов о технических характеристиках и адресах предлагаемого к передаче объекта; кадастровой карты земельного участка, на котором расположено передаваемое имущество; документов, подтверждающих фактическое использование предлагаемого к передаче имущества; согласия Министерства обороны Российской Федерации на передачу имущества).

Актом государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 18.04.2008 N 3-106/40 (л.д. 27-28), протоколом от 22.05.2008 N 3-66/40 (л.д. 82-83) подтверждается, что в доме N 11 «б» по ул. Юбилейная в с. Рощино в погребе находится вода, в распределительном узде теплотрассы, которая проходит мимо названного дома, видна течь горячей воды.

03.07.2008 государственным инспектором Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора по Дальневосточному федеральному округу составлен акт N 373-04-09/10-Ц (л.д. 70-72), которым установлено, что на тепловые сети с. Рощино отсутствуют технические паспорта, техническая документация, нет графика ремонта и подготовки тепловых сетей к прохождению осеннее-зимнего периода 2008-2009, по улицам Дачная, Юбилейная, Октябрьская участок теплотрассы требует ремонта, необходимо провести ремонт или частичную замену запорной арматуры на вводе в село и ответвлениях на ул. Майская и ул. Юбилейная, на врезках по ул. Юбилейная, ул. Майская, ул. Октябрьская, на тепловых вводах жилых домов по ул. Юбилейная и ул. Дачная, необходимо провести промывку трубопроводов тепловой сети, восстановить теплоизоляцию на трубопроводах тепловой сети по ул. Юбилейная, ул. Майская, необходимо восстановить контрольные точки на тепловой сети для контроля параметров.

Таким образом, несмотря на то, что право собственности муниципального образования «Корсаковское сельское поселение Хабаровского муниципального района Хабаровского края» на тепловую сеть возникло 03.03.2008, администрация действия по принятию и содержанию тепловой сети не произвела. Доказательства обратного ею суду не представлены.

Изложенное свидетельствует о нарушении администрацией части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Подлежат отклонению доводы администрации о том, что передача в муниципальную собственность тепловой сети является незаконной, поскольку не получено согласие на это муниципального образования.

Статьей 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, регламентирующей порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную, не предусмотрено получение согласия на передачу имущества от муниципального образования.

Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.12.2007 N 828-О-П указал, что положения пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «предполагают - в системе действующего правового регулирования - необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий». Таким образом, в Определении от 04.12.2007 N 828-О-П речь идет не о передаче объекта, который отнесен законом к муниципальной собственности, а о передаче любого федерального имущества, для предотвращения передачи объектов, в которых, по мнению органа местного самоуправления, нет необходимости для осуществления им полномочий.

Как следует из текста распоряжения от 30.01.2008 N 77, в собственность муниципального образования передана тепловая сеть села Рощино.

Приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» установлено, что жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры, к которым относится и тепловая сеть, являются муниципальной собственностью независимо от того, на чьем балансе они находятся.

При этом, подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также уставом Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (л.д. 73-75) к вопросам местного значения поселения отнесена организация в его границах теплоснабжения населения.

Таким образом, обязанность принятия имущества, передаваемого из федеральной собственности в собственность муниципального образования, и обязанность нести бремя содержания такого имущества предусмотрена законом.

Вместе с тем, бездействие администрации приводит к тому, что на ФГУСП «Рощино» возлагается обязанность по содержанию тепловой сети: подготовке ее к отопительному сезону, устранению неполадок, разработку технической документации, о чем свидетельствует предписание Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора по Дальневосточному федеральному округу (л.д. 71).

Однако, как следует из Устава предприятия (л.д. 45-55) ФГУСП «Рощино» осуществляет деятельность в целях выполнения государственного оборонного заказа по производству сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг для нужд Вооруженных сил Российской Федерации, а также удовлетворения других общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли. Таким образом, содержание тепловой сети не отвечает предмету деятельности предприятия. В связи с этим, необходимость нести расходы на содержание тепловой сети нарушает экономические интересы предприятия.

Таким образом, апелляционным судом установлено, что бездействие администрации не соответствует части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и нарушает права и законные интересы ФГУСП «Рощино» в сфере экономической деятельности, что в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет признание такого бездействия незаконным.

Проверив законность оспариваемого решения, апелляционный суд оснований к его изменению или отмене, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установил.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08 августа 2008 года по делу N А73-7546/2008-99 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу в день принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.

     Председательствующий
В.Ф.Карасев
Судьи
Н.В.Меркулова
А.И.Михайлова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка