СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 марта 2022 года Дело N 22-430/2022

"01" марта 2022 года г. Самара

Судебная коллегия по уголовным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего судьи Воложанинова Д.В.,

судей: Корепина В.А., Гадельшиной Ю.Р.,

при секретаре Олейник Н.О.,

с участием: прокурора отдела прокуратуры Самарской области Степанова В.А.,

защитников-адвокатов Тараборина Д.А., Трофимова А.В., Михеева Т.Е.,

осужденных Авдарова О.Н., Авдарова Ш.Н., Чоботаря С.С.,

переводчика Абилова Н.Д.у.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление заместителя прокурора Промышленного района г. Самары Дубкова В.С., апелляционные жалобы адвокатов Тараборина Д.А. и Трофимова А.В. на приговор Промышленного районного суда г. Самары от 15 мая 2021 года, которым:

Авдаров О.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <данные изъяты>

осужден по ч.3 ст.30, п.п. "а, б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (152 преступления) к наказанию в виде лишения свободы сроком на 8 лет 1 месяц за каждое преступление, по ч.3 ст.30, п. "а" ч.3 ст. 228.1 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 8 лет, по ч.3 ст. 30, ч.5 ст. 228.1 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 12 лет.

В соответствии с ч.2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний Авдаров О.Н. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 14 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Авдаров Ш.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец г. <данные изъяты>

осужден по ч.3 ст.30, п.п. "а, б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (152 преступления) к наказанию в виде лишения свободы сроком на 8 лет 1 месяц за каждое преступление, по ч.3 ст.30, п. "а" ч.3 ст. 228.1 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 8 лет, по ч.3 ст. 30, ч.5 ст. 228.1 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 12 лет.

В соответствии с ч.2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний Авдаров Ш.Н. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 14 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Чоботарь С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец г. <данные изъяты>

осужден по ч.3 ст.30, п.п. "а, б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (152 преступления) к наказанию в виде лишения свободы сроком на 5 лет 2 месяца за каждое преступление, по ч.3 ст.30, п. "а" ч.3 ст. 228.1 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 5 лет, по ч.3 ст. 30, ч.5 ст. 228.1 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 7 лет 4 месяца.

В соответствии с ч.2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний Чоботарь С.С. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 8 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Мера пресечения Авдаров О.Н., Авдаров Ш.Н. и Чоботарь С.С. оставлена в виде заключения под стражу.

Наказание всем осужденным исчислено со дня вступления приговора в законную силу.

В соответствии с п.а ч.3.1 ст. 72, ч.3.2 ст. 72 УК РФ зачтено время содержания под стражей из расчета 1 день содержания под стражей за 1 день отбывания наказания в колонии строгого режима: Авдаров О.Н., Авдаров Ш.Н. и Чоботарь С.С. со ДД.ММ.ГГГГ до вступления приговора в законную силу.

Приговором суда разрешена судьба вещественных доказательств.

Заслушав доклад судьи Воложанинов Д.В., осужденного Авдаров О.Н. и адвоката Трофимова А.В. в поддержание доводов своей апелляционной жалобы, осужденного Авдаров Ш.Н. и адвоката Тараборина Д.А. в поддержание доводов своих апелляционных жалоб, осужденного Чоботарь С.С. Михеева Т.Е., полагавших приговор суда оставить без изменения, мнение прокурора Степанова В.А. в поддержание доводов апелляционного представления, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Чоботарь С.С., Авдаров О.Н. и Авдаров Ш.Н. признаны виновными в совершении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> 152 покушений на незаконной сбыт наркотических средств в значительном размере группой лиц по предварительному сговору, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет").

Чоботарь С.С., Авдаров О.Н. и Авдаров Ш.Н. признаны виновными в совершении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> 1 покушения на незаконной сбыт наркотических средств группой лиц по предварительному сговору, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет").

Чоботарь С.С., Авдаров О.Н. и Авдаров Ш.Н. признаны виновными в совершении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> 1 покушения на незаконной сбыт наркотических средств и психотропных веществ в особо крупном размере группой лиц по предварительному сговору, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет").

Преступления совершены Авдаровым О.Н., Авдаровым Ш.Н. и Чоботарь С.С. при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

В апелляционном представлении с дополнением заместитель прокурора Промышленного района г. Самары Дубков В.С. с приговором суда не согласен, считает его незаконным в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, нарушением УПК РФ, неправильным применением уголовного закона и несправедливостью приговора.

В обоснование своих доводов ссылается, что суд необоснованно применил положения ч.1 ст. 62 УК РФ при назначении наказания Чоботарь С.С. за совершение преступления, предусмотренного ч.5 ст. 228.1 УК РФ, санкцией которого предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы.

Отмечает, что в соответствии с ч.3 ст. 62 УК РФ положения ч.1 ст. 62 УК РФ не применяются, если соответствующей статьей Особенной части УК РФ предусмотрены пожизненное лишение свободы или смертная казнь.

Полагает, что вопреки требованиям п.2 ч.1 ст. 307 УПК РФ выводы суда, изложенные в описательно-мотивировочной части приговора, недостаточно мотивированы.

По мнению автора представления, Чоботарь С.С. и Авдаровы совершили действия, направленные на сбыт наркотических средств с использованием информационно-коммуникационных сетей (включая сеть Интернет), Авдаровы разложили закладки, сообщив об этом Чоботарь С.С., который до задержания разместил данные о месте нахождения 22 закладок, что свидетельствует о том, что действия, составляющие часть объективной стороны сбыта наркотических средств, каждым из участников группы были выполнены в рамках достигнутых между ними договоренностей.

Считает, что факт того, что никто из потребителей ими не заинтересовался и не приобрел, не свидетельствует о необходимости квалификации действия подсудимых как покушения на преступление, поэтому не согласен с переквалификацией судом их действий.

Просит приговор суда в отношении Чоботарь С.С., Авдаров О.Н. и Авдаров Ш.Н. отменить, уголовное дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.

В апелляционной жалобе с дополнением адвокат Тараборин Д.А., действующий в защиту интересов осужденного Авдаров Ш.Н., с приговором суда не согласен, поскольку он основан на недопустимых доказательствах, выводы суда носят предположительный характер и не подтверждаются исследованными доказательствами.

В обоснование доводов жалобы ссылается, что в приговоре отсутствуют всякие доказательства того, что Авдаров Ш.Н. был знаком с Чоботарь С.С., общался с ним лично, по телефону либо посредством сети Интернет, что подтверждается: показаниями Чоботарь С.С., который узнал об его существовании только после возбуждения уголовного дела; показаниями Авдаров О.Н. о том, что его брат Авдаров Ш.Н. в преступлениях, связанных с распространением наркотических средств, участия не принимал; протоколом осмотра ноутбука, изъятого у Чоботарь С.С., использовавшегося в преступной деятельности, и сотового телефона, изъятого у Авдаров Ш.Н., которым установлено отсутствие контактов между ними.

Обращает внимание, что само по себе отсутствие сведений относительно имени, под которым Авдаров Ш.Н. якобы был зарегистрирован в программе-мессенджере "Telegram", в силу положений ст. 14 УПК РФ свидетельствует о предположительных выводах суда о регистрации под неустановленным именем.

Полагает, что выводы суда о совершении Чоботарь С.С., Авдаровым О.Н. и Авдаровым Ш.Н. 152 покушений на незаконный сбыт наркотических средств с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), в значительном размере, не основаны на исследованных судом доказательствах.

Указывает, что в изъятом у Чоботарь С.С. ноутбуке были обнаружены сведения и фотографии, содержащие информацию о местах закладок с наркотическим средством, однако в изъятом у Авдаров Ш.Н. сотовом телефоне "Самсунг" и во время обыска в его жилище не было обнаружено никаких сведений об его участии ни одном из 152 вменяемых ему эпизодов преступлений, в том числе фотографий с адресами тайников-закладок.

Приводит довод о том, что свидетели не дали никаких показаний о причастности Авдаров Ш.Н. к совершению указанных преступлений.

Отмечает, что сведения об адресах закладок с наркотическим средством и банковских картах, на которые должны перечисляться денежные средства за размещение закладок, направлялись Чоботарь С.С. посредством мессенджера "Телеграмм" от одного и того же отправителя с одним и тем же именем, доказательств поступления данной информации от разных отправителей, в том числе Авдаров Ш.Н., суд в приговоре не привел.

Приходит к выводу о том, что само по себе поступление денежных средств на расчетный счет Авдаров Ш.Н. не свидетельствует о том, что он принимал участие в сбыте наркотических средств посредством тайников-закладок, учитывая показания Авдаров О.Н. о временном использовании банковской карты брата, показания Чоботарь С.С. о выкупе тайника-закладки потребителем в течение одной недели, а также поступления последнего платежа ДД.ММ.ГГГГ при задержании его подзащитного ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылается на отсутствие случаев перевода денежных средств с расчетного счета Чоботарь С.С. на расчетные счета Авдаров Ш.Н. или Авдаров О.Н., не установление владельцев киви-кошельков, с которых производились начисления.

Отмечает, что в протоколе осмотра телефона "<данные изъяты> изъятого в ходе обыска в жилище Авдаров О.Н., в котором обнаружено сообщение с адресом закладки по <адрес>, ошибочно указано о принадлежности телефона Авдаров Ш.Н.

Делает вывод об отсутствии доказательств причастности Авдаров Ш.Н. к хранению и расфасовке наркотических средств, изъятых в жилище его брата по адресу: <адрес>.

Даже допущение, что часть вещества, содержащего наркотическое средством N-метилэфедрон, массой не менее 9,07 гр. Авдаров Ш.Н. в период с <данные изъяты> до <данные изъяты> минут ДД.ММ.ГГГГ поместил в левый боковой карман своей олимпийки, не подтверждает, что ему было известно о хранении оставшейся части данного наркотического средства массой не менее 298,02 гр. в жилище его брата.

Приходит к выводу о том, что доказательств охвата умыслом Авдаров Ш.Н. хранения наркотического средства N-<данные изъяты> массой не менее 298,02 гр. в приговоре не приведено.

Приводит показания Авдаров О.Н., согласно которым наркотическое средство N-<данные изъяты> массой 82,12 гр., найденное в кармане его джинсовых брюк ДД.ММ.ГГГГ, он непосредственно перед задержанием изъял из тайника-закладки вместе с упаковочным материалом, что подтверждается протоколом осмотра изъятых у него сотовых телефонов, в которых обнаружена фотография с местом расположения той самой закладки.

По мнению автора жалобы, наркотические средства, обнаруженные в кармане брюк А.А.Н. и по месту его жительства, обнаруженные в олимпийке и в кармане брюк Авдаров О.Н., никогда не составляли единого целого.

Указывает на принадлежность олимпийки, найденной в автомобиле "<данные изъяты>" и в которой были обнаружены наркотические средства, Авдаров О.Н., что подтверждается его показаниями и показаниями Авдаров Ш.Н.

Оспаривает содержание акта исследования предметов одежды Авдаров Ш.Н. и показания свидетелей о пояснениях последнего о принадлежности ему олимпийки, поскольку отсутствие защитника влечет недопустимость данных доказательств.

Также полагает, что при проведении исследования предметов одежды Авдаров Ш.Н. были нарушены требования закона, поскольку без судебного решения фактически был незаконно проведен личный обыск или личный досмотр, во время которого его подзащитного обманом заставили взять в руки олимпийку, принадлежащую его брату, изъятую без составления отдельного протокола в соответствии с нормами УПК РФ.

По мнению защитника, что в акте исследования не отражен порядок совершения процессуальных действий, Авдаров Ш.Н. не разъяснялись права, в том числе воспользоваться услугами адвоката, хотя он фактически обладал статусом подозреваемого, чем грубо нарушены его права и положения п. "c" ч.3 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Приводя показания Авдаров Ш.Н. о не владении им русским языком, считает, что при проведении исследования предметов одежды право на переводчика ему не разъяснялось, отказ от переводчика надлежащим образом не зафиксирован, в связи с чем он не мог понимать характер совершаемых с ним процессуальных действий, не имел возможности указать на то, что олимпийка, в которой были найдены наркотические средства, ему не принадлежит.

Оспаривает вывод суда о том, что Авдаров Ш.Н. в достаточном объеме владел русским языком, как основанный на предположении и опровергаемый постановлением суда о предоставлении ему переводчика.

Делает вывод о недопустимости доказательств, полученных при производстве исследования предметов одежды Авдаров Ш.Н., в том числе акта, наркотических средств, протокола получения образцов для сравнительного исследования и всех производных от них доказательств.

Взаимодействие Авдаров Ш.Н. с наркотическим средством объясняет взаимодействием с братом Авдаровым О.Н., который развешивал их и хранил в своей олимпийке, или предметами, которых он касался.

Кроме того указывает на несправедливость назначенного Авдаров Ш.Н. наказания, которое является чрезмерно строгим и подлежит смягчению, поскольку непризнание вины не может влечь более строгое наказание.

Просит приговор суда в отношении Авдаров Ш.Н. отменить, постановить в отношении него оправдательный приговор.

В апелляционной жалобе с дополнением адвокат Трофимов А.В., действующий в защиту интересов осужденного Авдаров О.Н., с приговором суда не согласен, поскольку он основан на недопустимых доказательствах, выводы суда носят предположительный характер и не подтверждаются исследованными доказательствами.

В обоснование доводов жалобы ссылается, что в приговоре отсутствуют всякие доказательства того, что Авдаров О.Н. был знаком с Чоботарь С.С., общался с ним лично, по телефону либо посредством сети Интернет, что подтверждается: показаниями Чоботарь С.С., который узнал об его существовании только после возбуждения уголовного дела; протоколом осмотра ноутбука, изъятого у Чоботарь С.С., использовавшегося в преступной деятельности, и сотового телефона, изъятого у Авдаров О.Н., которым установлено отсутствие контактов между ними.

Обращает внимание, что само по себе отсутствие сведений относительно имени, под которым Авдаров О.Н. якобы был зарегистрирован в программе-мессенджере "<данные изъяты> в силу положений ст. 14 УПК РФ свидетельствует о предположительных выводах суда о регистрации под неустановленным именем.

Полагает, что выводы суда о совершении Чоботарь С.С., Авдаровым О.Н. и Авдаровым Ш.Н. 152 покушений на незаконный сбыт наркотических средств с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), в значительном размере, не основаны на исследованных судом доказательствах.

Указывает, что в изъятом у Чоботарь С.С. ноутбуке были обнаружены сведения и фотографии, содержащие информацию о местах закладок с наркотическим средством, однако в изъятом у Авдаров О.Н. сотовом телефоне не было обнаружено никаких сведений об его участии ни одном из 152 вменяемых ему эпизодов преступлений, в том числе фотографий с адресами тайников-закладок.

Приводит довод о том, что свидетели не дали никаких показаний о причастности Авдаров О.Н. к совершению указанных преступлений.

Отмечает, что сведения об адресах закладок с наркотическим средством и банковских картах, на которые должны перечисляться денежные средства за размещение закладок, направлялись Чоботарь С.С. посредством мессенджера "Телеграмм" от одного и того же отправителя с одним и тем же именем, доказательств поступления данной информации от разных отправителей, в том числе Авдаров О.Н., суд в приговоре не привел.

Приходит к выводу о том, что само по себе поступление денежных средств на расчетный счет Авдаров О.Н. не свидетельствует о том, что он принимал участие в сбыте наркотических средств посредством тайников-закладок, учитывая показания Чоботарь С.С. о выкупе тайника-закладки потребителем в течение одной недели, а также поступления последнего платежа ДД.ММ.ГГГГ при задержании его подзащитного ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылается на отсутствие случаев перевода денежных средств с расчетного счета Чоботарь С.С. на расчетные счета Авдаров Ш.Н. или Авдаров О.Н., не установление владельцев киви-кошельков, с которых производились начисления.

Приводит показания Авдаров О.Н., согласно которым наркотическое средство <данные изъяты> массой 82,12 гр., найденное в кармане его джинсовых брюк ДД.ММ.ГГГГ, он непосредственно перед задержанием изъял из тайника-закладки вместе с упаковочным материалом, что подтверждается протоколом осмотра изъятых у него сотовых телефонов, в которых обнаружена фотография с местом расположения той самой закладки.