САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 11 марта 2022 года Дело N 3а-831/2022

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при секретаре Мешковой Е.В.

с участием прокурора Семдяновой Я.Ю.

административного истца Бертасовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело N 3а-831/2022 по административному исковому заявлению Бертасовой О.А. о признании недействующим нормативного правового акта в части,

Установил:

Бертасова О.А. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующими со дня принятия пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201.

Требование обосновано тем, что в Перечень включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером N, которое не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку имеет наименование и назначение - нежилое помещение, расположено в здании многоквартирного пятиэтажного жилого дома, по сведениям технического паспорта в нем расположен основной зал и санузел. Осмотра помещения на дату утверждения Перечня не производился, он был произведен только в 2021 году. Включение нежилого помещения в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица и нарушает права и законные интересы административного истца.

В судебном заседании административный истец Бертасова О.А. поддержала заявленное требование в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Относительно заявленного требования Министерство имущественных отношений Самарской области представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилые помещения, расположенные на первых этажах многоквартирных жилых домов используется под офисы или торговые объекты, объекты общественного питания или бытового обслуживания, поэтому министерство включило нежилое помещение в Перечни годы исходя из отнесения его к объектам, предусмотренным пп.2 п.1 ст. 378.2 НКРФ. 25 февраля 2021 года был произведен осмотр нежилого помещения, которым установлено, что оно используется под торговый объект-магазин "Наливная парфюмерия".

Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требование административного истца подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 7 октября 2019 года N 2201, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год.

Нежилое помещение с кадастровым номером N включено в Перечень на 2020 под пунктом N.

Приказ министерства от 7 октября 2019 года N 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158(30741), 23.10.2019 года.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что Бертасовой О.А. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 41,3 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение имеет назначение и наименование - нежилое помещение.

Нежилое помещение расположено в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером N.

Здание многоквартирного жилого дома располагается на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: фактически занимаемый земельный участок жилым домом (многоэтажная застройка).

По сведениям технического паспорта, выполненного по состоянию на 20 ноября 2007 года, в нежилом помещении располагаются основной зал и санузел.

Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого помещения на дату утверждения Перечня на 2020 год административным ответчиком не проводились.

Административный ответчик представил акт осмотра, выполненный 25 февраля 2021 года ГБУ СО "ЦКО", из которого следует, что в нежилом помещении с кадастровым номером N располагается торговый объект площадью 14,5 кв.м., склад площадью 21,3 кв.м, санузел и коридор.

Однако, данный акт осмотра не подтверждает факт использования нежилого помещения в качестве торгового объекта на 2020 год.

Таким образом, сведения Единого государственного реестра недвижимости, технического учета, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, частью которого является нежилое помещение, отсутствие осмотра нежилого помещения на дату утверждения оспариваемого Перечня не подтверждают назначение или фактическое использование нежилого помещения в качестве торговых или офисных объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Доводы административного ответчика о том, что нежилые помещения, расположенные на первых этажах многоквартирных жилых домов используются под офисы или торговые объекты, объекты общественного питания или бытового обслуживания, суд считает несостоятельными, поскольку они не подтверждены достоверными доказательствами.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что нежилое помещение с кадастровым номером N необоснованно включено в Перечень на 2020 год, в связи с чем требование административного истца подлежит удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы 2020 год ), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

Требование Бертасовой О.А. удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N.

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 14 марта 2022 года.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка