САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 11 марта 2022 года Дело N 3а-727/2022
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Мешковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-727/2022 по административному исковому заявлению Саитовой Н.Г. установлении кадастровой стоимости нежилого здания равной рыночной стоимости,
установил:
Саитова Н.Г. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила восстановить пропущенный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением и установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N равной рыночной стоимости по состоянию на 17 мая 2013 года в размере 2 945 000 руб..
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что она является собственником нежилого здания, кадастровая стоимость которого превышала размер его рыночной стоимости, затрагивая ее права и обязанности как плательщика налога на имущество.
В судебное заседание административный истец не явилась, своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, заинтересованные лица ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, Администрация г.о. Похвистнево не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Правительство Самарской области представило письменные возражения, ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области - письменные пояснения.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела, Саитовой Н.Г. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N площадью 235,6 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость указанного нежилого здания, определенная в соответствии с постановлением Правительства Самарской области N 118 от 14 марта 2012 года в размере 4 559 357,12 руб. по состоянию на 17 мая 2013 года, является архивной, поскольку приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 2451 от 25.11.2021 года утверждены результаты новой кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В соответствии с пунктами 6, 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" от 30 июня 2015 года N 28
с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и согласно статье 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года N 107-ГД административный истец уплачивает налог на имущество, исходя из его кадастровой стоимости.
На дату обращения в суд ( 28 декабря 2021 года) у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости нежилого здания, кадастровая стоимость затрагивает права административного истца, владевшего объектом недвижимости на праве собственности, как плательщика налога на имущество, в этой связи пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением подлежит восстановлению.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости N 313/21 от 18 августа 2021 года, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "АМД КОНСАЛТИНГ", которым величина рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером N определена по состоянию на 17 мая 2013 года в размере 2 945 000 руб.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов оценки, отраженных в отчете.
Согласно требованиям статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка выполнена по состоянию на 17 мая 2013 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости нежилого здания.
Оценка произведена в рамках сравнительного подхода.
Давая оценку представленному отчету об оценке, суд отмечает, что отчет соответствует требованиям федеральных стандартов оценки, приведённые в нем выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение, выводы оценщика базируются на достоверных правоустанавливающих документах, отчет содержит определение рыночной стоимости нежилого здания на основе качественных и количественных характеристик объекта оценки, анализа рынка недвижимости и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, расчеты величины рыночной стоимости приведены в рамках выбранного оценщиком подхода и метода. Суждение о величине рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки, квалификация оценщика подтверждена приложенными к отчету документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Сторонами не приведено конкретных замечаний к отчету, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере сторонами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.
Принимая во внимание, что административный истец просил об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N равной рыночной стоимости в размере 2 945 000 рублей, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 28 декабря 2021 года, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Требования Саитовой Н.Г. удовлетворить
Восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением
Установить архивную кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N площадью 235,6 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 17 мая 2013 года в размере 2 945 000 руб..
Датой обращения Саитовой Н.Г. в суд считать 28 декабря 2021 года.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 14 марта 2022 года
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка