СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 марта 2022 года Дело N 33-791/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего - судьи Глуховой И.Л.,

судей: Гулящих А.В., Батршиной Ф.Р.

при секретаре Шкляевой Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдрашитова Р. Ш. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске (межрайонному) (далее - УПФР в г. Ижевске, Управление) о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчете страховой пенсии и взыскании невыплаченной части пенсии, по апелляционной жалобе истца Абдрашитова Р.Ш. на решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 12 июля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Гулящих А.В., объяснения представителя ответчика Прохоровой К.Ф., возражавшей против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия

установила:

Абрашитов Р.Ш. обратился в суд с иском к УПФР в г. Ижевске, в котором просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с учетом включения в страховой стаж периодов работы истца с 1 июля 1976 года по 30 апреля 1977 года и с 20 мая 1979 года по 8 июля 1979 года в колхозе "Искра" с. Иж-Бобья Агрызского района Республики Татарстан (ООО "Искра") с момента первоначального обращения истца за назначением пенсии - с 11 августа 2019 года, указывая в обоснование своих требований, что указанные периоды, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, подлежащие включению в страховой стаж, не были включены в него ответчиком при назначении истцу с 11 августа 2019 года пенсии по старости.

Истец, извещенный о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные исковые требования поддержал.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено судом в отсутствие истца.

Представитель ответчика Снисар Е.В. исковые требования не признала, указала, что после вступления в законную силу решения, на которое ссылается истец, ему был произведен перерасчет пенсии, оснований для ее перерасчета с даты обращения истца за назначением пенсии 11 августа 2019 года не имелось, поскольку пенсия была назначена истцу в соответствии с требованиями пенсионного законодательства.

Решением Индустриального районного суда г. Ижевска от 12 июля 2021 года в удовлетворении исковых требований Абдрашитова Р.Ш. к УПФР в г. Ижевске отказано.

В апелляционной жалобе Абрашитов Р.Ш. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что при первоначальном обращении к ответчику за назначением пенсии истец представил все необходимые документы, подтверждающие, в том числе, и спорные периоды стажа, отказ во включении которых в стаж был оспорен истцом в судебном порядке. Решением Индустриального районного суда г. Ижевска от 18 ноября 2020 года, вступившим в законную силу, подтверждена необоснованность отказа ответчика во включении спорных периодов работы в стаж, на ответчика возложена обязанность включить эти периоды в общий страховой стаж, в связи с чем истец считает, что ответчик обязан был включить указанные периоды работы в стаж и произвести перерасчет пенсии с момента первоначального обращения за назначением пенсии, независимо от обращения истца с соответствующим заявлением.

Определением судебной коллегии от 2 марта 2022 года в связи с реорганизацией УПФ РФ в г. Ижевске произведена его замена на ОПФ РФ по Удмуртской Республике.

В соответствии со ст. 327 ГПК РФ дело судебной коллегией рассмотрено в отсутствие истца, извещенного о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, просившего о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Абдрашитов Р.Ш., родившийся 11 февраля 1959 года, на основании ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон "О страховых пенсиях") является получателем страховой пенсии по старости с 11 августа 2019 года.

При назначении истцу страховой пенсии по старости ответчиком не были учтены периоды работы истца с 1 июля 1976 года по 30 апреля 1977 года и с 20 мая 1979 года по 8 июля 1979 года в колхозе "Искра" с. Иж-Бобья Агрызского района Республики Татарстан.

Факт работы истца в указанные периоды в колхозе "Искра" с. Иж-Бобья Агрызского района Республики Татарстан (ООО "Искра") установлен решением Индустриального районного суда г. Ижевска от 18 ноября 2020 года, вступившим в законную силу 26 декабря 2020 года. На ответчика возложена обязанность включить указанные периоды в общий страховой стаж истца.

29 декабря 2020 года истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии.

Ответчиком 12 января 2021 года принято решение N 473787/20/В об осуществлении с 1 января 2021 года истцу выплаты пенсии по старости в размере 7443 рубля 16 копеек и фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 5686 рублей 25 копеек, общий размер страховой пенсии по старости установлен в сумме 13129 рублей 41 копейка.

2 февраля 2021 года Абдрашитов Р.Ш. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии с учетом включения в страховой стаж периодов работы истца с 1 июля 1976 года по 30 апреля 1977 года и с 20 мая 1979 года по 8 июля 1979 года в колхозе "Искра" с. Иж-Бобья Агрызского района Республики Татарстан (ООО "Искра") с момента первоначального обращения истца за назначением пенсии, то есть с 11 августа 2019 года.

Письмом N А-163/01-15 от 5 февраля 2021 года ответчик сообщил истцу, что ему уже произведен перерасчет пенсии по его заявлению, поданному 29 декабря 2020 года, с 1 января 2021 года - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете пенсии в сторону увеличения.

Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований Абдрашитова Р.Ш., суд первой инстанции дал надлежащую оценку представленным доказательствам в их совокупности, и исходил из того, что на момент обращения Абдрашитова Р.Ш. в пенсионный орган за назначением пенсии 11 августа 2019 года истец не представил документы, с достоверностью подтверждающие период его работы с 1 июля 1976 года по 30 апреля 1977 года и с 20 мая 1979 года по 8 июля 1979 года в колхозе "Искра" с. Иж-Бобья Агрызского района Республики Татарстан, в связи с чем пенсионный орган при первоначальном обращении истца правомерно произвел подсчет его страхового стажа для установления пенсии по старости без учета указанных периодов работы, а перерасчет пенсии произвел после обращения истца с соответствующим заявлением после вступления в законную силу судебного решения, подтверждающего факт работы истца в периоды, ранее не включенные в подсчет стажа.

Оснований не согласиться с выводами суда судебная коллегия не находит.

В соответствии со ст. 14 Закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а после такой регистрации - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года N 1015, установлено, что основным документом, подтверждающим периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 11 Правил).

Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку (п. 60 Правил).

Как усматривается из материалов дела, на титульном листе трудовой книжки истца, представленной им в подтверждение стажа в спорные периоды, имелось исправление в имени владельца трудовой книжки без указания оснований изменения, а также имелись не оговоренные исправления, что послужило основанием для обоснованного отказа ответчиком при обращении истца за назначением пенсии во включении в стаж работы истца периодов, подтвержденных указанной трудовой книжкой. Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением суда, принятым по делу, в котором участвовали те же лица, и в силу ст. 61 ГПК РФ не подлежат оспариванию.

Впоследствии решением суда на основании иных доказательств стаж истца в спорные периоды был подтвержден, что явилось основанием для их учета при исчислении стажа. Оснований полагать, что истцу размер пенсии была определен неверно, поскольку указанные периоды работы не были включены в стаж, по вине ответчика, не имеется.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Как усматривается из материалов дела, истцу перерасчет произведен с 1 января 2021 года, то есть с 1 числа месяца, следующего за тем, в котором было принято его заявление о перерасчете от 29 декабря 2019 года.

При этом суд обоснованно указал, что законных оснований для возложения на ответчика произвести перерасчет пенсии с момента первоначального обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с 11 августа 2019 года, не имеется, так как на дату обращения за назначением страховой пенсии по старости истцом бесспорных доказательств работы в спорные периоды пенсионному органу представлено не было. С заявлением о перерасчете размера страховой пенсии в сторону увеличения истец до вынесения судом решения от 18 ноября 2020 года, подтвердившего факт работы истца в спорные периоды, в пенсионный орган не обращался.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно; доводы апелляционной жалобы выводов суда по существу спора не опровергают. Процессуальных нарушений, которые являются безусловными основаниями для отмены решения суда, а также могли бы привести к принятию неправильного решения, судом не допущено.

При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 12 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Абдрашитова Р.Ш. оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 2 марта 2022 года.

Председательствующий И.Л. Глухова

Судьи А.В. Гулящих

Ф.Р. Батршина


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка