СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 марта 2022 года Дело N 33а-1001/2022

11 марта 2022 г.

г. Петрозаводск


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьиСоляникова Р.В.,

судей Коваленко В.В., Кудряшовой Е.П.,

при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 24 февраля 2022 г. по административному исковому заявлению Соколова Александра Геннадьевича к Территориальной избирательной комиссии Прионежского района о признании незаконным и отмене решения об отказе в регистрации кандидата на должность главы администрации сельского поселения.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что решением Территориальной избирательной комиссии Прионежского района (далее - комиссия, ТИК Прионежского района) от 8 января 2022 г. N 33/1-05 на 20 марта 2022 г. были назначены досрочные выборы Главы Деревянского сельского поселения (далее - Глава).

Административный истец был выдвинут кандидатом на должность Главы избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Республике Карелия" (далее - Партия) и после представления 23 и 24 января 2022 г. документов для регистрации в качестве кандидата им было получено уведомление о наличии ряда недостатков в представленных документах, которые были им устранены 30 января 2022 г. Несмотря на представление всего необходимого пакета документов, комиссия 2 февраля 2022 г. N 38/1-5 приняла решение об отказе в его регистрации кандидатом на должность Главы (далее - решение от 2 февраля 2022 г.).

Полагая, что тем самым нарушаются его права, административный истец просил признать незаконным оспариваемое решение и зарегистрировать его кандидатом на должность Главы.

Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление и удовлетворить административный иск в полном объеме, поскольку судом не были учтены положенияустава партии Социальной защиты (далее - Устав), относящие к исключительной компетенции Совета регионального отделения (далее - Совет) выдвижение тайным голосованием кандидатов на должность главы муниципальных образований в случае отсутствия на территории соответствующего муниципального образования местного отделения Партии, а также факт отсутствия в Прионежском районе ее местного отделения.Вывод суда первой инстанции относительно необходимости созыва общего собрания при невозможности участия в заседании Совета всех его членов не обоснован. Сведения о месте его работы не изменялись, в связи с чем не требовалось представления сведений об их изменении, тогда как новая справка с места работы лишь актуализировала ранее представленную справку с идентичным содержанием.

Прокурором Прионежского района представлены возражения по существу апелляционной жалобы, в которой указывается на законность оспариваемого решения.

В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика Федорова Н.М. и представитель Центральной избирательной комиссии Республики Карелия Футрик Г.Г. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав заключение прокурора Волковой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что административный истец с 5 июня 2020 г. работает в вагонном ремонтном депо Петрозаводск ОА "Вагонная ремонтная компания-1" в должности бригадира (освобожденного) предприятий железнодорожного транспорта.

Общим собранием регионального отделения Партии от 14 февраля 2021 г. сформирован Совет из трех членов, в состав которого вошли, в том числе, Ганюченко Е.М. и Соколов А.Г.

По состоянию на 23 февраля 2022 г. членами регионального отделения Партии являлось 12 человек, из которых 11 проживали на территории г. Петрозаводска, а 1 - в Медвежьегорском районе.

Решением ТИК Прионежского района от 8 января 2022 г. N 33/1-05 на 20 марта 2022 г. были назначены досрочные выборы Главы.

По результатам проведенного 14 января 2022 г. заседания Совета, в работе которого в качестве председателя принимала участие Ганюченко Е.М., а в качестве секретаря - Соколов А.Г., по итогам тайного голосования, результаты которого были определены счетной комиссией, в состав которой вошли оба члена Совета, единогласно было принято решение о выдвижении Соколова А.Г. на должность Главы.

Административный истец 23 января 2022 г. обратился с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом на должность Главы, представив, в том числе, справку работодателя от 4 июня 2021 г. о месте его работы и замещаемой должности.

Комиссия уведомила административного истца о принятом 28 января 2022 г. решении N 37/1-5 (далее - решение от 28 января 2022 г.) о выявленных недостатках в представленных им для регистрации документах, к числу которых была отнесена неактуальность датированной 4 июня 2021 г. справки о месте его работы, а также отсутствие сведений об изменениях в ранее представленных данных о кандидате, которые представлены не были. При этом какой-либо конкретизации, какие именно сведения подлежат представлению, указанное решение не содержало.

Соколовым А.Г. 30 января 2022 г. в комиссию были представлены справка о месте его работы по состоянию на 21 января 2022 г., а также сведения об отсутствии изменений в ранее представленных данных.

По результатам заседания комиссии 2 февраля 2022 г. в регистрации кандидата на должность Главы Соколову А.Г. было отказано по основаниям, установленным пп. "б" и "в" ч. 14 ст. 26 Закона Республики Карелия от 27 июня 2003 г. N 683-ЗРК "О муниципальных выборах в Республике Карелия" (далее - Закон N 683-ЗРК)в связи с несоблюдением предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Закон N 95-ФЗ) требований к выдвижению кандидата, поскольку решение о его выдвижении было принято Советом, а не конференцией (общим собранием) регионального отделения партии Социальной защиты и, кроме того, ввиду отсутствия среди представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, необходимых документов, поскольку представленная справка о месте работы, датированная июнем 2021 г. не может быть признана актуальной, притом что столь позднее представление сведений об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных для регистрации, не предусмотрено.

Не согласившись с оспариваемым решением, Соколов А.Г. обжаловал его в Центральную избирательную комиссию Республики Карелия, которая решением от 10 февраля 2022 г. N 3/29-7 признала его законным.

С настоящим административным иском Соколов А.Г. обратился 10 февраля 2022 г., то есть в установленный ч. 4 ст. 240 КАС РФ срок.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, признавая компетенцию Совета на выдвижение кандидатом на должность Главы, пришел к выводу, что данное выдвижение Соколова А.Г., являющегося членом Совета и счетной комиссии, осуществлявшей подсчет голосов, могло быть принято при большем участии его членов, а исходя из недопустимости "по общему правилу" вхождения в состав счетной комиссии лиц, по кандидатурам которых проводится голосование, решение о выдвижении должно было быть принято общим собранием регионального отделения Партии. Также оспариваемое решение было признано обоснованным ввиду непредставления сведений об изменении данных о кандидате, ранее представленных в комиссию при выдвижении.

Вместе с тем, судом первой инстанции не были приняты во внимание следующие обстоятельства.

Частями 1 и 3 ст. 21 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что муниципальные выборы проводятся в целях избрания, в том числе выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, при этом гарантии избирательных прав граждан припроведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ) законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

Частью 1 ст. 1, ст. 2 ЗаконаN 683-ЗРК закреплено, что указанный Закон устанавливает порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов, гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, которые организуются и проводятся на основе Конституции Российской Федерации, Закона N 67-ФЗ, Закона N 131-ФЗ, Конституции Республики Карелия, настоящего Закона, иных законов Республики Карелия, уставов муниципальных образований.

В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 35 Закона N 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов, при этом выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Законом N 95-ФЗ.Аналогичные положения содержатся в чч. 1 ст. 21 Закона N 683-ЗРК.

Исходя из определения политической партии, данного в п. 1 ст. 3 Закона N 95-ФЗ, как общественного объединения, созданного в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления, к числу важных решений, принятия которых регулируется в нормативном порядке, ст. 25 указанного Федерального закона отнесены решения о выдвижении на выборные должности в органах местного самоуправления.

При этом пп. 1 и 2 указанной статьи определено, что выдвижение кандидатов на выборные должности в органах местного самоуправления принимается политической партией на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, или региональным отделением политической партии, на конференции или общем собрании, а иными структурными подразделениямиполитической партии - общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии (такое право предоставлено местному отделению Партии п. 4 ст. 42 Устава). Указанные нормативные предписания были закреплены в 2005 г.

Вместе с тем, в последующем Федеральным законом от 5 апреля 2011 г. N 44-ФЗ "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О политических партиях" ст. 25 Закона N 95-ФЗ была дополнена п. 3.1, согласно которому в случае отсутствия местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления может быть принято при проведении выборов в органы местного самоуправления коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или ее регионального отделения.

Указанная новелла, исходя из пояснительной записки к законопроекту N 482148-5, принятому по результатам законодательного процесса без концептуальных изменений, была призвана предоставить политической партии возможность наделять коллегиальные постоянно действующие руководящие органы федерального и регионального уровней правом принимать решения о выдвижении кандидатов и списков кандидатов на выборные должности, в том числе, на местных выборах в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие структурные подразделения политической партии.

Исходя из принципов lexspecialisderogatgenerali(определяющего критерий выбора в случае конкуренции общей и специальной норм, регулирующих одни и те же общественные отношения), а также lexposteriorderogatpriori(определяющем, что даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон), положение п. 3.1 ст. 25 Закона N 95-ФЗ имеют приоритет по отношению к общим правилам, закрепленным в пп. 1 и 2 указанной статьи, в случае, если отсутствует местное отделение на территории соответствующего муниципального образования и коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии или ее регионального отделения наделен соответствующими полномочиями уставом.

С учетом указанных нормативных предписаний пп. 2 и 3.1 ст. 25 Закона N 95-ФЗ пп. 3 п. 4 ст. 34 Уставак исключительной компетенции Совета отнесено выдвижение тайным голосованием кандидатов на должность главы муниципального образования в случае отсутствия на территории муниципального образования местного отделения Партии.

Какими-либо положениями Закона N 95-ФЗ, а также Устава не предусмотрено ограничение на участие в голосовании (включая участие в счетной комиссии) самого члена политической партии, ее регионального отделения или их постоянно действующих руководящих органов, в отношении которого соответствующим органом политической партии проводится голосование, притом что из решения Совета от 14 января 2022 г. следует, что оно было принято единогласно, а само указанное решение было подписано председателем Совета, а не административным истцом.

При этом в решении суда не приведено, каким образом, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела (единогласное принятие решения по результатам тайного голосования), участие административного истца в составе счетной комиссии повлияло или могло повлиять на волеизъявление лиц, принимавших 14 января 2022 г. участие в голосовании, и (или) на результаты подсчета их голосов.

Отнесение Уставом к исключительной компетенции Совета вопроса о выдвижении кандидата на должность главы муниципального образования в случае отсутствия на территории муниципального образования отделения партии исключает возможность передачи соответствующих полномочий какому-либо иному органу регионального отделения Партии только и исключительно в связи сучастием лица, в отношении которого проводится голосование, в деятельности Совета при наличии общего кворума.

При этом судебная коллегия особо отмечает, что исходя из содержания оспариваемого решения,указанное обстоятельство не являлось предметом рассмотрения комиссии, в связи с чем ссылка на него судом первой инстанции по существу является изменением оснований его принятия, что недопустимо с учетом разъяснений, содержащихся в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".

С учетом изложенного, того обстоятельства, что на территории Прионежского района отсутствует местное отделение регионального отделения Партии и где не проживают иные ее члены, судебная коллегия приходит к выводу о наличии именно у Совета исключительной компетенции на принятие решения о выдвижении кандидата на должность Главы, в связи с чем иные выводы, как содержащиеся в оспариваемом решении, так и в решении суда первой инстанции, являются необоснованными.

Соответственно, оспариваемое решение является незаконным в части вывода о наличии предусмотренного п. "б" ч. 14 ст. 26 Закона N 683-ЗРК основания для отказа в регистрации административного истца кандидатом на должность Главы.

Относительно довода о непредставлении сведений об изменении данных о кандидате, ранее представленных в комиссию при выдвижении, судебная коллегия отмечает следующее.

В силу чч. 1 и 2 ст. 33 Закона N 67-ФЗ о выдвижении кандидата избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке, при этом соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат по общему правилу считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласиибаллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую с замещением иной выборной должности, в котором указываются, в том числе, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основного место работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

При этом пп. б. п. 2.2 ст. 33 Закона N 67-ФЗ установлено, что вместе с заявлением, предусмотренным п. 2 настоящей статьи, представляются заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).

Согласно ч. 1 ст. 21 Закона N 683-ЗРК в случае выдвижения кандидата избирательным объединением кандидат представляет в избирательную комиссию муниципального образования заявление в соответствии с чч. 2-3, 5.1 ст. 20 настоящего Закона.

В силу чч. 2, 2.2 ст. 20 Закона N 683-ЗРК соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа обобразовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - родзанятий). Вместе с заявлением, предусмотренным ч. 2 настоящей статьи, представляются: копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина; заверенные копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий); если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона N 683-ЗРК для регистрации кандидата, кандидат не ранее дня, следующего за днем официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени представляет в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования следующие избирательные документы:

- подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (п. "а");

- протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (п. "б");

- сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с чч. 2-3 ст. 20, чч. 1 и 2 ст. 21.2 настоящего Закона (п. "в");

- уведомление об открытии специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, либо уведомление об отказе от создания избирательного фонда в соответствии с ч. 1 ст. 42 настоящего Закона, либо уведомление о создании избирательного фонда без открытия специального избирательного счета в соответствии с ч. 17 ст. 42 настоящего Закона (п. "г");

- первый финансовый отчет кандидата, за исключением случая, предусмотренного ч. 1 ст. 42 настоящего Закона, когда кандидатом не создается избирательный фонд (п. "д").

Исходя из буквального содержания п. "в" ч. 1 ст. 23 Закона N 683-ЗРК,представление указанных в ней документов должно осуществляться, если в ранее представленных с заявлением выдвинутого лица о согласии баллотироваться данных произошли изменения.