СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 марта 2022 года Дело N 33-445/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелияв составе
председательствующего судьиФаткуллиной Л.З.,
судейДушнюк Н.В., Евтушенко Д.А.
при ведении протокола помощником судьи К.О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23 ноября 2021 года по иску Р.В.А. к публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 1" о защите трудовых прав.
Заслушав доклад судьиДушнюк Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Р.В.А. обратился в суд с иском по тем основаниям, что с ХХ.ХХ.ХХ работает в филиале "Карельский" ПАО "ТГК-1" на основании трудового договора, с 01.01.2015 занимает должность водителя автомобиля 4 разряда Петрозаводской ТЭЦ. 01.09.2021 истец ознакомлен с приказом ответчика об обязательной вакцинации сотрудников, от получения уведомления о необходимости вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19, от заполнения добровольного информационного отказа от вакцинации отказался. Приказом ответчика от 20.09.2021 N истец отстранен от работы с 21.09.2021. Считая действия работодателя незаконными, истец просилпризнать приказы ПАО "ТГК-1" от 30.06.2021 N, от 27.08.2021 N, от 20.09.2021 N незаконными и отменить их, взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула с 21.09.2021 и по день вынесения решения суда(среднедневной заработок 2227,77 руб.), компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
С таким решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что ответчик без законных оснований и в нарушение Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний" отстранил его от работы. Правительство РФ наделило Министерство здравоохранения РФ полномочиями об определении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, однако Роспотребнадзор РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ такими полномочиями не наделены. Считает, что выполняемаяим работа не включена вперечень работ, требующих обязательной вакцинации. Кроме того, работодателем обеспечено наличие коллективного иммунитета на предприятии.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ПАО "ТГК-1" М.И.Ю. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель истца Д.В.В. доводы жалобы поддержала по указанным в ней основаниям.
Представитель ответчика М.И.Ю. в суде апелляционной инстанции с жалобой истца не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Заслушав представителей сторон спора, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Р.В.А. с ХХ.ХХ.ХХ работает на основании трудового договора в ПАО "ТГК-1", с ХХ.ХХ.ХХ занимает должность водителя автомобиля 4 разряда транспортного участка 2 автотранспортной службы Петрозаводской ТЭЦ.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ПАО "ТГК-1" осуществляет экономическую деятельность в сфере энергетики- производство, распределение, торговлюэлектроэнергией (ОКВЭД ОК 029-2014, коды по ОКВЭД2 - 35.11, 35.12, 35,13, 3530.2, 35.30.5, 36.00).
14.07.2021 истец ознакомлен с приказом работодателя от 30.06.2021 N о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19 в соответствии с составленным графиком. В данном приказе работодатель указал на необходимость предоставления в контакт-центр управления письменного отказа от проведения вакцинации либо заключения о наличии противопоказаний к вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19. Истец предупрежден о возможности отстранения от работы при отсутствии вакцинации в установленные сроки (...).
01.09.2021 истец ознакомлен с приказом работодателя от 27.08.2021 N, согласно которому внесены изменения в приказот 30.06.2021 N в части сроков предоставления работниками письменного отказа от прохождения вакцинации при наличии медицинских противопоказаний, а также сроков отстранения от работы сотрудников, не прошедших обязательную вакцинацию (...).
Р.В.А. отказался от вручения ему под подпись "Уведомления о необходимости вакцинации от COVID-19"и от заполнения "Добровольного информационного отказа работника от вакцинации против СOVID-19", о чем работодателем 15.09.2021 составлен акт (...).
В соответствии с приказом ответчика от 20.09.2021N-лсР.В.А. отстранен от работы с 21.09.2021 в связи с тем, что не прошел обязательную вакцинацию против новой коронавирусной инфекции COVID-19,до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы (...). На период отстранения от работы заработная плата истцу не начисляется.
Постановлением Правительства РФ 31.01.2020 N 66 новая коронавирусная инфекция COVID-19 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
Из ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" следует, что профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 09.12.2020 N 1307н профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ действовал на день отстранения истца от работы, отменен в связи с введением в действие приказа Министерства здравоохранения РФ от 06.12.2021 N 1122н). К категориям граждан, подлежащих вакцинации отнесены взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в частности, работники организаций энергетики.
В силу ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. По общему правилу в период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется.
Положения п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" предусматривают, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
В целях профилактики и предотвращения распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции распоряжением Главы Республики Карелия от 12.03.2020 N 127-р введен режим повышенной готовности, установлены ограничения, запреты и условия осуществления определенных видов деятельности.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Республике Карелия от 27.06.2021 N 3 "О проведении профилактических прививок отдельным категориям (группам) граждан по эпидемиологическим показаниям" во исполнение предоставленных полномочий в связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции и на основании подп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" определены категории (группы) граждан, подлежащих вакцинации против новой коронавирусной инфекции, в их числе граждане, осуществляющие деятельность на основании трудового договора в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, за исключением лиц, имеющих противопоказания к прививке.
Приказомответчика от 30.06.2021 N "О введении дополнительных стимулирующих мер по вакцинации работников филиала "Карельский" ПАО "ТГК-1"предписано обеспечить проведение вакцинации против коронавирусной инфекции в отношении работниковучреждения со сроком проведения профилактических прививок однокомпанентной вакциной или первым компонентом двухкомпонентной в срок до 15.07.2021, вторым компонентом двухкомпонентной вакцины - до 15.08.2021 (...).
Приказом ответчика от 27.08.2021 N "О внесении изменений в приказ филиала "Карельский" ПАО "ТГК-1" от 30.06.2021 N "О введении дополнительных стимулирующих мер по вакцинации работников филиала "Карельский" ПАО "ТГК-1"работникам, отказавшимся от проведения вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19,в срок до 06.09.2021предоставить работодателю письменный отказ от проведения вакцинации. Сотрудники, не прошедшие обязательную вакцинацию, подлежат отстранению от работы с 21.09.2021, исключение составляют работники, имеющие отвод по медицинским показаниям, подтвержденный справкой медицинского учреждения (...).
Проанализировав указанные нормы права, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в иске. Отстранение истца от работы, а также оспариваемые приказы признаны законными, ответчик обязан был выполнить постановление Главного государственного санитарного врача по Республике Карелия, предписания о вакцинации для истца в данном случае обязательны.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается. Разрешая спор, суд верно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы права, регулирующие спорные отношения, представленные сторонами доказательства оценены судом по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности.
Довод жалобы истца о том, что главные государственные санитарные врачи субъектов РФ не наделены полномочиями об определении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, является несостоятельным.
Согласно подп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"при угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний главные государственные санитарные врачи и их заместители в субъектах Российской Федерации могут выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
В соответствии с разъяснениями Федеральной службы по труду и занятости, указанными в письме от 13.07.2021 N 1811-ТЗ,данная прививка становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.Отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить от работы без сохранения заработной платы.
Довод жалобы истца о том, что работодателем обеспечено наличие коллективного иммунитета на предприятии, в этой связи прохождение вакцинациине требуется, основан на неверном толковании указанных норм.
Иные доводы апелляционной жалобы истца выводы суда не опровергают, направлены на переоценку представленных доказательств, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы истца не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23 ноября 2021 годапо настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца- без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка