СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СУДА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 марта 2022 года Дело N 33-116/2022
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Серга Н.С.,
судей Золотаревой Ю.Г., Коневой О.А.,
при секретаре Шаховой И.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе областного государственного бюджетного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" на решение Биробиджанского районного суда Еврейского автономной области от 24.11.2021, которым постановлено:
Исковые требования Стасевича С. В. к областному государственному бюджетному учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" о признании права на получение единовременной материальной выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения удовлетворить.
Признать незаконным решение областного государственного бюджетного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" от 27.07.2021 N <...> об отказе в предоставлении Стасевичу С. В. мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на осуществление капитального ремонта жилого помещения.
Обязать областное государственное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" включить Стасевича С. В. в список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области в 2020 году, и предоставить ему выплату денежных средств на осуществление капитального ремонта жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Серга Н.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стасевич С.В. обратился в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" (далее - ОГБУ "МФЦ") о признании права на получение единовременной материальной выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения.
В обоснование иска указал, что он является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Жилое помещение находилось в зоне затопления и получило повреждения вследствие воздействия паводковых, ливневых и почвенных вод во время функционирования режима чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в 2020 году. Межведомственной комиссией жилое помещение признано подлежащим капитальному ремонту. Между тем в выплате денежных средств на осуществление капитального ремонта решением ОГБУ "МФЦ" от 27.07.2021 ему отказано, поскольку в отношении этого дома в 2019 году аналогичная мера социальной поддержки была реализована.
Просил суд признать решение ОГБУ "МФЦ" от 27.07.2021 недействительным; включить Стасевича С.В. в список граждан для предоставления мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на осуществление капитального ремонта повреждённых жилых помещений, пострадавших в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой ситуацией на территории Еврейской автономной области.
Истец Стасевич С.В., представитель ответчика ОГБУ "МФЦ" в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
От представителя ответчика ОГБУ "МФЦ" поступили возражения относительно исковых требований, согласно которым ОГБУ "МФЦ" иск не признало, ссылаясь на однократность предоставления меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на осуществление капитального ремонта повреждённого жилого помещения.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
В апелляционной жалобе ОГБУ "МФЦ" просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Мотивируя жалобу, указало, что 14.02.2020 решением ОГБУ "МФЦ" N <...> Стасевич С.В. был включён в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей, в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, и в соответствии с пунктом 5 Порядка и условий предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-августе 2019 года на территории Еврейской автономной области, выплаты на осуществление капитального ремонта повреждённых жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан, утверждённого распоряжением правительства Еврейской автономной области от 25.10.2019 N 429-рп, ему была установлена выплата на осуществление капитального ремонта повреждённого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в размере <...> рублей.
Согласно акту обследования повреждённого жилого помещения от 14.05.2021 N <...> капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, проведён частично.
14.09.2020 на территории Еврейской автономной области введён режим чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 15 Порядка и условий предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления выплаты на осуществление капитального ремонта повреждённых жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан, утверждённого распоряжением правительства Еврейской автономной области от 03.02.2021 N 36-рп, основанием для принятия решения об отказе в предоставлении выплаты является отсутствие у гражданина права на её получение.
В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 N 1327, мероприятия реализуются в отношении одного утраченного жилого помещения или повреждённого жилого помещения однократно.
В связи с тем, что в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, уже была реализована мера социальной поддержки в виде выплаты на осуществление капитального ремонта повреждённого жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации 2019 года, получение Стасевичем С.В. меры социальной поддержки в виде выплаты на осуществление капитального ремонта повреждённого жилого помещения в 2020 году не представляется возможным.
Исходя из изложенного, считает, что судом при вынесении решения неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, существенно нарушены нормы материального права, а также выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционную жалобу Стасевич С.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец Стасевич С.В. и его представитель Скрябина Л.А., представитель ответчика ОГБУ "МФЦ" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, исходя из требований статьи 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия неявившихся лиц, с учётом их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 330 ГПК РФ).
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причинённого их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ).
Распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 14.09.2020 N 284-рг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Еврейской автономной области" с 14.09.2020 на территории Еврейской автономной области введён режим чрезвычайной ситуации регионального характера для органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.
Распоряжением правительства Еврейской автономной области от 03.02.2021 N 36-рп утверждён Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на осуществление капитального ремонта повреждённых жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан.
Пунктом 3 названного Порядка предусмотрено, что право на получение выплаты имеют граждане:
а) являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками повреждённых в результате чрезвычайной ситуации жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причинённого расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утверждённой правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ, предусматривающей страхование риска повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли на праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
б) имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на повреждённые в результате чрезвычайной ситуации жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли на праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка выплата предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.
Согласно пункту 6 Порядка повреждённое жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, повреждённых в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Еврейской автономной области, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причинённого расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в 2020 году, формируемый управлением архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области информацию о повреждённых жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области формируют на основании имеющейся у них информации о повреждённых в результате чрезвычайной ситуации жилых помещениях, сформированной в том числе на основании заявлений граждан и с учётом границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, определённых распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 30.08.2019 N 302-рг "Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления".
Из материалов дела установлено, что Стасевич С.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Из акта обследования помещения N <...> и заключения об оценке помещения N <...>, составленных 19.10.2020 межведомственной комиссией муниципального образования "Смидовичский муниципального района" Еврейской автономной области, следует, что обследование вышеуказанного жилого дома проведено по заявлению Стасевича С.В. Жилое помещение получило повреждения вследствие чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в 2020 году. Выявлены следующие несоответствия жилого помещения установленным требованиям: разрушение отмостки; замачивание фундамента, вымывание грунтового основания; замачивание наружного утеплителя стен; замачивание, отставание, плесневение обоев и штукатурного слоя; между кладки блоков трещины (не сквозные) штукатурного слоя; дефекты и повреждения пола (намокание, плесневение дощатого настила, лаг); намокание и разбухание деревянных дверных полотен.
Для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания в жилом помещении межведомственной комиссией рекомендовано выполнить демонтаж отмостки, выемку грунта по периметру здания, просушку фундамента, заполнение пазух грунтового основания под фундаментом, гидроизоляцию фундамента; засыпать разработанную траншею с уплотнением; вовзести отмостку; выполнить демонтаж фасадной панели и наружного утеплителя на уровень 1,5 м от верхней отметки отмостки; выполнить демонтаж штукатурного слоя на уровень 1,5 м от верхней отметки дощатого настила и в районе трещин; выполнить снятие обоев, расшивку трещин блочной кладки, затирку трещин ремонтными составами, оштукатуривание мест демонтажа штукатурного слоя, оклейку обоев, монтаж наружного утеплителя (пенопласт) с заменой, монтаж фасадной панели, демонтаж фанеры 8 мм напольного покрытия, демонтаж дощатого настила; выполнить просушку дощатого настила и лаг; выполнить пропитку антигрибковыми материалами дощатого настила и лаг; выполнить монтаж дощатого настила, монтаж фанеры 8 мм с заменой; выполнить демонтаж дверных полотен и коробок, выполнить монтаж дверных полотен и коробок с заменой.
Решением ОГБУ "МФЦ" от 27.07.2021 N <...> Стасевичу С.В. отказано в предоставлении выплаты денежных средств на капитальный ремонт повреждённого жилого помещения, поскольку в отношении жилого помещения была реализована мера социальной поддержки в виде выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пострадавшего в результате крупномасштабного наводнения 2019 года.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о возложении на ОГБУ "МФЦ" обязанности включить Стасевича С.В. в список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области в 2020 году, и предоставить ему выплату денежных средств на осуществление капитального ремонта жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что, несмотря на предоставление истцу меры социальной поддержки, связанной с проведением капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пострадавшего вследствие чрезвычайной ситуации, имевшей место на территории Смидовичского района Еврейской автономной области в 2019 году, последний имеет право на аналогичные меры социальной поддержки и в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей в 2020 году.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции сделаны с существенным нарушением норм материального права, а также без учёта фактических обстоятельств дела.
Судом первой инстанции не принято во внимание, что в 2019 году выделялись денежные средства для проведения капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Стасевичу С.В.
Так, распоряжением администрации муниципального образования "Приамурское городское поселение" Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области от 27.02.2020 N <...> жилой дом по адресу: <адрес>, повреждённый вследствие чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного ливневыми дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, признан подлежащим капитальному ремонту.
Решением ОГБУ "МФЦ" от 14.02.2020 N <...> Стасевич С.В. был включён в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации в 2019 году, и ему установлена выплата на осуществление капитального ремонта в размере <...> рублей.
Данная сумма выплачена Стасевичу С.В.
Из имеющегося в материалах дела акта обследования помещения от 06.11.2019 N <...>, составленного в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что межведомственной комиссией выявлены следующие несоответствия указанного жилого помещения, повреждённого вследствие чрезвычайной ситуации, имевшей место в 2019 году, установленным требованиям: частичное разрушение отмостки; замачивание фундамента, вымывание грунтового основания; замачивание наружного утеплителя стен; замачивание, отставание, плесневение обоев и штукатурного слоя; между кладки блоков трещины (не сквозные) штукатурного слоя; дефекты и повреждения пола (намокание, плесневение дощатого настила, лаги фанеры OSB, коробление и вздутие фанеры OSB); намокание и разбухание деревянных дверных полотен; дефекты и повреждения инженерных сетей (замачивание розеток и электрооборудования твердотопливного котла).
Установив названные несоответствия, межведомственная комиссия признала жилой дом подлежащим капитальному ремонту, в результате которого необходимо выполнение следующих работ: демонтаж отмостки, выемка грунта по периметру здания, просушка фундамента, заполнение пазух грунтового основания под фундаментом, гидроизоляция фундамента; засыпка разработанной траншеи с уплотнением; возведение отмостки; демонтаж фасадной панели и наружного утеплителя на уровень 1,5 м от верхней отметки отмостки; демонтаж штукатурного слоя на уровень 1,5 м от верхней отметки дощатого настила и в районе трещин; снятие обоев, расшивка трещин блочной кладки, затирка трещин ремонтными составами, оштукатуривание мест демонтажа штукатурного слоя, оклейка обоев, монтаж наружного утеплителя (пенопласт) с заменой, монтаж фасадной панели, демонтаж фанеры 8 мм напольного покрытия, демонтаж дощатого настила; просушка дощатого настила и лаг; пропитка антигрибковыми материалами дощатого настила и лаг; монтаж дощатого настила, монтаж фанеры 8 мм с заменой; демонтаж дверных полотен и коробок, монтаж дверных полотен и коробок с заменой; демонтаж розеток и части проводки, монтаж розеток и части проводки с заменой; замена циркуляционного насоса системы отопления.
Аналогичные повреждения и рекомендации по ремонту жилого помещения указаны в акте обследования помещения от 19.10.2020 N <...> (за исключением повреждений инженерных сетей и рекомендаций в отношении розеток, проводки и циркуляционного насоса системы отопления), связанного с чрезвычайной ситуацией, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в 2020 году.
Однако рекомендации межведомственной комиссии, изложенные в акте обследования помещения от 06.11.2019 N <...>, Стасевичем С.В. выполнены частично.
Согласно акту обследования повреждённого жилого помещения от 14.05.2021 N <...> Стасевичем С.В. в отношении пострадавшего в 2019 году в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, выполнены следующие работы: демонтаж штукатурного слоя, затирка трещин ремонтными составами, оштукатуривание мест демонтажа штукатурного слоя, оштукатуривание стен и их покраска; замена фанеры напольного покрытия, дощатого настила и лаг; обработка стен, пола и лаг антигрибковым составом; замена розеток и части проводки; обшивка пластиковыми панелями потолка на кухне. Стоимость выполненных работ составила <...> рублей.
При указанных обстоятельствах, с учётом того, что капитальный ремонт жилого помещения, пострадавшего в 2019 году в результате чрезвычайной ситуации, не был выполнен в полном объёме, а также принимая во внимание наличие идентичных повреждений данного жилого помещения, установленных после чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, что свидетельствует о непроведении капитального ремонта жилого помещения в рамках выделенных истцу денежных средств в 2020 году, оснований для удовлетворения исковых требований Стасевича С.В. у суда первой инстанции не имелось.
Признание судом первой инстанции за истцом права на получение мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на капитальный ремонт жилого помещения, в связи с чрезвычайной ситуацией, имевшей место на территории Смидовичского района в 2020 году, при отсутствии доказательств освоения в полном объёме денежных средств, выделенных на капитальный ремонт указанного дома истцу, в связи с чрезвычайной ситуацией, имевшей место в 2019 году, противоречит правовой природе социальной поддержки и конституционно значимым целям социальной защиты, которые в данном случае направлены на оказание лицам помощи, связанной с восстановлением жилищных условий, существовавших до чрезвычайной ситуации, и не направлены на неосновательное обогащение пострадавших граждан.