СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 марта 2022 года Дело N 33-626/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Чайкиной Е.В.,

судей Подшиваловой Н.С., Погореловой Е.А.,

при секретаре Печеревиной О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите 1 марта 2022 г. гражданское дело по иску заместителя Шилкинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад N 7 "Алёнушка", комитету образования муниципального района "Шилкинский район", администрации муниципального района "Шилкинский район" о понуждении к совершению определенных действий,

по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации муниципального района "Шилкинский район" Воробьева С.В.

на решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 17 ноября 2021 г., которым постановлено:

"Исковые требования Шилкинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Комитет образования муниципального района "Шилкинский район", Администрацию муниципального района "Шилкинский район" обеспечить финансирование мероприятий по обязательному психиатрическому освидетельствованию работников МДОУ Детский сад N 7 "Алёнушка" п.Первомайский в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

Обязать МДОУ Детский сад N 7 "Алёнушка" п.Первомайский обеспечить прохождение работниками образовательного учреждения обязательного психиатрического освидетельствования педагогических работников в течение трех месяцев с момента финансирования".

Заслушав доклад судьи Подшиваловой Н.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

заместитель Шилкинского межрайонного прокурора в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки деятельности МДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад N 7 "Алёнушка" выявлены нарушения требований федерального законодательства, выразившиеся в отсутствии организации прохождения обязательного психиатрического освидетельствования педагогических работников, осуществляющих трудовую деятельность в образовательном учреждении, что в свою очередь, не обеспечивает полную безопасность несовершеннолетних детей, пребывающих в учреждении. В связи с указанным прокурор просил суд обязать комитет образования муниципального района "Шилкинский район", администрацию муниципального района "Шилкинский район" обеспечить финансирование мероприятий по обязательному психиатрическому освидетельствованию работников МДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад N 7 "Алёнушка" в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу, обязать МДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад N 7 "Алёнушка" обеспечить прохождение работниками образовательного учреждения обязательного психиатрического освидетельствования в течение трех месяцев с момента финансирования (л.д. 3-6).

Решением Шилкинского районного суда Забайкальского края от 17 ноября 2021 г. исковые требования прокурора удовлетворены (л.д.27-28).

С постановленным решением не согласился ответчик администрация муниципального района "Шилкинский район", в апелляционной жалобе глава муниципального района Воробьев С.В. ставит вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения. Ссылаясь на положения Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании", Закона Забайкальского края N 858 "Об отдельных вопросах в сфере образования", указывает, что финансирование заявленных в исковом заявлении мероприятий не относится к полномочиям органов местного самоуправления. Данное направление в сфере образования относится к полномочиям Министерства образования и науки Забайкальского края, которой с учетом заявленных прокурором требований является надлежащим ответчиком. Обращает внимание, что мероприятия по обязательному психиатрическому освидетельствованию педагогических работников требуют значительных финансовых затрат, при этом собственных денежных средств в бюджете района нет, бюджет района в большей его части является дотационным, ввиду чего у администрации отсутствует возможность в дополнительном выделении денежных средств (л.д. 30-31).

Ответчики МДОУ "ЦРР Детский сад N 7 "Алёнушка", комитет образования муниципального района "Шилкинский район", администрация муниципального района "Шилкинский район", надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела в апелляционном порядке, в судебное заседание представителей не направили, об отложении слушания дела не заявили.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя процессуального истца Чадову Е.А., судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В соответствии с абз. 13 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

Абзацем 7 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.9 ч.1 ст.48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники обязаны проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (далее - Правила).

Согласно п.п. 3, 5 Правил, освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Освидетельствование работника проводится не реже одного раза в 5 лет.

Из ст.213 Трудового кодекса Российской Федерации, положений Правил и постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" следует, что требования по прохождению обязательного психиатрического освидетельствования распространяются на всех работников детских дошкольных учреждений.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Шилкинского района проверки исполнения МДОУ "ЦРР Детский сад N 7 "Алёнушка" федерального законодательства об охране труда выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии организации обязательного психиатрического освидетельствования педагогических работников, осуществляющих трудовую деятельность в указанном образовательном учреждении.

Сторонами не оспаривалось, что на момент рассмотрения заявленного спора обязательное психиатрическое освидетельствование педагогических работников в МДОУ "ЦРР Детский сад N 7 "Алёнушка" организовано не было.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, учитывая обстоятельства дела, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, возложив на Комитет образования муниципального района "Шилкинский район", администрацию муниципального района "Шилкинский район" обязанность по финансированию мероприятий по обязательному психиатрическому освидетельствованию работников дошкольного учреждения в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу. В свою очередь на МДОУ "ЦРР Детский сад N 7 "Алёнушка" судом возложена обязанность по обеспечению прохождения работниками образовательного учреждения обязательного психиатрического освидетельствования в течение трех месяцев с момента финансирования.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит, поскольку они основаны на нормативных положениях, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы администрации муниципального района "Шилкинский район", которые сводятся к несогласию с решением суда в части возложения на администрацию обязанности по финансированию образовательного учреждения денежными средствами для устранения выявленных нарушений, основанием к отмене постановленного решения не являются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", как и п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относят вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В силу ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в целях решения вопросов местного значения уполномочены, в том числе на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Из приведенных положений закона следует, что финансирование образовательных учреждений в части их содержания и обслуживания относится к расходным обязательствам муниципального района.

Согласно уставу, утвержденному распоряжением Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям муниципального района "Шилкинский район", МДОУ "ЦРР Детский сад N 7 "Алёнушка" является бюджетным учреждением, учредителем и собственником имущества является муниципальный район "Шилкинский район", функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образованием администрации муниципального района "Шилкинский район" (п. 1.2, 1.3 Устава).

В соответствии с п. 3.1, 3.3 устава предметом деятельности учреждения является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства; обеспечение охраны укрепления здоровья и создания благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности учащихся в самообразовании и получении дополнительного образования. Основными видами деятельности учреждения является реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Собственником имущества учреждения является муниципальный район "Шилкинский район". Имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются: средства бюджета муниципального района "Шилкинский район"; имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, учредителем или приобретенное за счет средств, выделенных учредителем; имущество, приобретенное учреждением по договорам и иным основаниям за счет средств от приносящей доход деятельности; доходы, полученные от приносящей доход деятельности, разрешенной учреждением; добровольные взносы (пожертвования) организаций и граждан; иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 Устава).

Согласно ответу Министерства образования и науки Забайкальского края от 24 февраля 2022 г., данному на запрос суда апелляционной инстанции, в соответствии с действующим законодательством из бюджета края в местный бюджет предоставляются субвенции только на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек для муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Поскольку учредителем муниципальных дошкольных образовательных учреждений является орган местного самоуправления, также учитывая нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым муниципальные учреждения могут финансироваться только из местных бюджетов, все вопросы, связанные с финансированием и содержанием муниципальных учреждений решаются за счет собственных средств местного бюджета, за исключением указанных выше вопросов (л.д. 62).

Из ответа администрации муниципального района "Шилкинский район" от 28 февраля 2022 г. следует, что финансирование МДОУ "ЦРР Детский сад N 7 "Алёнушка" на мероприятия по прохождению работниками медицинских осмотров осуществляется за счет средств муниципального района. Мероприятия по обязательному психиатрическому освидетельствованию работников, имеющих педагогическое образование, не относится к статье расходов, выделяемых на прохождение медицинских осмотров (л.д. 63).

Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на администрацию муниципального района "Шилкинский район" обязанности по финансированию образовательного учреждения денежными средствами. Администрация района в данном случае, в силу приведенных положений закона и учредительных документов, как орган местного самоуправления и учредитель, обязана обеспечить финансирование образовательного учреждения в части мероприятий по обязательному психиатрическому освидетельствованию за счет средств муниципального района. Выполнение данной обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса.

В силу приведенного, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные доводы апелляционной жалобы в той части, что с учетом заявленных прокурором требований к участию в деле в качестве соответчика необходимо было привлечь Министерство образования Забайкальского края.

Иных доводов, которые имели бы правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит. Изложенные в апелляционной жалобе доводы не ставят под сомнение обоснованность выводов суда и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене состоявшегося судебного постановления.

Вместе с тем, учитывая требования ст.ст. 13, 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, приведенными в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", принимая во внимание, что резолютивная часть решения не содержит конкретного указания в отношении каких работников ответчиками необходимо исполнить обязанность, а также источник финансирования, с целью обеспечения исполнимости решения судебная коллегия полагает необходимым изменить резолютивную часть постановленного решения, дополнив ее указанием на то, что обязанность по финансированию подлежит исполнению за счет средств бюджета муниципального района "Шилкинский район", а также на прохождение психиатрического освидетельствования именно педагогическими работниками.

Кроме того, согласно уставу верным является наименование учреждения - МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 7 "Алёнушка". В связи с чем резолютивная часть решения в указанной части также подлежит уточнению.

В остальной части решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 17 ноября 2021 г. частично изменить.

Изложить абзацы 2, 3 резолютивной части решения суда в следующей редакции.

Обязать комитет образования муниципального района "Шилкинский район", администрацию муниципального района "Шилкинский район" обеспечить финансирование мероприятий по обязательному психиатрическому освидетельствованию педагогических работников МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 7 "Алёнушка" за счет средств бюджета муниципального района "Шилкинский район" в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

Обязать МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 7 "Алёнушка" обеспечить прохождение педагогическими работниками образовательного учреждения обязательного психиатрического освидетельствования в течение трех месяцев с момента финансирования

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Шилкинский районный суд Забайкальского края.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 марта 2022 г.

Председательствующий: Е.В. Чайкина

Судьи: Н.С. Подшивалова

Е.А. Погорелова


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка